Фокус и его разоблачение: Белорусский ВПК – что же в нем белорусского?
В течение последних лет военно-промышленный комплекс (ВПК) Белоруссии, с подачи бессменного лидера страны — Александра Лукашенко, работает над созданием собственных образцов вооружения — не связанных напрямую с российской продукцией. Наиболее ярким примером является реактивная система залпового огня (РСЗО) «Полонез», которой собираются вооружить белорусский ракетный дивизион.
Некоторые другие образцы вооружения Белоруссия представила на проходящей в Париже выставке Eurosatory (13−17 июня): шасси из нового семейства МЗКТ-6001, производства «Минского завода колёсных тягачей» — МЗКТ-500 200, МЗКТ-600 103 и МЗКТ-60 020 311. Также впервые публике был показан макетный образец легкобронированного автомобиля МЗКТ-490 100. Помимо МЗКТ, в Париже был представлен ЗАО «ЦНИП», который привез противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Шершень».
Что же касается озвучиваемых задач — то руководство страны желает создать даже собственные самолеты и зенитно-ракетные комплексы (ЗРК), аналогичные по характеристикам российским С-300. Насколько реальны эти амбиции, и действительно ли продукция, перечисленная выше, — успех белорусского ВПК?
«Полонез» — китайский РСЗО на белорусском шасси
Самой яркой, на первый взгляд, продукцией белорусского ВПК является тяжелая РСЗО «Полонез». Комплекс прошел финальные испытания 16 июня 2016 года и вот-вот встанет на вооружение.
На одной пусковой установке «Полонеза» располагаются 8 ракет, способных поражать цели на дистанциях от 50 до 200 км, при этом заявленное круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты на максимальной дистанции составляет 30−50 м, что является отличным показателем. Казалось бы — создан действительно выдающийся комплекс, превосходящий во многом российский «Смерч» и «Торнадо-С». Но не всё так просто — белорусского в «Полонезе» нет практически ничего, кроме шасси МЗКТ-7930.
Скупые благодарности Китаю, который по словам Лукашенко, «помог создать в Белоруссии производство ракетного оружия», на самом деле значат намного больше, чем кажется. По сути, РСЗО «Полонез» является лицензионной копией китайского A-200. Это понятно и по внешнему виду пусковых контейнеров, и по полностью совпадающим тактико-техническим характеристикам (ТТХ). Кроме того, первые испытания «белорусского» РСЗО и вовсе проходили в Китае. Таким образом, в данном случае Белоруссия пошла по тому же пути, что и Турция, также выпускающая «национальную» тяжелую РСЗО, которая на деле является китайской (T-300 Kasirga — лицензионная копия WS-1). Китайская сторона, добившаяся очень серьезных успехов в деле разработки тяжелых РСЗО (пожалуй, Поднебесная опередила всех в этом деле), с удовольствием предоставляет покупателям возможность развернуть производство на территории заказчика, да еще и называть свою продукцию так, как того хочет заплативший.
Таким образом, разговоры о создании «белорусских» ракет являются простой спекуляцией, а страна как не имела собственной школы и продукции в этом направлении, так и не имеет. В результате зависимость от военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией была несколько разбавлена таковой от Китая. Что касается самого «Полонеза» — если его ТТХ действительно соответствуют заявленным (а когда речь идёт о китайской технике — такой вопрос возникает всегда), то Белоруссия получила на вооружение достаточно универсальную систему, которая может выступать как в роли оперативно-тактического ракетного комплекса (за счёт большой дальности пуска ракет и низкого КВО), так и тяжёлой, дальнобойной РСЗО.
Тягачи МЗКТ — вот реальный ВПК Белоруссии
Что касается тягачей производства МЗКТ — то здесь Белоруссия действительно имеет традиции и выпускает действительно востребованную и свою технику. Конечно, в тягачах используются и зарубежные компоненты (двигатели как российского производства, так и западного — на выбор; на некоторых моделях применяется трансмиссия американской компании Allison и т.п.), но конечный продукт действительно можно назвать национальным. Относительно перспектив военной продукции МЗКТ — во многом они зависят от ВТС с Россией. Однако будущее МЗКТ может стать туманными, учитывая бесконечные срывы переговоров по приобретению завода Россией. На этом фоне тот же «Алмаз-Антей» начал устанавливать ЗРК С-400 на шасси производства «Брянского автомобильного завода», заменив продукцию МЗКТ.
Подробнее: ВПК России не может зависеть от лицемерного союзника в Минске — надо спешить
Белорусско-украинская продукция — ПТРК и ЗРК малого радиуса действия
Что касается ПТРК «Шершень», то он является совместной разработкой Белоруссии и Украины. Сама противотанковая ракета разработана на украинском КБ «Луч», а прицельный комплекс — в Белоруссии. Заявленные характеристики изделия примерно соответствуют российскому «Корнету», несколько уступая по бронепробиваемости (1100 мм стали за динамической защитой, против 1200 мм) и по максимальной дальности пуска (5000 м против 5500 м для лёгкой версии, и 7500 м против 8000 м для удлинённых ракет). Как и российский «Корнет», «Шершень» относится к ПТРК поколения 2+ — то есть принцип «выстрелил и забыл» на них не реализован (в отличие от того же американского FGM-148 Javelin).
Предшественник «Шершня» — ПТРК «Скиф» в штучных количествах стоит на вооружении ВС Украины и использовался против сил ополченцев ДНР и ЛНР. Этот ПТРК имел и некоторые экспортные успехи в рамках блока ГУАМ — его закупили Азербайджан и Грузия.
Другой продукт белорусско-украинской кооперации — ЗРК малого радиуса действия Т-38 «Стилет». Данный ЗРК является новой модификацией советского ЗРК «Оса-АКМ». Зенитные ракеты для Т-38 разработало всё то же украинское КБ «Луч», остальные компоненты производит Белоруссия. Новый ЗРК, по словам разработчиков, получил возможность бороться с малозаметными для радиолокаторов целями, также была увеличена дальность стрельбы по сравнению с «Осой». Пока единственным покупателем и оператором «Стилета» является Азербайджан.
Разработка белорусских ЗРК большой дальности и боевой авиации в нынешних условиях невозможна
Несмотря на желание Александра Лукашенко разработать ЗРК, аналогичный российскому С-300, сделать это силами Белоруссии практически невозможно — технологий производства зенитных ракет такого уровня в стране просто нет. Привлечь Украину также невозможно — у Киева у самого имеется огромное количество ЗРК С-300ПС и «Бук», у которых закончился или заканчивается гарантийный срок зенитных ракет, однако возможности наладить их производство у страны нет. Минску же понадобятся многомиллиардные вложения и многие годы работы, что довольно глупо, учитывая, что страна бесплатно получает С-300 в рамках ОДКБ и объединённой системы ПВО.
Разве что можно уповать на всё тот же «китайский» вариант. Пекин смог за 20 лет скопировать российские ЗРК С-300. Китайский HQ-9 по заявленным характеристиками примерно соответствует С-300ПМУ-2, однако несмотря на относительно низкую цену и активную рекламу, никем пока не закупается, что может говорить о несоответствии изделия озвученным ТТХ. В любом случае, закупить дивизион HQ-9 и разместить их на шасси МЗКТ можно всегда. И даже назвать получившееся изделие белорусским именем. Как выше уже говорилось, такой подход активнее всех использует Турция — помимо РСЗО T-300, имеются, к примеру, вертолёты T-129, на деле являющиеся лицензионной копией итальянских Agusta A129 Mangusta. Одной из проблем такого рода сделок является невозможность поставлять на экспорт произведенную продукцию без согласования со страной, которая дала эту самую лицензию на производство.
Что же касается производства авиации — то здесь комментарии излишни. Имеющиеся у Минска заводы могут заниматься ремонтом и частичной модернизацией советских истребителей, однако производство там самолёта «с нуля» представить себе сложно. Только если опять-таки закупить самолёт-комплекты за рубежом и осуществлять сборку на территории Белоруссии.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- Потанин призвал IIHF сначала извиниться за недопуск сборной России
- В массовом ДТП в Москве с участием пожарной машины пострадали 15 человек