Политики, эксперты и заинтересованная общественность по обе стороны гражданского конфликта на Украине пребывают в ожидании. Судя по всем признакам — передвижениям войск хунты и их сосредоточению на линии фронта, риторике официального Киева и, главное — Вашингтона, который ни с того, ни с сего обвинил руководство России и республик Новороссии в эскалации конфликта на Донбассе, — новой крови быть.

Александр Горбаруков, ИА REGNUM

16 августа армия ДНР была приведена в полную боевую готовность. И хотя затем Эдуард Басурин опроверг это, ясно, что это правда. По его же словам, фашисты сосредоточили для наступления у линии фронта три ударные группировки войск в составе до 70 батальонов и почти 500 танков. В Народном Совете ДНР заявили о том, что все войска приведены в полную боевую готовность в ожидании наступления ВСУ. По разведданным, оно должно начаться в ближайшую неделю.

Нет сомнений в том, что очередная кровавая провокация Киева и определенных сил в Вашингтоне закончится позором и на этот раз жестким отодвиганием фронта к границам Луганской и Донецкой областей с тем, чтобы, во-первых, избежать новых обстрелов мирных городов, во-вторых, чтобы принудить хунту к Минску-3 (если, конечно, в Киеве еще будет с кем разговаривать). Тем не менее, потребность разобраться в причинах подобного поведения хунты есть. Т.к. впоследствии этот анализ может пригодиться и для разбора аналогичных конфликтов в других точках постсоветского пространства, которые начинают стремительно дрейфовать в сторону украинского варианта развития событий. Конечно, здесь речь не идет о Белоруссии, руководство которой заняло по поводу гражданского конфликта на Украине четкую и последовательную позицию поддержки официального Киева.

Причины подобного поведения хунты лежат на поверхности. Во-первых, хунта так и не смогла подтвердить свою монополию (монополию государства) на применение силы. Даже после скандала в Мукачево вооруженные боевики, а по сути — террористы, так и не были разоружены. Более того, дальнейшая эскалация событий в Харькове и Чернигове показала, что только экстраординарными усилиями хунта может удержать своих разномастных нукеров от массового кровопролития. Но это показало всем только ее слабость. И на местных выборах осенью ситуация имеет все шансы выйти из-под контроля.

Во-вторых, хунта так и не смогла наладить работу государственного аппарата и государственного организма. Центробежные тенденции в работе госаппарата так и не удалось купировать, анархия и децентрализация продолжают нарастать. Социальная сфера погружается если не в девятнадцатый век, то уж точно в период до второй мировой — достаточно почитать украинские форумы, на которых не только детально (и зачастую нецензурно) описывается происходящее в области образования, культуры, медицины, ЖКХ, но все больше людей задается самокритичными вопросами в духе того, что поделом нам, раз мы такие дебилы.

Все более жесткие заявления об отделении начали звучать не только от восточных регионов страны, но и от западных. А главное — элиты, после Мукачево и неспособности официального Киева и лично президента Порошенко жестко взять ситуацию под контроль, начали налаживать свои схемы выживания в грядущий период без опоры на центральные структуры власти. И это естественно, т.к. они прекрасно поняли — в случае чего никакой помощи от Киева не будет, все — и социалка, и пенсии, и ЖКХ, и силовики, и оставшаяся промышленность — все ляжет на их плечи.

В-третьих, хунта не смогла наладить работы финансово-экономической составляющей государства. Падение курса валюты почти в 3 раза, падение ВВП на 15%, падение торгового оборота во втором квартале текущего года на 24%, снижение ЗВР в 3,5 раза до 6 млрд. долларов, выпадение целых регионов страны из финансово-хозяйственной жизни, и это всего только за полтора года!

В-четвертых, усугубляющиеся проблемы в энергетике, из-за которых может стать не только промышленность, но и остаться без тепла люди зимой в своих квартирах — чего стоит только решение понизить температуру в зимний период до +16 градусов при одновременном росте в 3 раза квартплаты! Т. е. налицо системный политический и экономический кризис, кризис управления, которые наслаиваются на гражданскую войну внутри страны. Этого не выдержит ни один режим без перехода на мобилизационную модель экономики и жесткую политическую модель организации общества.

Но готова ли управляющая элита Украины к такому качественному переходу? — Нет. Даже такие претенденты в фюреры как Ярош и Наливайченко в этом качестве выглядят несерьезно. Поэтому в ее распоряжении остается только очередная военная провокация с целью переложить ответственность за хаос и распад страны перед приходом зимы на руководство Новороссии и России.

Надо признать, что для России это не очень хороший вариант развития событий. Лучше было бы, чтобы хунта посыпалась все-таки после зимы. Для этого можно было бы и угля дать, и газа, и электричества, лишь бы они пережили эту зиму. А так… Запад будет вешать развязывание гражданского конфликта, нарушение Минска-2 и, главное, гуманитарную катастрофу зимы 2015−2016 годов на Россию. И здесь гумконвоями как на Донбасс уже не отделаешься — тридцать пять миллионов населения, это не три.

В результате мы имеем понимание того, что пришедшая к власти в результате государственного переворота в феврале прошлого года военная необандеровская террористическая хунта осознала свою полную государствообразующую несостоятельность. Пришедшая к власти банда так и не смогла запустить работу государства. Поэтому переход к новому витку военного противостояния был неизбежен. Российскому обществу надо готовиться к новому ужесточению западной военно-политической риторики, новым, более жестким санкциям. А российскому руководству начать переходить от медиатехнологий управления общественным мнением к реальной политике с реальными политическими фигурами и силами. Иначе вся политическая конструкция, которая и так висит на одном человеке, может и не выдержать столкновения политических фантомов с реальностью. Жалко, что это не было сделано раньше, когда времени было побольше и оно было поспокойней, а приходится это делать как почти всегда в режиме чрезвычайщины.