Бэсеску и Тимофти больше не хотят «жить по Сталину и Гитлеру»

Экс-президент Румынии Траян Бэсеску считает, что в случае подачи Молдавией заявки на вступление в ЕС она получит отказ, и предлагает Кишиневу задуматься об «альтернативе» в виде «быстрого объединения с Румынией». Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом Бэсеску заявил на брифинге в Кишиневе, куда он прибыл по приглашению молдавского президента Николая Тимофти для получения высшей военной награды Молдавии — ордена «Стефан Великий».

Экс-президент Румынии поблагодарил Тимофти за награду и выступил с продолжительной речью, полностью посвященной перспективам объединения двух стран. Бэсеску заметил, что теперь, по окончании президентского мандата может говорить об этом более откровенно. «На днях мы отмечали 97-летие со дня объединения Бессарабии с Румынией. Сегодня мы два независимых государства, но это никогда не было нашим решением, это решили два преступника — Сталин и Гитлер, и подтвердили Молотов и Риббентроп. Как долго мы будем жить, как того хотели Сталин и Гитлер?» — задался вопросом румынский лидер (Для Бессарабии последствием пакта Молотова-Риббентропа, объявленного недействительным принятой кишиневским парламентом 27 августа 1991 года «декларацией о независимости Республики Молдова», стало ее освобождение в 1940 году от румынской оккупации и присоединение к Приднестровью, в результате чего была создана Молдавская ССР, закон об образовании которой также отменяет эта декларация. Таким образом «преодоление последствий» пакта Молотова-Риббентропа, заявленное в кишиневской «декларации о независимости», означает де-юре отделение от Приднестровья, на которое до сих пор претендует Кишинев, и повторная оккупация Румынией Бессарабии, причем не только той ее части, которую занимает в настоящее время «Республика Молдова» в ее фактических границах, но и Южной Бессарабии и Северной Буковины — т.е. территорий, пока еще пребывающих в составе Украины — прим. ИА REGNUM).

«Принимая во внимание агрессивность России в последние два года, может лучшим решением для румын с двух берегов Прута было бы объединиться, быть вместе? — продолжил Бэсеску. — Это вопрос, который стоит перед нами (Куда более логичным представляется объединение молдаван с обоих берегов Прута. Во всяком случае, это решение соответствовало бы и исторической правде, и исторические же основания для него, в отличие от решения, предлагаемого Бэсеску, имеются. Достаточно вспомнить о том, что Бессарабия до своего вхождения в состав Российской империи в 1812 году, была частью Молдавии, по обе стороны Прута жили молдаване, и никаких румын и Румынии на тот момент просто не существовало. А для присоединения мифических „румын“ Бессарабии к Румынии нет вообще никаких оснований, однако Бухарест уже не одно десятилетие упорно пытается выдать за таковое тот факт, что в первой половине 20 века Румыния дважды оккупировала Бессарабию и оба раза с позором оттуда бежала. Причем последнюю оккупацию кумир Бэсеску, фашистский диктатор Румынии Ион Антонеску осуществлял при помощи и под чутким руководством своего нацистского патрона Гитлера. А после освобождения Бессарабии в 1944 году, Румыния поспешила встать в ряды освободителей Европы от фашизма и нацизма, чем занималась уже под чутким руководством Сталина. За что получила от него в подарок Северную Трансильванию, которую Гитлер перед войной вернул Венгрии. Однако потомки в лице современной румынской политэлиты не оценили подарка. Трансильванские венгры так и не стали румынами и грозят Бухаресту „косовским сценарием“, в чем их активно поддерживает Будапешт. Румынские „аналитики“ в свою очередь демонстрируют феноменальную проницательность и ловко разоблачают „руку Москвы“, управляющую и венгерскими сепаратистами в Трансильвании, и Будапештом. Поэтому Бухаресту нужна Бессарабия, где, как он надеется, „румынский дух“ преодолеет все козни Москвы и воспарит над Прутом, объединяя вокруг себя „румын отовсюду“ — прим. ИА REGNUM). Может, не время осмеливаться думать об объединении двух стран, но, несомненно, самое время думать об альтернативах. Мы можем быть вместе в Европейском союзе. Нужно подумать, какое решение может быть лучшей гарантией нашей безопасности, принимая во внимание события в черноморском регионе, который за последнее время стал самым напряженным местом в мире».

Экс-глава Румынии заметил, что «тот, кто питает иллюзии, что подписание соглашения об ассоциации с ЕС эквивалентно гарантированной европейской перспективе, или не знает, о чем говорит, или знает, но не считает нужным называть вещи своими именами». Он также сказал, что Россия не допустит сближения Молдавии с НАТО. «Следует учесть урок Украины и жесткую реакцию Москвы, когда Украина лишь попыталась двигаться в направлении НАТО и ЕС. Москва не допустит, чтобы Республика Молдова и Украина присоединились к западным системам безопасности, и не примет легко интеграцию этих двух стран в экономические системы ЕС. Я считаю, что у Республики Молдова должна быть альтернатива», — подчеркнул Бэсеску.

Такой альтернативой, по его словам, является сценарий «вынужденного объединения с Румынией», что позволит «быстро, на основе политического решения, закрепленного референдумом», интегрироваться в ЕС и НАТО, «пусть и необычным путем».

Говоря о ранее озвученном им намерении получить молдавское гражданство, Бэсеску сообщил, что пока не подал соответствующей заявки, «потому что политическая обстановка здесь несколько не благоприятствует данному шагу». «Я сделаю это позже», — пообещал Траян Бэсеску, и иронично добавил, что ему «видимо, следует поторопиться». «Скоро будет отмечаться столетняя годовщина объединения Бессарабии и Румынии, кто знает, что произойдет, может и просить будет уже нечего», — с улыбкой пояснил он.

После этой речи слово взял президент Молдавии Николай Тимофти, который сообщил, что всегда ценил «друга» Траяна Бэсеску за откровенность. Тимофти также заметил, что после окончания президентского мандата Бэсеску стал еще более «искренним». «Нам приходится быть осторожными в высказываниях», — предостерег молдавский лидер, добавив, что «многое делается без того, чтобы об этом говорить».

Он также заявил, что Бэсеску, с учетом его «заслуг в консолидации стратегического партнерства между Республикой Молдова и Румынией», может рассчитывать на получение молдавского гражданства в любой момент, когда посчитает нужным.

Справка ИА REGNUM: Под «Великим объединением» 1918 года в Бухаресте подразумевают оккупацию Румынией в 1918 году австро-венгерской Трансильвании и российской Бессарабии. 27 марта 1918 года на заседании бессарабского Сфатул Цэрий (Совет Страны) был поставлен вопрос об объединении Бессарабии с Румынией, а 26 ноября 1918 года под давлением румынских оккупационных войск и при отсутствии кворума 25% депутатского корпуса было принято решение о «безусловном присоединении Бессарабии к Румынии», которое следом было опротестовано значительной частью депутатов, направивших ноту протеста Румынии. Сфатул Цэрий — парламент провозглашенной на территории Бессарабской губернии Российской империи в декабре 1917 года и официально просуществовавшей год Молдавской Демократической Республики, приняв это решение, прекратил свое существование, а следом за ним и сама республика, ликвидированная указом короля Румынии.