Виктор Михайлов: Ликвидация узбекского имама в Турции не снимает проблему борьбы с терроризмом
Информация о расстреле на улицах Стамбула имама и оппонента правительства Узбекистана, радикального исламиста Абдулло Бухори (по другой версии Абдуллох Бухорий) широко разошлась по СМИ. Даже сейчас, спустя две недели после инцидента, убийство имама на ступенях мечети обрастает разного рода подробностями и намеками. К примеру, в ряде ресурсов высказываются предположения о причастности к убийству узбекских спецслужб, подчеркивается версия о группе высококлассных ликвидаторов, прибывших в эту страну для совершения преступления. Четыре дня назад турецкие СМИ обнародовали видеозапись с камер наблюдения, где запечатлен момент расстрела имама, за голову которого, по данным тех же турецких источников, была назначена награда в 250 тысяч долларов. Вместе с тем в сети потрясающе мало информации об одной из ключевых фигур террористического мира Ближнего и Среднего Востока. Аналитическая редакция ИА REGNUM попросила пролить свет на некоторые детали биографии Абдулло Бухори эксперта в области безопасности Виктора Михайлова.
ИА REGNUM: Кто же такой Абдулло Бухари и как началась его история?
Настоящее имя Абдулло Бухари — Мирзаголиб Хамидов, родился он в Андижанской области Узбекистана в 1975 году. Надо отметить, что появился на свет он в семье, где почитали ислам. Мирзаголиб в школе был хорошим учеником, ему легко давались все предметы, особенно иностранные языки — арабский он изучал самостоятельно и успешно. К 20 годам глубокая заинтересованность религией предков привела его к необычному решению — отправится для получения теологического образования в медресе «ДарумУл-ум», что в Пакистанском Карачи. Отдадим должное молодому ученику — медресе он окончил с отличием, знал Коран наизусть, читал в библиотеке медресе на арабском языке многих ученых-теологов, но в основном исповедовавших радикальный ислам. Выучил фарси, урду, свободно говорил по-турецки.
ИА REGNUM: Что привело Хамидова в экстремисты?
Четыре года погружения в идеи крайнего фундаментализма.
Позже, в Пакистане, он обзавелся хорошими связями с исламистами, которые привели его в 1999 году в штаб квартиру ИДУ (Исламское движение Узбекистана — прим. ИА REGNUM) в столице Афганистана, где боевики из этнических узбекских террористических группировок чувствовали себя как дома.
И уже там, в Пакистане, лидеру бандформирования ИДУ Тахиру Юлдашу, Мирзаголиб, который не без успеха прошел первичную диверсионно-террористическую подготовку, пришелся по вкусу. Но самое главное, Тахира Юлдаша поразили глубокие познания Корана молодым боевиком. Пройдет совсем немного времени и боевик, получивший позывные «Абдулло» и «Абдулло Бухари» начинает свой карьерный рост в ИДУ. А уже спустя два года Тахир Юлдаш возвращает смелого, дерзкого полевого командира, знатока Корана и теперь уже одного из своих любимчиков Хамидова в Карачи. Главное поручение — осуществление руководства пакистанским «Меркезом» (центром, фактически основным филиалом ИДУ в этой стране).
Открытие регионального офиса ИДУ было согласованно Тахиром Юлдашем с эмиссарами пакистанских спецслужб еще в 2002 году на встрече, организованной Муллой Омаром в поселке Ванав Северном Вазиристане. На этой встрече Мулло Омар просил пакистанских офицеров разрешить боевикам ИДУ свободно перемещаться по территории Пакистана и открывать свои региональные офисы («дафтары») в Пешаваре и Карачи в обмен на обещание вести боевые действия только на территории соседнего Афганистана. Стороны ударили по рукам, и в качестве дополнительного бонуса Тахиру Юлдашу была обещана военная и финансовая поддержка. Кстати многократные нарушения данных обязательств и привели к спецоперации, начавшейся в середине июня этого года против ИДУ.
На карачинский «Меркез» руководство ИДУ возлагало особые обязанности. Именно здесь, по некоторым данным, хранился бандитский «общак», так называемый «байтулмол». Его, кстати, щедро «пополнили» в 2002 году для инвестиций в местный бизнес от имени узбекских предпринимателей (по совместительству членов ИДУ).
Из этого «общака» выделялись деньги на поддержание семей боевиков, закупку оружия и боеприпасов, медикаментов, обмундирования. Хамидов не только распределял денежные средства, но и активно пополнял «байтулмол». Контролируя несколько крупных торговых точек в Карачи, ставленник Юлдаша активно торговал антикварными и ювелирными изделиями, чаще всего ворованными. В сферу торговых интересов Хамидова входили и запрещенные в Пакистане товары — огнестрельное оружие и наркотики.
ИА REGNUM: Как удавалось иностранцу в такой, мягко сказать, специфической стране как Пакистан, успешно заниматься абсолютно криминальным бизнесом?
Это главная загадка, тут даже предполагать что-либо очень сложно. Зато известно, что немалая часть денежных потоков осела, в конце концов, в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва, где в то время базировались бандформирования ИДУ. Есть данные, что отсюда молодой имам вел оперативное наблюдение за сотрудниками узбекского посольства в столице Пакистана, также есть сведения о хорошо подготовленной информационной базе (от специального отдела ИДУ — «истихборот») о руководителях и чиновниках Узбекистана. Этому «Меркезу» руководство ИДУ придавало особое значение, поэтому Юлдаш часто посещал Карачи, и лично контролировал деятельность своего протеже. Ему нравилось беседовать с грамотным и образованным Хамидовым, с которым он проводил долгие часы в теологических дискуссиях.
Спустя время стало очевидно, что Абдулло Бухори полностью оправдал ожидания лидера ИДУ — через короткое время Хамидову была поручена ответственная работа — вербовка новых рекрутов в мечети «Макки-масжид» иранского города Захедан (административный центр провинции Систан и Белуджистан). В этой мечети обучались основам ислама многие выходцы из стран Центральной Азии. Помогал ему в этом специфическом бизнесе земляк и бывший боевик Союза исламского джихада (СИД) Гофир Салимов. Новичков отправляли для дальнейшего изучения идеям джихадизма и основам диверсионно-террористической активности в так называемые «худжры» в Стамбуле.
С помощью поддельных турецких документов границы для «учеников» Хамидова и Салимова были совершенно прозрачны. Удивительно, но подделки, с помощью которых из Ирана в Турцию переправлялись новые рекруты для джихада, были настолько качественно изготовлены, что не вызывали никаких сомнений у пограничников Ирана и Турции. Кто снабжает Хамидова поддельными документами высокого качества, кто показывает специально подготовленные маршруты для переброски рекрутов в «худжры», фактически, лагеря для подготовки боевиков, кто прикрывает запрещенный бизнес Хамидова? Все это видимо, риторические вопросы.
ИА REGNUM: Известно, что в конце 2002 года произошел разрыв между Абдулло Бухори и лидерами ИДУ. С чем это связано?
Разрыв произошел после возвращения Хамидова из Саудовской Аравии — из общих денег тогда пропало 25 тысяч долларов. Деньги были собраны в Саудовской Аравии по просьбе Тахира Юлдаша. Получается, Хамидов откровенно «кинул» бандитский «общак». После он исчез из Карачи, и как ни в чем не бывало, открыто объявился в Стамбуле, что удивило многих полевых командиров ИДУ.
Факт спокойной жизни Абдулло Бухори, поспешно бежавшего из Пакистана, через Иран в Турцию, кажется еще удивительным потому, что Юлдаш на одной из сходок объявил Абдулло вором и обещал показательно наказать своего бывшего ученика. Но… кара грозного лидера ИДУ не обрушилась на голову любимчика. Почему? Еще один вопрос, на который ответа нет ни у кого.
Однако, хорошо известно, что во время одной из своих поездок в 2006 году, Абдулло Бухори встретился в Мешхеде с Лутфулло Рахимовым (известным среди боевиков ИДУ под кличкой «Сайфулло»), своим товарищем, с которым подружился еще в карачинской медресе. Встреча двух боевиков оказалась взаимовыгодной, потому что, возвратившись вместе в Турцию, они оба занялись активной вербовкой рекрутов в интересах узбекских бандформирований в Афганистане и Пакистане. При этом Хамидову удалось перетащить почти всех «своих» людей из Карачи и Северо-Запада Ирана в Стамбул.
ИА REGNUM: Как он стал авторитетным «духовником»?
Полученное образование помогло Хамидову-Бухори стать имамом в одной из мечетей в Хатайской области Турции. Поэтому, с 2006 по 2007 год он занимается активной пропагандистской деятельностью, внедряя идеи крайнего исламизма среди турецких жителей без каких либо опасений со стороны правоохранительных органов. Более того, Абдулло Бухори удалось параллельно создать несколько бизнес-структур, которые практически открыто занимались криминальным бизнесом — продажей наркотиков, оружием, ворованным антиквариатом. Жалобы местных жителей на незаконные «сделки» Хамидова правоохранительными органами Турции игнорировались.
Знакомство Хамидова с еще одним земляком Акмалем Джурабаевым (основной позывной «Хожи Юсуф»), укладывалось в схему его стамбульской жизни. По стечению обстоятельств во многом судьбы двух узбеков оказались схожими. Хожи Юсуф также служил в ИДУ и был на хорошем счету у Тахира Юлдаша. Известен стал он тем, что проворовался… и бежал в Стамбул. В начале десятых Хожи Юсуф создал узбекский джамаат — «Катайиб Имам Аль-Бухарий» (КИБ), воюющий в рядах сирийской оппозиции плечом к плечу с «Джабхадт ан-Нусры» и «Ахрораш-Шом».
Набравшись определенного опыта, женившись на турчанке (вообще у Хамидова три жены), Абдулло Бухори перебрался в часть Стамбула, известную как «Зайтунбурну». Удивительно, но у спецслужб Турции нет никаких вопросов к иностранному гражданину, беспрепятственно создавшему в Стамбуле незаконные «худжры». В них Хамидов совершенно спокойно обучает мусульман — выходцев из России и Центральной Азии идеям воинственного ислама, готовя их к переправке на базы «Джабхадт ан-Нусры», «Ахрораш-Шом» и КИБ в Сирии. Дружба Абдулло Бухори и Хожи Юсуфом оказалась взаимовыгодной и полезной для обоих.
Наиболее перспективными бандитами в самом скором будущем станут примерно 50 юношей — сыновей боевиков ИДУ и СИД, уже родившихся в Афганистане и Пакистане. Военная подготовка, взрывное дело, умение вести боевые действия в условиях ограниченного городского пространства — ложатся на хорошо подготовленную идеологическую почву. Молодые ребята, абсолютно зомбированные своими родителями и имамами в различных медресе — хорошие ученики для Абдулло Бухори. Для кого готовится узбекская молодежь «второго эшелона» боевиков — то ли для похода на Север, то ли для выполнения специальных заданий в Сирии или Ираке мы узнаем в скором времени.
Прошло время, Тахир Юлдаш к этому моменту был уничтожен, воровство денег из бандитского «общака» забылось, более того, теперь Абдулло — авторитетный кази, который судит, выдает рекомендации боевикам и членам их семей в соответствии с законами шариата. Правая рука Абдулло Бухори — домилля (учитель) в его стамбульском медресе, земляк по кличке «Мухаммад». О нем ходят разные слухи. Поговаривают, что Мухаммад не просто самая приближенная к Хамидову фигура, а скорее соглядатай турецких спецслужб, который не только «крышует» незаконный бизнес Абдулло Бухори, но и снабжает рекрутов, направляемых на войну в Сирию всеми необходимыми разрешительными документами, включая не всегда поддельные паспорта.
Активно действующий джамаат Абдулло Бухори по всем правилам салафизма обучает земляков идеям радикального Ислама. Идеологически подготовленные в джамаате курсанты следующий этап своей подготовки — изучение основ диверсионно-террористического дела завершают в турецких «худжрах», также ранее подконтрольных Хамидову.
ИА REGNUM: Однако 10 декабря авторитетного лидера экстремистов уничтожают. Кому может быть выгодна смерть духовного лидера?
Сложно сказать. Но скорее всего внутри радикальной части узбекской диаспоры Турции происходят сложные процессы: серьезнейшие проблемы в ИДУ, смерть нескольких авторитетных полевых командиров, бегство боевиков Движения и желание присоединиться к войне в Сирии и Ираке, борьба за финансовые потоки, так или иначе связанные с пополнением джамаатов на Ближнем Востоке. Все это накладывается на желание MIT, хоть как то контролировать массу молодых рекрутов из ЦА стран, направляемых в Сирию и Ирак. Все вместе это превращается в бурлящий радикалистский котел, который сегодня варится в Стамбуле.
Ясно, что Абдулло Бухори был яркой личностью среди узбекских религиозных лидеров. Глубокое знания Ислама, умение правильно и красиво выражать свои мысли верующим, причем в равной степени на разных языках, красивый тембр голоса, умение владеть аудиторией — все это справедливо выводило Абдулло Бухори на первые роли в узбекской диаспоре в Турции.
Но вся его просветительская деятельность на ниве салафизма, джихадизма, помноженная на ненависть к светским мусульманским режимам органично разбавлялась его вербовочной работой во славу «Катайиб Имам Аль-Бухарий».
Но есть еще один факт, на который необходимо обратить внимание. В некоторых иностранных изданиях смакуют детали специфической деятельности Абдулло Бухори. Статьи эти явно имеют заказной характер, а значит, к гибели имама вполне могут иметь отношение и спецслужбы, которые сейчас готовят почву под дискредитацию лидера.
ИА REGNUM: Что можно сказать о влиянии Абдулло Бухари?
Хамидов был одной из ключевой фигур в вербовке рекрутов для узбекских джамаатов в Сирии и Ираке. Он даже ухитрялся собирать деньги для отправки рекрутов. Мне кажется, что его проблемы начались именно тогда, когда он в своей вербовочной работе склонил чашу весов для вербовок в джамааты ИГИЛа, а не в Сирию, как было раньше.
Возможно, он пренебрег договоренностями, которые были у него в Стамбуле. Кроме того, надо понимать, что сегодня много боевиков из Средней Азии возвращаются из ИГИЛ в Турцию. Причина — не оправдавшиеся надежды на джихад в Ираке. Это, к слову, самая настоящая головная боль для турецких властей.
Абдулло был ярчайшей личностью из числа узбекских проповедников последних пятнадцати лет. Его справедливо считают одним из четырех самых серьезных узбекских оппозиционных имамов. Но опыт подсказывает, что простое уничтожение лидера террористической организации не решает проблемы борьбы с терроризмом вообще. Через совсем короткое время место Абдулло будет занято. Потому что главная проблема — это не лидеры, а источники финансирования.