В результате Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года произошло воссоединение Западной Украины и Западной Белоруссии с УССР и БССР, воссоединение двух разделённых народов. Почему сегодня Александр Лукашенко и другие официальные лица постсоветской республики предпочитают не вспоминать о 75-летии важного исторического события? О значении даты 17 сентября 1939 года в исторической памяти современной Белоруссии 17 сентября ИА REGNUM рассказал белорусский учёный, политолог и историк, кандидат политических наук Николай Малишевский.

Не очень многие помнят, что празднуемый нашей республикой в июле праздник День освобождения в белорусской истории впервые появился задолго до бурных 90-х. В позапрошлом десятилетии, спустя полвека с момента его первого празднования, он лишь возродился. Еще в далеком августе 1945 года было принято постановление ЦК КП(б)Б «О подготовке и проведении празднования 17 сентября — Дня воссоединения белорусского народа в едином Белорусском государстве».

Именно в этот день — 17 сентября, совместивший в себе две даты — освобождения и воссоединения, был впервые отмечен день освобождения Белоруссии. Именно тогда состоялись первый парад и народные гулянья, завершившиеся торжественным салютом в честь освобождения нашей республики. К сожалению, вскоре, чтобы не обижать братскую Польшу, руководители которой слезно упрашивали Сталина взять их страну в состав Союза очередной республикой, 17 сентября — тогдашний «красный день календаря» превратили в обычный.

Одним из следствий этой нашей забывчивости и уступчивости стала, помимо прочего, развернутая в польских СМИ истерия под общим названием «Польша — жертва преступной политики СССР». Те, кто стоит за подобными провокациями на Западе, в таких случаях почему-то скромно «забывают» о польских блицкригах на Востоке в 1919-1920 годах, о польских же концлагерях, унесших десятки тысяч русских жизней, а также о том, что апофеозом становления фашистской Германии стало заключение 26 января 1934 года 10-летнего германо-польского договора «О дружбе и ненападении». Этот договор между режимами Пилсудского и Гитлера опередил пресловутый «пакт Молотова-Риббентропа» на пять лет.

Произошедшее 17 сентября 1939 года было в своем историческом смысле не агрессией против Польши, а ликвидацией ее агрессии. И это событие достойно того, чтобы вновь занять свое по праву одно из самых значимых мест в нашей истории и литературе. А пока очередной юбилей освобождения и воссоединения нашего народа заставляет нас, людей XXI века, вновь и вновь задумываться — только ли из тактических соображений, чтобы лишний раз не задевать самолюбие гонористого соседа, у нас не вводится официальное празднование Дня воссоединения?