Ануш Левонян: Армения-Карабах-Азербайджан: в чем причины роста военной напряженности?
Резкое обострение ситуации на линии противостояния армянских и азербайджанских сил в Нагорном Карабахе и на границе двух государств - Армении и Азербайджана в конце июля - начале августа 2014 года заставило наблюдателей заговорить о высокой степени вероятности возобновления полномасштабной войны. Об этом говорится и в специальном заявлении министерства обороны Армении.
Основания для подобных опасений имеются: за последние дни стороны потеряли убитыми и ранеными не менее двух десятков человек, есть жертвы и пострадавшие среди мирного населения, в районах противостояния концентрируются значительные силы бронетехники и фронтовой авиации. Ожесточенные перестрелки ведутся с применением не только стрелкового оружия, но и ствольной и реактивной артиллерии.
Разумеется, обе стороны пытаются переложить друг на друга ответственность за происходящее. Однако тот факт, что потери азербайджанской стороны существенно превышают потери армян (ориентировочно в пропорции 4:1), сам по себе свидетельствует, что именно азербайджанские вооруженные силы вели наступательные действия, а Армия обороны Карабаха осуществляла оборонительные меры.
Свою обеспокоенность происходящим выразили министерство иностранных дел России, государственный департамент США (призвавший президентов Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева незамедлительно встретиться и попытаться "возобновить диалог по ключевым вопросам"), Минская группа ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Последняя в лице послов-сопредседателей от России, США и Франции, а также председателя ОБСЕ Дидье Буркхальтера призвала стороны к немедленным действиям для разрядки напряженности.
Вероятно, международный нажим в какой-то степени оказал свое воздействие, поскольку 3 августа напряженность в боевых действиях стала спадать. Во всяком случае, азербайджанские самолеты, совершающие облеты линии фронта в Карабахе, воздушную границу непризнанной НКР не нарушили, а крупные бронетанковые соединения, переброшенные Азербайджаном из глубины, в боях участия не приняли. Более того, стало известно, что на днях лидеры противоборствующих сторон должны встретиться в Сочи. На фоне того, что о готовившихся ранее Францией и США аналогичных встречах в Париже и в Нью-Йорке никто уже и не вспоминает, логично предположить, что переговорный процесс вновь будет вестись под эгидой России.
В свете этого рассуждения некоторых наблюдателей в Ереване, склонных считать, что обострение спровоцировано Россией, не выдерживают критики. Мол, Москва "обиделась" на Сержа Саргсяна, который, будучи в Аргентине, выразил тревогу в связи с растущими российскими оружейными поставками Азербайджану, и это-де стало причиной резкой эскалации напряженности, сравнимой по масштабам с происходящими в период войны 1992-1994 гг. боями. Также российской стороне якобы не понравились недавние высказывания высокопоставленных представителей Нагорного Карабаха, которые отвергли возможность размещения между противоборствующими сторонами российских миротворческих сил. Однако, думается, сегодня российской стороне по ряду существенных причин новая армяно-азербайджанская война и следовательно - фундаментальная дестабилизация всего Закавказья совершенно не выгодна.
Крупные приграничные столкновения могут в какой-то момент выйти за локальные рамки, и в этом случае Москва обязана будет - в соответствии с двусторонним договором о взаимной помощи - вмешаться в ситуацию на стороне Армении. Аналогично, по идее, должны будут поступить и другие государства - союзники Еревана по блоку ОДКБ. На фоне положения в восточных областях Украины и очень неоднозначного отношения к карабахскому конфликту среди стран ОДКБ ничего более нежелательного для России быть не может. Напротив, Россия заинтересована в стабилизации Закавказья, включении не только Армении, но и Азербайджана в Таможенный союз и Евразийский экономический союз, в создании общерегионального рынка и военно-политического "пояса безопасности", который в некоторой степени оградит южное подбрюшье страны от происходящего на Ближнем Востоке.
Можно сказать, что обострение ситуации в Закавказье сегодня выгодно Западу - именно потому, что не выгодно России. Однако и подобный вывод был бы, думается, слишком прямолинейным, особенно, если воспринимать Запад в качестве некого единого целого. Армяно-азербайджанская война полностью обрушила бы транспортно-энергетическую инфраструктуру региона, на много лет лишив Европу надежд на стабильное снабжение энергоносителями из бассейна Каспия. Не стоит и говорить, насколько нежелательна подобная перспектива по причине известных коллизий вокруг поставок российского газа в страны ЕС по территории Украины.
Но тогда, быть может, это выгодно внутренним игрокам? Ведь сказал же вице-спикер армянского парламента Эдуард Шармазанов, что "все мы - политические деятели - должны понимать, что в этой ситуации не нужно играть во власть и оппозицию, все мы должны быть едины". В данной ситуации подобное высказывание можно - при большом желании, конечно - трактовать таким образом, что власть в Ереване напугана ростом общественного протеста в связи с последними подорожаниями, в частности, электроэнергии, и пытается (как уже случалось в годы противостояния в Карабахе) сплотить общество перед лицом внешней опасности. Однако и это предположение видится весьма натянутым. Дело в том, что нагнетание военной напряженности сегодня чревато настолько негативными и разрушительными, причем - долгосрочными - последствиями, что перед ними померкнет любая опасность, проистекающая из социальных протестов. Армянская власть отлично это понимает и играть с огнем в данном случае явно не настроена.
Эксперты ИА REGNUM уже обратили внимание на то, что создание де-факто военной обстановки на линии армяно-азербайджанской границы и на линии огня в Карабахе выгодно тем силам, которые категорически не желают вступления Армении в Таможенный и Евразийский союзы до тех пор, пока не будет внесена ясность в вопрос о статусе Нагорного Карабаха (разумеется, в пользу Баку). Уже не секрет, что именно эта проблема явственно тормозит официальное вступление Армении в постсоветские интеграционные структуры. Такие силы хорошо известны. Помимо самого Азербайджана, это Турция, Казахстан и в какой-то степени - Белоруссия. Причины их негативного отношения к присоединению Армении известны, вряд ли о них следует говорить подробно. Баку и Анкара понимают, что членство Еревана в ТС и ЕАЭС обесценит ведущуюся блокаду Армении, станет поводом к тому, что турецкой стороне труднее будет держать закрытой границу с Арменией, которую она не желает деблокировать ради поддержки азербайджанских претензий на Карабах. Казахстан также неприкрыто и активно поддерживает единоверный и единокровный Азербайджан. "Батька Лукашенко" позиционирует себя в качестве принципиального противника любых "нарушений территориальной целостности". Подход всех этих акторов прост: граница ТС и ЕАЭС не может быть линией фронта.
Все это, безусловно, осложняет положение Армении и создает достаточно серьезные препятствия для реализации экономических и геостратегических задумок России в регионе. В последнее время ситуация еще более осложнилась из-за американского демарша в адрес Еревана. Как известно, посольство США в Армении "предупредило" государственные и предпринимательские структуры республики о нежелательности сотрудничества с теми российскими компаниями и организациями, которые вошли в санкционный список Вашингтона из-за Украины. Учитывая, что подавляющая доля армянских транспортных и энергетических инфраструктур, практически вся связь и заметная часть действующих в стране компаний принадлежит России, которая является ведущим торгово-экономическим партнером Еревана, выполнение подобного требования, как минимум, нереалистично. Тем более это невозможно в случае вступления Армении в ТС и ЕАЭС.
Думается поэтому, что нагнетание военных рисков последнего времени провоцируется Азербайджаном, ощущающим неявную, но существенную поддержку Турции, Казахстана и Белоруссии при "благожелательном нейтралитете" США, который хоть и носит в данном случае ситуативный характер, но от этого не становится менее существенным подспорьем для Баку. О том, как на Апшероне видят решение назревшей проблемы, свидетельствует высказывание азербайджанского эксперта в области безопасности, доктора юридических наук, профессора Кямиля Салимова. По его словам, которые цитирует echo.az, "при создавшемся положении в Нагорном Карабахе и вокруг него необходимо совершить в глобальном смысле геополитический прорыв. Безусловно, одним из выходов является применение силовых мер, а именно начало боевых действий в зоне конфликта для освобождения оккупированных территорий. В этом контексте силовые приемы как способ разрешения конфликта в принципе нельзя исключать из арсенала допустимых средств. Их применение может быть оправдано при условии, что сила, в том числе и вооруженная, применяется в законных рамках, и лишь тогда, когда мирные средства оказались неэффективными".
Трудно сказать, известна ли профессору Салимову консолидированная позиция государств-сопредседателей МГ ОБСЕ относительно того, что карабахский конфликт силой не может быть решен. Но очевидно, что высказанная позиция - опасная, чреватая вполне предсказуемыми последствиями и авантюристическая по своей сути. Отметим, что на днях группа известных европейских экспертов по вопросам безопасности - членов Специальной рабочей группы "Строительство большой Европы" выступила с заявлением относительно рисков утраты контроля за событиями в конфликтных зонах и вероятности непредвиденных эскалаций кризисных ситуаций. В документе, публикуемом Deutsche Welle, говорится. в частности, что ряд инцидентов на Черном море и в Славянске показали возможность утраты контроля над кризисной ситуацией. Авторы документа считают, что "опасность вооруженных столкновений высока в Грузии, Приднестровье и Нагорном Карабахе". "Никто не заинтересован в том, чтобы эти конфликты возобновились, дополнительно осложнив текущий кризис... НАТО, ЕС и Россия должны не только проявлять максимальную сдержанность по отношению к каждому из этих споров, но и использовать свое влияние для недопущения со стороны местных игроков шагов, которые могли бы вызвать внезапную эскалацию конфликта или усиление напряженности между Россией и Западом", говорится в заявлении, которое с российской стороны подписали экс-глава МИД РФ Игорь Иванов и бывший директор Службы внешней разведки РФ Вячеслав Трубников.
Для ситуации, которая сложилась в регионе карабахского конфликта, эти опасения совершенно актуальны. Эксперты призывают политических лидеров дать "четкие распоряжения о соблюдении политики сдерживания на всех уровнях военного командования". Хочется надеяться, что именно такой подход станет доминирующим в ходе предстоящих в Сочи переговоров президентов Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева.
Ануш Левонян, политический обозреватель, Ереван