"Нахрапистая дипломатия" Варшавы: польские послы в странах СНГ соревнуются в антироссийскости
Польша, по-новой раскручивая антироссийскую тему на фоне событий на Украине, явно стремится вырваться вперед среди европейских стран, приподнять свой публично-политический статус и заодно стать законодателем карательных мер против Москвы. В этом порыве все средства хороши, в том числе использование Армении как полигона для нагнетания страстей.
Посмотрим на цепочку взаимосвязанных событий: недавно президент Польши Бронислав Коморовски публично пожурил канцлера Германии Ангелу Меркель за слишком снисходительное отношение к России в свете дел на Украине, за ненастойчивость в введении более жестких санкций. Уловив настроение начальства, а возможно и получив инструкции из Варшавы, посол Польши на Украине Генрик Литвин назидательно огласил следующее свое предписание украинским властям: "Необходимо увеличить усилия в отношении информационной войны и в отношении пропаганды". Не смущаясь возрождением этого советского термина, он поясняет, что пропаганда "героев войны" с Юго-Востоком Украины должна способствовать "мобилизации населения". Вопрос: "Против кого и против чего хочет мобилизовать граждан растревоженной Украины заботливый посол?" завис в воздухе. А то, что такого рода подсказки-указания, да еще с военной терминологией, являются прямым, бесспорным вмешательством во внутренние дела Украины - это, как мы уже подмечали, стало новым, нахрапистым стилем польской дипломатии.
Это - не единичный случай и уже не случайность. Ну как же от такого забега наперегонки с идейными единомышленниками мог уклониться посол Польши в Армении Здислав Рачински?! Тем более, что он привык обращать на себя внимание еще в бытность журналистом, а сейчас на почетной должности посла страдает, подобно потускневшей и покрывшейся морщинами фотомодели, от отсутствия общественного внимания к своей персоне. А что может быть более беспроигрышным в вечно бурлящим по любому поводу бульоне армянской оппозиции, как обличительное раскручивание темы "Советской империи", подбрасывания "ужастиков", как от нее настрадалась Польша, и как хорошо бы жилось армянам в Армении, если бы, наконец, они стали погромче поддакивать своим учителям из Варшавы и смотреть в ту сторону преданными собачьими глазами?! Может быть, что-то и перепало бы тогда с барского американо-европейского стола...
Но отсутствие воображения посла Польши удивляет - он снова избирает тему Катыни, показывает группе своих сторонников в Ереване специально заготовленный польскими пропагандистами фильм. Все присутствовавшие зрители в унисон тяжело и сочувственно вздыхают, даже не сдерживая подобострастия. Посол доволен - пропагандистская акция, хоть и локального масштаба, состоялась - можно поставить "галочку" перед Варшавой. Еще один армянский камушек брошен рукой польского посла в огород России. А на самом деле неплохо бы в качестве второго, дополнительного сеанса после фильма о Катыни показать и впечатляющий художественный фильм "Из ада в ад", снятый по следам событий печально знаменитого еврейского погрома в Польше в г. Кельце в 1946 г.
Соревновательная тактика польских представителей - и Здислав Рачински не исключение, впрочем, примитивна - как можно чаще повторять на все лады одно и то же, полностью игнорируя неудобные, но очевидные факты о поведении самой Польши. Это и зверства и фактическое медленное, но целенаправленное убийство в польских концлагерях от 17 000 до 20 000 красноармейцев, попавших в плен в 1919-1920 г.г. Это и анти-семитское третирование и ограбление еврейского населения Польши в ходе Второй мировой войны, позорные погромы против вернувшихся узников нацистских концлагерей, уничтожение памятников погибшим воинам "Советской империи" за освобождение Польши, среди которых было и немало армян. Ну, а то, что Польша приросла территориями, в первую очередь за счет поверженной Германии, на чем настаивал СССР и затем добился на общеевропейском Хельсинкском совещании навечного закрепления этих границ по рекам Одер и Нейсе? Разумеется, по мнению посла Польши, эти исторические "пустяки" не заслуживают внимания.
Посол даже не подозревает, что прикрепляя фигуру Анастаса Микояна к Катыньскому делу, против памятника которому в нарушение элементарных правил незнакомого в польских журналистских кругах этикета он высказался, он вступает на зыбкую почву. Как раз недавно появилась графическая экспертиза подписей под документом, решившим судьбу пленных польских военных, наглядно доказывающая, что подпись Микояна явно подделана. Вообще, появление некоей копии Катыньского документа в Интернете без указания источника - конкретного Архива, вызывает вопросы. Более того, как мог Микоян поставить свою подпись наряду со Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, когда в день подписания - 5 марта 1940 г., его в кабинете Сталина вообще не было?! Это четко и документально фиксирует журнал посетителей Сталина - а эти журналы его секретариатом велись скрупулезно, не только по дням, но и по минутам входа и выхода из кабинета, и ошибки не допускались. Для того, чтобы попасть в кабинет Сталина, Микояна должны были вызвать - а этому также нет свидетельств, ну а уж "прошляпить" заход и выход одного из членов Политбюро из Главного кабинета - это вообще было исключено.
А ведь тот факт, что польский посол вклинился в полемику вокруг памятника Анастасу Микояну говорит лишь о том, что это ему показалось удобным предлогом отличиться на прежней анти-коммунистической, а ныне - анти-российской тематике. Он явно ставит между ними знак равенства и нашептывает об этом в Ереване тем, кто охотно подставляет уши.
Хотя пора бы уже понять, что многовекторность внешней политики Армении - признак ее "взрослости", всестороннего анализа своих интересов и, наконец, здравого смысла. Подсказываемая из Варшавы альтернатива по формуле "или-или", в чью пользу она бы ни была - ведет к стреноживающей зависимости и к прорехам в национальном суверенитете.
Может быть, пришло время нашим властям провести разъяснительную беседу с послом Польши, раскрыть ему глаза на то, что Армения не собирается становиться стадионом для соревнования между польскими представителями по разъединению и сталкиванию народов, по трансплантации трагических эпизодов истории на современную почву. Послы призваны строить отношения с той страной, в которую их направляют - это аксиома. Или, как минимум, соблюдать приличия, не стараться будоражить жизнь внутри этой страны и осложнять ее отношения с теми, кого она хочет видеть в качестве партнеров. Но может быть у посла Польши противоположные инструкции? Насчет его личных воззрений сомнений уже нет. И все же с чисто человеческой точки зрения хотелось бы задать вопрос: с каким позитивным персональным итогом, с какими реальными по нормальным меркам достижениями рассчитывает уехать из Еревана посол Рачински, если в ходе своего пребывания в Армении он предпочитал все время смотреть в зеркало заднего вида?
Арам Погосян (Ереван)
- Лукашенко лишил званий 21 силовика за их действия в период акций протеста
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- СМИ сообщили о начале переговоров властей и оппозиции Абхазии
- Захарова: «чудо-оружие», на которое молится Зеленский, не изменит ход СВО
- Киев не получил разрешения использовать Storm Shadow для ударов по РФ — СМИ