Итак, Россия и Украина балансируют на грани очередной (третьей по счёту) газовой войны. На фоне "горячих" боевых действий и репрессий на Юго-Востоке, газовый конфликт отошёл на второй план, однако, возможно, он окажет на украинский политический ландшафт не меньшее и долгосрочное влияние. Начнём с ретроспективы - тем более, что газовые войны давно превратились в часть украинской политической мифологии, главным персонажем которой является зловещий тоталитарный сосед, душащий молодую демократию и не дающий ей добиться грандиозных успехов и истинно европейского процветания.

Действительность выглядит несколько иначе. История российско-украинских газовых отношений - это история о том, что украинская сторона всегда получает то, что хочет, но итоговый результат ей почему-то очень не нравится. Итак, в 2005-м Украина купалась в дешёвом газе. Тогдашний контракт, который должен был действовать до 2013-го года, предусматривал фиксированную цену в $50 за тысячу кубометров, плюс оплату "натурой" за транзит, что давало Украине 19,7 млрд кубометров по фактически ещё более низким ценам.

Вторым поставщиком, благополучно использовавшим российскую газотранспортную систему, была Туркмения, за неимением других покупателей, кроме России и Украины продававшая газ по $40-$42. Иными словами, утверждение, что Украина получала газ по $50, в действительности грешит натяжкой - в среднем он был существенно дешевле. При этом "Газпром" закрывал глаза на реэкспорт. Фактически это были субсидии, обеспечившие украинской экономике весьма быстрый рост, положительный торговый баланс и прочие позитивные тенденции в эпоху позднего Кучмы. В целом, это была более чем щедрая плата за внеблоковый статус Украины и относительную лояльность - ничего другого от Украины не требовалось.

Однако в 2005-м случился первый Майдан. Администрация Ющенко сделала однозначно прозападный выбор, который должен был быть оплачен из кармана грабящих Украину москалей. Победивший тандем затребовал среднеевропейскую цену за транзит и разорвал контракт с "Газпромом". В ответ монополия предложила среднеевропейскую цену за газ, составлявшую на тот момент $160-$170 за тысячу кубов. Украинская сторона попыталась вернуться к прежним договорённостям - но было уже поздно. Переговоры затянулись - а между тем, среднеевропейская цена выросла до $220-$230. Субсидировать прозападный Киев в предельной степени и бесконечно никто не собирался, и в январе 2006-го РФ простейшим образом отключила газ.

Итогом стали $98 - всё ещё более чем льготная цена (для стран Прибалтики она составляла $126), 9 млрд. кубометров, которые можно было купить за оплату транзита в денежном эквиваленте при примерно в 1,5 раза сниженной цене за него, и долг в $1,2 млрд. Это поворотная точка в развитии довольно быстро росшей украинской экономики - с этого момента торговый баланс становится отрицательным. Тем не менее, это всё ещё субсидии. Проблема в том, что по условиям соглашения украинская сторона навязала "Газпрому" и туркменам посредника в лице конторы под названием "РосУкрЭнерго" (РУЭ), где российской газовой монополии косвенно (через "Газпромбанк") принадлежало лишь 50%. Остальное досталось Дмитрию Фирташу и Ивану Фурсину. При этом, за спиной Фирташа стоял ни кто иной, как Семен Могилевич (один из лидеров солнцевской ОПГ, арестован ФСБ в 2008-м, но доказать ничего не удалось; ФБР США предлагает за информацию, которая приведёт к его аресту, $100 тыс). Как итог, вместо $98 Украина получала газ всё по той же среднеевропейской цене в $230.

Далее мы вторгаемся в бездны WikiLeaks., а точнее, в доклад тогдашнего посла США на Украине Уильяма Тейлора о встрече с Фирташем в 2008-м. "Во время встречи, длившейся два с половиной часа, Фирташ рассказал послу, что он непубличный человек, который, с недавних пор, все активнее начал погружаться в украинскую политику. Он признал, что "верно служил" президенту Ющенко в качестве неофициального советника во время напряженных газовых переговоров с Россией и политического кризиса во время "оранжевой революции" 2004 года. Он сообщил, что по просьбе президента трижды встречался с Ющенко на его даче на прошлой неделе". Это же подтверждает экс-глава секретариата Ющенко Олег Рыбачук. "Насколько часто они встречались в частной резиденции президента, мне неизвестно, но, как рассказывали мне коллеги, он принимал очень активное участие в переговорах".

"Я не раз заводил с президентом разговор о том, что газовая схема с участием "РосУкрЭнерго" недопустима. Каждый раз в ответ Виктор Андреевич просто молчал и отводил глаза. По многолетнему опыту общения с ним я отлично знаю эту реакцию: Ющенко молчит, если он не согласен с твоими доводами, но не может аргументированно спорить". Примерно в этом месте у Москвы, очевидно, родилась стойкая идиосинкразия на Майдан, потому что воровать так, как воровала эта команда, казалось бы, уже нельзя.

Столь же скептически на бизнес своих конкурентов смотрела вернувшаяся во власть в 2007-м Юлия Тимошенко, и в 2008-м РУЭ равноудалили из торговли российским газом. Тем не менее, посредник успел накопить долг в $2,4 млрд. - и Кремль потребовал оплаты, параллельно объявив Фирташа и Фурсина в федеральный розыск. Здесь трогательное согласие между Миллером и украинской "газовой богиней" закончилось - несмотря на то, что Ющенко признал долг (естественно, свалив вину за его возникновение на премьера), Тимошенко отказалась платить, заявив, что это долг не государства, а именно РУЭ.

При этом в конце года Ющенко попытался вернуть структуру в игру. "РосУкрЭнерго" предлагало цену в $285 против $235 у "Нафтогаза" ("Газпром" хотел получить $250), однако Москва посмотрела на Фирташа косо, предпочтя схему - меньше денег, но прозрачные схемы. Реакция президента Ющенко на чинимые миллиардеру убытки и жестокое издевательство над кристально честным украинским бизнесом была жёсткой и однозначной - с переговоров отозвали делегацию... "Нафтогаза"; при этом последний отказался гарантировать транзит. Ющенко и Фирташ хотели денег любой ценой - и недостаточная гибкость Кремля вызвала у них искреннее недоумение.

В итоге 1 января 2009-го РФ снова прекратила поставки газа Украине. "Война", сопровождавшаяся беспардонным отбором газа "украинскими партнерами" продолжалась до 19 января. В, целом, в ходе этой примечательной эпопеи можно наблюдать всю украинскую классику - шантаж транзитом, завывания еврочиновников, заявления киевских политиков о том, что Россия грабит Украину, назначая нерыночные цены (на самом деле составлявшие тогда $320), требования "технологического" газа бесплатно (то есть даром) при полных газовых хранилищах и ультрапатриотическую пропаганду (Ющенко: "это "шантаж каждого из вас", "одна из форм повышения рисков вашего существования, стабильности"). Конечным итогом стала договорённость, в соответствии с которой цены на газ привязывались к ценам на нефть (точнее, на нефтепродукты - газойль и мазут) с ежеквартальным пересмотром - т.е. по общепринятой европейской формуле, принятой ещё в 1960-х с подачи правительства Нидерландов. Очевидно, украинской стороне это показалось выгодным - в начале 2009-го цена барреля проваливалась до $33,67, и в Киеве полагали, что это надолго. Дополнительным "пряником" стала 20% скидка на год - юго-западной соседке дали время на повышение энергоэффективности производства. Так или иначе, в 2009-м схема сработала - газ стоил Украине $228 за тысячу кубометров, практически вдвое дешевле, чем менее "продвинутым" пользователям; де-факто это означало субсидию на сумму порядка $5 млрд. Тем не менее, вернуть "РосУкрЭнерго в игру тандему Фирташ-Ющенко не удалось. Фирташу осталось зарабатывать на "Нафтогазе" - последний, старательно проигрывая суды, "подарил" ему в 2010-2012 газ на сумму около $5 млрд.

Дальнейшее представить себе несложно. Уже в начале 2010-го выяснилось, что Киев традиционно обхитрил сам себя - цена на нефть превысила $80, и газовые цены потянулись следом; при этом срок действия скидки истёк, а между тем в 2009-м на Украине занимались отнюдь не повышением энергоэффективности. Как итог, в первом квартале 2010-го цена газа для Украины составила $300-$310 (в среднем по Европе - $308). Пришедшая к власти администрация Януковича неожиданно осознала, что соглашение Путин-Тимошенко были "преступными", а цена - естественно, "нерыночна". Итогом стали Харьковские соглашения - в обмен на пролонгацию пребывания Черноморского флота в Севастополе до 2042-го, Киев получил 30% скидку, которая, впрочем, не могла превышать $100. Иными словами, цены вернули в 2009-й, продолжая субсидировать украинскую экономику - что не помешало украинским политикам запеть традиционную песню о грабеже незалежной (так, Арсений Яценюк утверждал, что европейские страны платят по $170-$220; вполне типичный случай беспардонной лжи).

К концу года к оппозиционному хору присоединились власти - цены выросли до $256,7 за тысячу кубометров, и администрация Януковича снова неожиданно осознала, что подписанный ею контракт - "нерыночный". Киев стал добиваться дополнительных скидок - но Москва уже успела разобраться в том, что представляет собой ставленник "донецких". Снижать цену в разы по отношению к среднеевропейской ради дальнейших успехов движения по еврошляху на фоне невыполнения "прорусских" предвыборных обещаний Кремль не собирался, и контракт пересмотрен не был.

С тех пор основных занятий у киевских властей было три: а) дорогостоящие и бессмысленные проекты по снижению газовой зависимости от России

б) попытки, наконец, добиться скидок

в) агитация и пропаганда - так, подавляющая часть украинцев свято верит в то, что получает "самый дорогой газ в Европе".

Разберём последний пункт чуть подробнее. Начало саге о "самом дорогом газе" положил экс-премьер Николай Азаров, регулярно воспроизводивший этот тезис на протяжении нескольких лет с конца 2010-го. Как пример, цитата 2011-го: "Украина получает газ по формуле Тимошенко значительно дороже, чем получает газ Германия, значительно дороже, чем получает Польша. Это что, нормально? Это что, вписывается в стратегическое партнёрство? И по большому счёту Россия будет вынуждена с нами согласиться". В реальности на момент произнесения этой возмущённой тирады Германия получала газ по $355, Польша, Чехия и Словакия - по $340-$360, Украина - по $295. Азаров, мягко говоря, занимался манипуляциями - "забыв" о скидке и транспортной составляющей и указывая базовую цену газа, существовавшую только на бумаге. Со временем это стало правилом хорошего тона у украинского истеблишмента - так, выступая в начале 2013-го, заместитель министра угольной промышленности и энергетики Владимир Макуха дежурно оповестил мир о том, что в 2012-м Украина покупала газ по $416-$426, а в первом квартале следующего - по $432. Вряд ли стоит уточнять, что таких цен для Украины не существовало НИКОГДА. Такова была общая стилистика переговоров и пропагандистских атак, ожидаемо не приводивших к каким-либо результатам в течение трёх лет.

Так или иначе, премьер России Дмитрий Медведев абсолютно прав: история газовых отношений России и Украины - это история бесконечного субсидирования украинской экономики, постепенно сжимавшегося по украинской же инициативе, паразитирования местных "элит", фактически обложивших РФ данью, и смертельных обид Киева по поводу того, что субсидии недостаточны, а паразитирование - недостаточно безнаказанно. Разумеется, это происходило под крики патриотически настроенной украинской общественности, решительно обиженной на москалей за то, что те не дают заработать Фирташу, Могилевичу, Тимошенко и прочим - на той же самой общественности.

Дальнейшее достаточно хорошо известно - коллапсирующая украинская экономика всё же получила газ по $268 за тысячу кубометров (максимальная цена в 2013-м составила $398) и кредит на оплату накопившегося газового долга. Для сравнения - средняя цена для Италии в 2013-м составила $418, Германии - $479, Франции - $555. Сравнительно дёшево газ поставлялся в Турцию, с которой "Газпром" связан давно заключённым 25-летним контрактом ($388) и Британию ($330), где газовая монополия, очевидно, сделала ставку на активное расширение своей доли рынка.

Иными словами, Украина получила ультральготную цену по любым стандартам - однако, естественно, Москва не дождалась и тени благодарности (сознательные патриоты Украины немедленно сделали вывод, что $268 - это рыночно, а ранее цена была завышена). Эти же расценки сохранились и после февральского переворота - РФ добросовестно поставляла газ в течении всего первого квартала, и продолжает поставлять его сейчас. Между тем, киевский режим полностью перестал его оплачивать со второй половины февраля - при том, что на оплату ушла лишь половина выделенного кредита. В итоге только за март долг Украины вырос на $550 млн, достигнув $2,2 млрд. Практически мы спонсировали и спонсируем враждебный России режим.

1-го апреля "Газпром" объявил об отмене "скидки Януковича" и повышении цен до $385,5 - официально из-за неисполнения обязательств по погашению долга и отсутствия оплаты текущих поставок. 3-го апреля были денонсированы Харьковские соглашения и цена выросла до $485. Впрочем, как пояснили источники в Москве, речь шла о превентивной мере - фактически цена должна была приблизиться к $500 в случае возможных эксцессов с украинской стороны. 7-го апреля наступил дедлайн по расчётам за март. Иными словами, "холодная" фаза газовой войны началась ещё две недели назад.

Между тем, реакции Киева становились всё менее адекватными. 4-го апреля украинский профильный министр Юрий Продан заявил, что в неуплате за газ виновата... Россия. "Были обязательства, договоренности. Среди этих договоренностей 2013 года были также обязательства российской стороны о предоставлении Украине кредита в размере $15 млрд. Вы знаете, первая часть кредита в декабре 2013 года в размере $3 млрд. была выплачена и была получена Украиной. Вторая часть обязательств наступала в феврале 2014 года. При этом российская сторона взяла обязательство также выделить Украине кредит в размере $2 млрд. Притом были договоренности, обязательства со стороны Украины - о том, что Украина эти деньги оплатит как соответствующие платежи за газ. Такие договоренности были. Сейчас мы ищем подтверждения этих договоренностей официально, письменно". При этом Украина настаивала на сохранении прежней цены на газ ($268). Иными словами, Москве предлагалось сохранить массированное субсидирование и кредитование нового украинского режима. Проблема в том, что никаких обязательств по кредитованию, увязанных с газовым контрактом, у РФ нет, и не было.

5-го апреля Продан ещё продолжал утверждать, что обеспечит транзит газа в Европу независимо от развития "диалога" с Россией, но затем позиция Украины начала стремительно эволюционировать. Уже 8-го апреля министр заявил о том, что при цене в $500 под угрозу будет поставлен транзит, и прямо назвал действия РФ экономической войной. На следующий день глава Национального банка Украины Степан Кубив поразил финансистов свежим открытием в области кредитно-денежной политики, сообщив, что Украина уже "вернула" РФ трёхмиллиардный кредит, оплатив им газ. Здесь примечательна, во-первых, как альтернативная логика, в силу которой потраченный кредит считается возвращённым. Во-вторых прямая ложь - на оплату газа ушло лишь $1,6 млрд., в то время как $1,4 млрд. исчезли в неизвестном направлении (очевидно, именно этим объясняется резкое снижение темпов сжатия золотовалютных резервов НБУ). 9-го Минэнерго реализовало свои угрозы, прекратив закачку газа в подземные хранилища (ПГХ) - что практически гарантировало перебои с транзитом. Киевский режим фактически предложил Москве содержать себя, прибегая к традиционному транзитному шантажу. Тогда же на совещании в Кремле было решено, что Украину следует перевести на предоплату - что официально было возможно сделать 17-го апреля; повод для отключения газа появлялся с 1-го мая. При этом ЕС и США предложили самим содержать "своих сукиных детей". Путин: "Как известно, наши партнеры в Европе признают легитимность сегодняшних киевских властей, но ничего не делают для того, чтобы поддержать Украину. Ни одного доллара, ни одного евро".

Далее произошло следующее. Практически одновременно глава "Нафтогаза" Андрей Коболев прямо увязал возможность "расплаты" с сохранением прежней цены. Позднее были обозначены сроки, в течение которых должно быть заключено новое соглашение - по словам местного Минэнерго, в случае отключения газа Украина будет способна обеспечивать транзит в течение трёх месяцев за счёт имеющихся запасов.

Позиция ЕС и МВФ оказалась более конструктивной. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер: "Нет причин паниковать. Я готовлю решение, чтобы Украина заплатила "Газпрому" из пакета кредитов, выделенных МВФ, ЕЦБ и Всемирным банком". Позднее Евросоюз выдал ещё два противоречивых сигнала. С одной стороны, президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу выступил против введения предоплаты и фактически возложил на "Газпром" ответственность за обеспечение транзита. С другой, Эттингер подтвердил своё заявление о необходимости помочь Украине в оплате $2,2 млрд. газовых долгов. Сходное заявление сделал глава департамента внешних связей МВФ Джерри Райс.

Параллельно РФ сформулировала окончательные условия предоставления финансовой помощи Украине, включавшие конституционную реформу, легитимные выборы, урегулирование на Востоке и "легитимизацию ситуации вокруг Крыма".

Иными словами, к середине прошлой недели ситуация выглядела так. Платить Киев не будет - даже турецкий минимум (около $400 за тысячу кубометров) выльется в $12 млрд. Вместе с оплатой долгов ($10 млрд.) это за год съест практически всю ОБЕЩАННУЮ западную помощь. Проблема западной авантюры в Киеве в том, что она по умолчанию предполагала, что за всё заплатит РФ - которую заранее назначили виновной в украинском кризисе. При этом фактически трёх месяцев на переговоры у ЕС и Украины нет - в хранилищах лишь 8 млрд. кубометров газа и извлечь его оттуда полностью технологически крайне сложно. Альтернативных источников газа у Украины фактически нет. При газовом импорте порядка 30 млрд. кубометров в год максимально возможный объём поставок из Европы - 12 млрд. кубометров, при этом 10 из них - приходится на Словакию, относящуюся к перспективам реверса неоднозначно. Проблема в том, что новые украинские власти не готовы ни вкладываться в строительство соответствующей инфраструктуры, ни гарантировать её загрузку. В итоге Словакия без согласования с "Газпромом" готова поставлять лишь 3,2 млрд. кубометров. При этом поставки порядка 1 млрд. кубометров в режиме реверса в прошлом году позволили Украине сэкономить лишь $34 млн. Если ситуация воспроизведётся, то экономия останется "копеечной" и в этом году.

Ещё более абсурдной является идея импорта сжиженного природного газа - Турция вполне чётко заявила, что не будет пропускать газовозы через Босфор. При этом СПГ крайне дорог - так, газ из Катара на 40-50% дороже российского. Иными словами, никаких шансов уйти от газовой зависимости у Украины нет.

Столь же абсурдна риторика Запада и украинского истеблишмента, угрожающего РФ изоляцией от европейского газового рынка в случае "неправильного" поведения Москвы. Рассмотрим ситуацию подробнее. Экспорт "Газпрома" в Европу в 2013-м - 139,92 млрд. кубических метров в год. Именно этот объём необходимо заместить. Возможных источников поставок в случае с Европой несколько. Наиболее разрекламированный - США, которые готовятся приступить к экспорту СПГ (их добыча достаточно быстро растёт за счёт сланцевых технологий), далее следуют Иран, Азербайджан, Алжир и Катар. Норвегия и Нидерланды безнадёжны по умолчанию - голландцы снижают добычу, усугубляя дефицит собственного газа в Европе, норвежцы просто не в состоянии её радикально нарастить, а после 2020-го она будет быстро снижаться. При этом добыча газа в странах-импортёрах неуклонно падает (так в Германии она снизилась с 16,9 млрд. кубометров в 2000-м до 10,6 в 2011-м), а потребление - растёт, в частности из-за "сворачивания" атомной энергетики.

Итак, рассмотрим возможные альтернативы. Начнём с Ирана - ситуация с ним предельно проста. ИРИ ввела эмбарго на продажу газа и нефти в страны ЕС в начале 2013-го в ответ на "враждебную политику по отношению к Ирану" (проще говоря, санкции). Жест был во многом символическим, однако тот же тезис был повторён в начале этого года, когда санкции решили снять - но в модифицированном варианте. Теперь поводом для эмбарго стала враждебная политика по отношению к Ирану и... России. Параллельно между РФ и ИРИ была заключена беспрецедентная бартерная сделка по поставкам нефти в Россию, минуя расчёты в долларах. Иными словами, во-первых, потенциальные конкуренты прекрасно ладят друг с другом. Во-вторых, основные объёмы иранского газа будут добываться китайскими компаниями и отправятся в Китай. Столкнуть лбами Тегеран и Москву Западу не удастся - скорее, европейский рынок мирно поделят. Далее, Катар на данный момент просто не располагает излишками газа (всё мировое предложение СПГ - 120 млрд. кубометров), и экспортирует его преимущественно в Восточную Азию - по весьма впечатляющим ценам Что касается Азербайджана, то предел его возможностей - около 4% европейского рынка. Алжир располагает лишь 4 трлн. кубометров газовых запасов (это примерно семилетнее потребление Украины или менее чем пятилетнее - Германии), а существующая трубопроводная сеть способна обеспечить лишь 47% потребления газа в Испании.

Иными словами, единственный шанс Европы - это США, чей экспортный потенциал оценивался в 200 млрд. кубометров, а цены на внутреннем рынке Штатов составляют $135 за тысячу кубометров. Однако в этой благостной картине есть ряд штрихов, которые её откровенно портят. В краткосрочной перспективе массированный экспорт газа из США невозможен - пока они чистый импортёр (60 млрд. кубометров из Канады), и выход на самообеспечение ожидается не ранее 2017-го. Начало экспортных поставок также не обещает европейцам море дешёвого газа. Министр энергетики США Эрнест Монис в интервью чешскому телевидению: "Если мы возьмём современную стоимость газа на американском рынке и прибавим к этому расходы на сжижение газа, транспортировку, разжижение и, возможно, еще на строительство какого-то газопровода, то цена - если этот газ будет поставлен в Чехию - будет примерно такой же, какую вы платите сейчас". При этом операции министра с внутренними ценами США грешат сильным лукавством - они радикально занижены. Добыча сланцевого газа сейчас нерентабельна. Так, Royal Dutch Shell списала $2,2 млрд. из-за убытков, связанных с разработкой месторождений сланцевого газа. Годом раньше сланцевый проект обернулся пятимиллиардными убытками для BHP Billiton.

Повышение внутренних цен на газ в США - вопрос времени, и оно будет значительным. Штаты в весьма близком будущем столкнуться со снижением добычи нефти и закрытием длинного ряда энергоблоков на АЭС - и "выпадающую" энергию надо будет чем-то компенсировать. При этом стоит учитывать и тот факт, что запасы газа, как показали последние исследования, оказались завышенными (на 7,5%). Итого: США, очевидно, никогда не будут способны конкурировать с РФ на европейском газовом рынке.

Иными словами, выбирая между газовой войной и субсидированием антироссийского режима в Киеве вообще, и охотника за головами российских граждан г-на Коломойского в частности, РФ стоит выбрать газовую войну. При этом вся история российско-украинских отношений показывает, что субсидирование Киева практически не приносит политических дивидендов - добрые намерения ничто против хорошо отлаженной пропагандистской машины. ЕС и США должны оплатить свои "успехи" - настолько дорого, чтобы не возник соблазн их повторить.

Евгений Пожидаев - международный обозреватель ИА REGNUM