Руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков специально для ИА REGNUM прокомментировал ситуацию на Украине, рассказал, кому выгодны беспорядки и стоит ли ожидать распада Украины.

В прессе можно встретить мнение, что беспорядки 19 января и выдвижение на первый план "Правого сектора" было выгодно Януковичу и его соратникам, а то и подготовлены агентами властей в среде оппозиции. Считается, что методы и идеология "Правого сектора" дискредитируют в глазах западных политиков и украинских обывателей всех оппозиционеров в целом. На деле же, на "Евромайдане" еще в ноябре выступали такие персонажи, как Диана Камлюк (известная в ультраправой среде и в 2006 году поучаствовавшая в драке, закончившейся убийством выходца из Нигерии), а "Правый сектор" принимал участие в захвате госучреждений 1 декабря. Однако после дежурного осуждения послами США и ЕС нападений на здания в центре Киева, отношение западных политиков к "Евромайдану" осталось более чем благожелательным. Даже умеренных сторонников "Евромайдана" участие в нем ультраправых не оттолкнуло.

Особенно оптимистичные сторонники "Правого сектора" считают, что именно из его рядов выйдут новые лидеры Украины, но на деле он не сможет составить электоральную конкуренцию более умеренным лидерам "Евромайдана" и их партиям. А силовой захват власти "Правым сектором" стал бы теоретически возможен лишь в том случае, если бы вся государственная машина Украины распалась совершенно, "на атомы", а до этого еще далеко. То есть даже усиление роли "Правого сектора" на "Евромайдане" не делает его реальной угрозой для Кличко, Тягнибока или Яценюка. Более того, на фоне радикалов умеренные лидеры протеста в глазах элит выглядят "по крайней мере договороспособными".

Для ведущих лидеров оппозиции был важен постоянный разогрев протеста, мобилизующий оппозиционных Януковичу избирателей, и дающий повод для давления на официальный Киев из-за рубежа. Беспорядки 19 января (и события последующих дней) с этими целями отлично справились. Освистанные лидеры оппозиции (причем, Кличко еще и облитый из огнетушителя) могут плюнуть на эти мелкие неприятности - ведь главная цель была достигнута. Возможно, размах действий "Правого сектора" умеренных оппозиционных лидеров и правда частично напугал, но именно им, а не власти, эти беспорядки были объективно выгодны.

Как бы то ни было, до сих пор судьба любых "цветных революций" решалась не на улицах, а в кабинетах. Главная угроза любой власти - не митинги, а деморализация, расколы в собственных рядах и психологическая неготовность руководителей государства выдержать долгое противостояние с оппозицией. Пока у Януковича и его окружения еще есть запас прочности. Лучший выход для действующей украинской власти - не идти на стратегические уступки оппозиции (вроде досрочных выборов) и не отдавать ей "на растерзание" людей из своего лагеря (особенно, представителей силовых структур).

О возможности распада Украины говорится очень давно. Многие события последних месяцев подают все новые поводы для таких разговоров. Вспомним, как мэры Львова и Ивано-Франковска отказались исполнять законы, принятые 16 января Верховной радой. Однако более половины общеукраинского экспорта традиционно приходилось на 4 области (Донецкую, Днепропетровскую, Луганскую, Запорожскую), на Юге и Востоке страны расположены важнейшие активы, от борьбы за которые группы элит, опирающиеся на поддержку Запада и Центра Украины явно не готовы отказаться. В то же время, через Запад страны (например, Львовскую область) в сторону стран ЕС проходят важнейшие трубопроводные магистрали, а элиты Востока страны также заинтересованы в извлечении максимальной выгоды из транзитного положения Украины. С чисто политической точки зрения, доминирование Партии регионов на Востоке и Юге, а также карьера многих политиков Запада Украины были построены именно на противопоставлении внутриполитическим противникам из противоположной "цитадели". Не будь этого образа именно внутреннего врага, избиратель был бы куда критичнее по отношению к политикам обоих лагерей. То есть, распад страны не выгоден украинским элитам.