В марте 2013 года в Верховной раде Украины было создано "межфракционное объединение депутатов по вопросам содействия в урегулировании конфликта в Приднестровье", которую возглавил представитель Компартии (КПУ) Сергей Гордиенко. Через несколько дней в Верховном совете Приднестровской Молдавской Республики была создана аналогичная группа по взаимодействию с Верховной радой Украины, которую возглавил спикер Михаил Бурла. 15 апреля делегация украинской парламентской группы во главе с Гордиенко посетила Тирасполь, где была принята приднестровскими коллегами и президентом ПМР Евгением Шевчуком. О деятельности и задачах группы корреспондент ИА REGNUM побеседовал с ее членом, народным депутатом Украины от КПУ Оксаной Калетник.

ИА REGNUM: Оксана, вот уже месяц как создана группа. Есть ли первые итоги вашей деятельности? Какие вы ставите перед собой цели?

Группа наша еще не собиралась. У нас не было детального обсуждения вопроса, но я думаю, что независимо от цветов политических флагов, мы понимаем ответственность в таких вещах. Я сама мажоритарщик из 16 округа - это Винницкая область, как раз приграничный регион, поэтому я на собственной шкуре понимаю, что это. Сегодня, активно работают с международными грантами на поддержку тех или иных задач, связанных с бытовыми и общественными вещами - от строительства водогонов до развития творческих инициатив. На все это мировое сообщество для взращивания общности гражданских инициатив выделяет средства. Но, например, в ряде проектов, требующих больших финансовых вливаний - это связано и с экологическими проектами и с проектами транснациональных магистралей, и проектами приграничной работы - Европа стоит на позициях, что пока мы не признаем самостоятельность Приднестровья, никакого финансирования туда не будет. Я не склоняюсь к мысли, чтобы вопросы глубинного характера решать на той основе, что деньги нужны. Здесь надо глубже разбираться. Вот, например, почему Россия сегодня не готова признавать Приднестровье как самостоятельное государство? Не всегда задачей политиков должна быть материальная целесообразность, даже если она необходима для своего народа.

ИА REGNUM: Если группа еще не собиралась спустя месяц после ее создания, есть ли в ней смысл?

Сегодня меня как раз спрашивали, есть ли у нас польза от межфракционных объединений. Конечно, есть. Коль человечество стремится стать объединенной расой, мы должны общаться, вообще понимать, на каких позициях мы стоим и выращивать систему общих ценностей, независимо от границ. Мы понимаем, что в Приднестровье сейчас сконцентрировано напряжение. Сегодня есть заинтересованность и довольно радикальные позиции со стороны нашего большого соседа России и со стороны Евросоюза относительно самого Приднестровья. Мы по воле судьбы являемся граничащим коридором между этими двумя точками зрения.

ИА REGNUM: Какие цели вы ставите лично для себя во время работы в группе?

Я пока не знаю о планах межфракционного объединения. Входила я в него потому, что я очень активна и принимаю личное участие в организации еврорегиона "Днестр", хорошо понимаю специфику вопросов и задач. Поэтому в моем участии вижу прагматизм для себя, для тех функций, которые я выполняю, будучи депутатом-мажоритарщиком приграничного округа, - у меня минимум три района соприкасаются с Приднестровьем. Я думаю, что это будет ресурсом для того, чтобы тем, кто входит в эту группу, дать более широкое понимание ситуации, ну и для себя, с точки зрения деятельности еврорегиона "Днестр", это тоже будет полезным. Пока никакой информации о заседании межфракционной группы у меня нет. Но, надеюсь, она в ближайшее время появится. Если нет, то для меня это будет ответом на вопрос, почему многие депутаты считают, что участие в межфракционных объединениях - это филькина грамота. Вот я сегодня уже общалась о пользе этого объединения, и стоят ли за ним финансовые расходы - за любым действием есть финансовые расходы и очень важна их целесообразность. А для этого надо ставить вопросы: какие цели мы преследуем и что хотим получить?

Справка ИА REGNUM: Соглашение о создании еврорегиона "Днестр" было подписано 2 февраля 2012 года в Киеве, в ходе официального визита на Украину премьер-министра Молдавии Владимира Филата. В еврорегион входят шесть районов северо-востока Молдавии (Дондюшанский, Окницкий, Резинский, Сорокский, Флорештский и Шолданештский) и Винницкая область Украины. Изначально планировалось, что в него войдут также Каменский и Рыбницкий районы Приднестровской Молдавской Республики, однако эти планы были заблокированы Кишиневом, который поставил условие, что приднестровские районы должны быть представлены в еврорегионе в качестве районов Молдавии. Впоследствии, на фоне тупика в переговорах по данному вопросу, а также забуксовавшей работы самого еврорегиона "Днестр", Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики выступило с проектом создания вместо еврорегиона "Днестр" евразийского региона "Приднестровье". Данная инициатива нашла понимание в МИД России, где её назвали "свежей и заслуживающей большого уважения". В свою очередь представитель России в переговорах по молдавско-приднестровскому урегулированию, посол МИД РФ по особым поручениям Сергей Губарев выразил убеждённость в том, что "если будет правильно сформулирована задача, то и соответствующие регионы Молдавии и Украины также включатся в этот евразийский регион".