Недавний визит в Ереван делегации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) во главе с её председателем Виктором Христенко и подписание с правительством Армении Меморандума о взаимопонимании позволяют предположить, что Ереван может скорректировать внешнеполитический вектор, направленный, как известно, на укрепление отношений с Евросоюзом. Однако такие предположения выглядят преждевременными.

Через несколько дней после визита российской делегации состоялось заседание Консультативной группы ЕС в Армении, во время которого секретарь Совета национальной безопасности (СНБ), один из локомотивов продвижения европейского вектора в Армении, Артур Багдасарян заявил, что намерение парафировать Соглашение об ассоциации Армении с ЕС и создании всеобъемлющей зоны свободной торговли уже осенью нынешнего года во время саммита ЕС в Вильнюсе продолжает оставаться в повестке, и более того - с этой целью работа группы должна активизироваться.

Практически это означает, что внешняя политика Еревана, которую некоторые местные наблюдатели называют "попыткой усидеть на двух стульях", не изменилась. И в данном контексте любопытно, что в подписанном с ЕЭК меморандуме имеется пункт о том, что этот документ не может противоречить иным международным договоренностям Армении.

Очевидно, что республика не намерена отказываться от любых интеграционных возможностей, которые могут позитивно повлиять на её экономику, находящуюся отнюдь не в блестящем состоянии. Целенаправленная блокада со стороны Азербайджана и Турции, открыто декларируемые на самом высшем уровне намерения Баку таким путем добиться окончательного ослабления, хозяйственного и демографического "опустынивания" Армении не могут не сказываться на действиях Еревана. При этом изменений ожидать не приходится - как заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, "пока азербайджанские земли находятся под оккупацией, Армения не может быть участником никакого регионального проекта". Баку вынуждает проводить соответствующую линию и Анкару, что, например, стало истинной причиной отмены запланированного открытия авиасообщения между Ереваном и турецким городом Ван. Проект сулил немалые перспективы в сфере туристического бизнеса, но был отменен именно из-за жесткой обструкции азербайджанской стороны.

В свете всех этих обстоятельств у Еревана сегодня практически нет иного выхода, кроме как искать и по-возможности находить любые варианты для смягчения последствий продолжающейся и все более усиливающейся 20-летней блокады. При этом следует учитывать, что один из важнейших внешнеэкономических партнеров страны - Иран, ныне переживает немалые трудности, связанные с международными санкциями, что также не может не сказываться негативно на положении Армении, экономика которой в первом квартале текущего года показала определенное замедление темпов.

В этом смысле визиты избранного на второй президентский срок Сержа Саргсяна в Москву и Брюссель, которые состоялись еще до его официальной инаугурации, вполне объяснимы. Армения изыскивает варианты для преодоления неблагоприятных тенденций. В своих комментариях армянский президент отметил, что не видит противоречия в таком подходе. "Наши намерения исходят из интересов нашего народа. Мы хотим, чтобы страна развивалась и при этом пользовалась содействием и Таможенного союза, и Евразийского союза, и ЕС", - сказал, в частности, Саргсян.

Другой вопрос, насколько реализуемо такое желание, которое, отметим, разрушает "черно-белую" концепцию, построенную на противопоставлении западного и восточного вектора интеграционных процессов, во всяком случае - в приложении к Еревану. Судя по всему, Армении пришлось вновь объяснять партнерам в России и в ЕС, что сегодня для неё такой подход альтернативы не имеет, и, по-видимому, аргументы Сержа Саргсяна были приняты. Во всяком случае, если еще недавно многие западные политики однозначно утверждали, что движение в сторону Евразийского союза полностью противоречит идее интеграции с ЕС, то в последнее время тон смягчился. Так, руководитель делегации ЕС в Ереване Траян Христеа заявил одному из местных изданий, что Евросоюз не рассматривает членство Армении в ЕС или Евразийском союзе как противоречие. Более того, как полагает генсек организации "Европейские друзья Армении" Майкл Кэмбек, российские компании, действующие в Армении (а их, напомним, более тысячи), в принципе, должны быть заинтересованы в присоединении Еревана к европейской Зоне свободной торговли. Это облегчит им самим выход на европейский рынок и создаст возможность развернуть свой бизнес в Европе.

Впрочем, очевидно, что ведущих внерегиональных игроков никак не может всерьез интересовать экономическая составляющая взаимоотношений с Арменией. Слишком невелики объемы армянской экономики, узок внутренний рынок, малочисленно население. Это отнюдь не Украина с её промышленным и демографическим потенциалом, значительно превосходящим соответствующие показатели многих государств-членов ЕС.

Поэтому, если от позиции Киева в вопросе об интеграционных процессах на постсоветском пространстве зависит многое, то об Армении того же сказать никак нельзя. Нынешнее внимание к Армении со стороны России и Европы продиктовано иными, специфическими обстоятельствами, связанными, в первую очередь, с вопросами региональной и - шире - ближневосточной безопасности.

Для Москвы, имеющей в Армении военную базу, эта страна является форпостом и одним из факторов сохраняющегося российского военно-политического влияния в регионе. И чем сложней и непредсказуемой становится ситуация вокруг Сирии, чреватой длительной и широкой дестабилизацией Ближневосточного гиперрегиона, тем более возрастает значение Армении для России, особенно если учесть, что о серьезном военно-политическом сотрудничестве Москвы ни с Тбилиси, ни с Баку в обозримой перспективе речи быть не может. Между тем, вмешательство НАТО в сирийский конфликт отнюдь не исключено. Возможна даже прямая интервенция, и активные военные учения российской армии и флота на юге страны и в акватории Черного моря являются свидетельством понимания высокой вероятности такой перспективы. В этом случае ценность Армении как "непотопляемого авианосца" России, выдвинутого к самой кромке бурлящего "ближневосточного моря", трудно переоценить.

Но укрепление Россией внутренней и внешней стабильности Армении выгодно и Западу. В первую очередь, это означает уменьшение вероятности возобновления войны в Нагорном Карабахе, что снижает риск для региональных транспортных и энергетических инфраструктур, действующих и планирующихся, которые связывают нефтегазовые кладовые Каспия и Центральной Азии с Европой. Стабильность необходима и в свете планов сделать регион транзитным звеном для предстоящего вывода войск международной коалиции из Афганистана.

Признав состоявшиеся президентские выборы в Армении, назвав их шагом вперед на пути укрепления демократии, Запад подтвердил, что будет верен своему обязательству организовать конференцию доноров с целью помощи Армении. Результатом, как предполагается, может стать выделение Еревану до 1,5 млрд евро. С другой стороны, Москва не только совершенствует структуры и боевую подготовку своей военной базы в Армении, но и активно обеспечивает всем необходимым армянскую армию. Делается это, заметим, в рамках ОДКБ, то есть оружие и снаряжение обходятся Армении куда дешевле, чем, например, военные закупки для Баку. Одновременно и Россия, и, по последним данным, и европейские страны путем создания совместных предприятий помогают развивать местную оборонную промышленность.

Таким образом, Армения становится полем определенного целевого сотрудничества ведущих геополитических игроков, интересы которых во многих других случаях диаметрально противоположны. Кажется, что такая ситуация должна полностью устраивать Ереван, и в краткосрочной перспективе так оно и есть. Однако в Армении должны четко осознавать, что подобное - пусть и вынужденное, продиктованное объективными обстоятельствами - "иждивенчество" чревато в будущем очень острыми вызовами экономического и политического характера. Потому что пора инерционной внешней политики так или иначе завершиться, будут необходимы прорывные решения. И именно от вектора этого прорыва в большой степени будет зависеть будущее республики и судьба Нагорного Карабаха. Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM