Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 19 октября осудил Российскую Федерацию по делу "Катан и другие против Молдавии и России", признав ее виновной в "нарушении прав" 170 учащихся и преподавателей приднестровских школ с обучением на молдавском языке на основе латинской графики и обязав выплатить истцам в общей сложности 1,02 млн евро, а также покрыть судебные издержки в размере 50 тыс. евро. При этом Страсбургский суд постановил, что Молдавия невиновна в "нарушении прав" учащихся и преподавателей данных учебных заведений, поскольку Кишинев не контролирует данную территорию. Данный вердикт ЕСПЧ прокомментировал 24 октября для ИА REGNUM директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования (Тирасполь, Приднестровье) Илья Галинский.

Вместо того чтобы объективно и беспристрастно разобраться в проблеме "румынских школ" функционирующих в Приднестровье, ЕСПЧ, политизировав вопрос, использовал, как совершенно правильно отмечает российский МИД, двойные стандарты, что просто непозволительно такому высокому судебному органу.

Совершенно очевидно, что такое предвзятое отношение к Приднестровскому государству в очередной раз продемонстрировало истинные ценности "Европейского мира" и еще больше укрепит приднестровцев в их стремлении "быть вместе с Россией".

Приходится с горечью вспоминать, что когда в Страсбургский суд обратилась группа граждан Приднестровья, в том числе супруга зверски убитого боевиками террористической группы "Бужор" (во главе которой находился убийца Илие Илашку, осужденный приднестровским судом) приднестровского общественного деятеля Гусара, все тот же ЕСПЧ даже не принял к рассмотрению этот запрос, мотивируя свое решение тем, что такого государства, как Приднестровье де-юре не существует, а посему "если кто-то там, кого-то убил, пусть и убивает дальше, нас это не касается". После такого циничного поведения ЕСПЧ, профессор приднестровского университета Николай Бабилунга заявил, что тем самым ЕСПЧ дал понять всему преступному миру, что если кто-то хочет совершить преступление, убить человека, "приезжайте в Приднестровье, мы вас за это судить не будем".

В контексте решения, принятого ЕСПЧ в отношении так называемых румынских школ на территории Приднестровья, очень хотелось бы поразмышлять, например, о том, как отнесутся, скажем, власти и население Азербайджана, если на его территории, в пределах его государственной юрисдикции, Армения вдруг открыла бы свою школу, в которой детей - армян по национальности начали бы учить по образовательным стандартам государства Армения. Изучая историю в этой школе, ученики, например, клеймили бы и осуждали Сумгаитскую резню армян, учиненную азербайджанцами, геноцид армян, осуществленный Турцией в 1915 году, в ходе которого погибло около 1,5 млн людей армянской национальности, приветствовали бы образование независимой Нагорно-Карабахской Республики и выступали за ее международное признание. Я полагаю, что отвечать на этот вопрос, в общем-то, и не надо. Такого в Азербайджане просто не может произойти. Так же, как не может нечто подобное произойти и в Израиле, где бы в арабских школах обучали детей, скажем, по палестинским стандартам, и где черным по белому было написано, что Израиль - это государство-агрессор, которое осуществляет геноцид палестинского народа.

И никакие высшие международные судебные инстанции это не волнует. Их волнуют только пресловутые "румынские школы" в Приднестровье, в которых фактически готовят врагов независимого приднестровского государства, как некий будущий резерв для "колонизации" Приднестровья государственной машиной Республики Молдова, в случае успешной реализации так называемой реинтеграции. А как еще можно назвать выпускников этих школ, для которых Приднестровье - это мятежная территория, агрессия Молдовы против народа Приднестровья в 1992 году, в ходе которой погибло около 1000 жителей Приднестровья, это вовсе не агрессия, а наведение конституционного порядка по-снегуровски. В этих школах их учат, что приднестровцы сепаратисты, и поскольку они не подчиняются Конституции и законам Молдовы, то должны сидеть в молдавской тюрьме.

Приходится только сожалеть, что ЕСПЧ не захотел услышать аргументы ни приднестровской стороны, ни Российской Федерации. Зато услышал противную сторону - учителей и родителей - жителей Приднестровья, являющихся гражданами Молдовы и Румынии.

Справка ИА REGNUM: Шесть находящихся на территории Приднестровской Молдавской Республики "румынских школ", подчиняющихся Кишиневу и используемых Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации. Молдавская письменность существует на кириллице с XVI века, но в Бессарабии решением Верховного совета Молдавской ССР в 1989 году молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка.