В ближайшие несколько лет южная граница влияния России будет совпадать с южной границей Казахстана - об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов, комментируя недавний визит помощника Госсекретаря США Роберта Блейка в регион. По его мнению, договоренности Ташкента и Вашингтона означают: политическое лидерство Узбекистана в регионе, развитие его экономики за счет американских инвестиций, постепенное вытеснение из региона Китая.

ИА REGNUM: США интенсифицируют свою работу в регионе - переносят центр в Узбекистан, начинают двигать фишки в рамках Большого ближнего Востока и в частности, в подпроекте - Новый Шелковый путь. Чего ждать от этих передвижений в регионе в ближайшем будущем?

Это фактически означает: политическое лидерство Узбекистана в регионе, развитие его экономики за счет американских инвестиций, постепенное вытеснение из региона Китая.

ИА REGNUM: Что можно в целом сказать о визите Блейка?

По всей видимости, длительная работа американских дипломатов стала приносить реальные плоды, поэтому данный визит и вызывает такую широкую огласку. Получается, США полностью забыли андижанские события и все последующие претензии к Узбекистану, так как потребность в среднеазиатском лидере и союзнике слишком велика. Аналогия тут может с Вьетнамом, который долго сражался с США, но сейчас является союзником США и основным противником Китая в Юго-Восточной Азии.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете потенциал оперативного центра по регулированию региона в Ташкенте?

Думаю, он пока будет не сильно заметен. Реально его потенциал раскроется после 2015 года.

ИА REGNUM: Как приоритетное присутствие США в Узбекистане отразится на политике его соседей?

Соседям Узбекистана не стоит теперь надеяться на международную поддержку в случае тех или иных конфликтов, а политика Узбекистана станет еще более брутальной - водные, земельные, газовые, транспортные вопросы будут решаться только в пользу Узбекистана.

ИА REGNUM: Насколько велико будет влияние России на эти новые процессы в Средней Азии и влияние новой Средней Азии на Россию?

У России остается еще два мощных рычага - контроль над экспортными путями и трудовые мигранты. Правда они будут слабеть, если будут построены дороги на юг и американцам удастся создать большое количество рабочих мест в самом Узбекистане - но это долго и маловероятно.

ИА REGNUM: Что сулит региональное лидерство Узбекистана таджикам, уже отдавшим свой Рогун на экспертизу США, но так и не снявшим прессинг? Слияние с Афганистаном? И что сулит 201-й РВБ в Таджикистане - выход или длительная изоляция - как в Армении?

Таджикам придется нелегко - если Рогун не получит кредитов и если его строительство признают опасным. Насчет раздробления пока неясно, но постоянная транспортная блокада Таджикистану вполне грозит. Насчет российской базы ситуация непонятная, но кажется, что в ближайшие несколько лет южная граница влияния России будет совпадать с южной границей Казахстана.