Владимир Путин 9 июля заявил о необходимости возвращения к облегчённому порядку получения российского гражданства для всех бывших граждан СССР и прямых потомков родившихся в Советском Союзе и даже в Российской Империи. Данное заявление прокомментировал 12 июля для ИА REGNUM российский политолог Олег Неменский.

Заявление В.Путина несколько удивляет тем, что по своим формулировкам возвращает нашу политику в отношении соотечественников за рубежом на несколько лет назад. Возможно, оно просто требует уточнений. Также представляется странным публичность этого заявления. Ведь совершенно очевидно, что оно вызовет жёстко негативную реакцию в обществе. Однако дело, наверное, не в этом. Проблема в том, что Россия по-прежнему существует в качестве страны, которая отказывается от самоопределения. И как ни формулируй, как ни определяй "соотечественников", общая направленность государственной политики в этой области никак не изменится. Проблема не в той или иной инициативе конкретных людей во власти, а в порядке функционирования той системы, которую они регулируют.

Политика в отношении соотечественников за рубежом - та сторона деятельности государства, в которой ярче всего проявляется его идентичность. Кого считать своим, кого чужим - это вопрос, который определяет и границы государства, и его позиционирование в международных делах. Официальная Россия считает себя осколком империи, просто территорией со случайными границами, а своих граждан - не каким-либо определённым народом, а населением этих территорий. И единственное, что вписывает её в историю - это факт советского наследства, формального "продолжения" когда-то великой государственности. А при таком подходе - да, все граждане СССР и их прямые потомки - вполне себе российские соотечественники.

Такой подход очень удобен тем, для кого Россия - не свой дом, а лишь резервуар полезных ресурсов. Им требуется больше дешёвой рабочей силы, каковой в самой России уже явно недостаточно. Истощённые русские трудовые ресурсы надо замещать привозными - это нормальная деловая логика. Логика, исходящая не из национальных, а из бизнес-интересов. О далёких последствиях такой политики задумываться не принято, так как к делу это отношения не имеет. Очевидно, в скором времени нас ожидает новое усиление миграционных потоков из стран Средней Азии и Закавказья.

Однако общественные настроения с каждым годом меняются в сторону всё большего неприятия такой политики, и на каком-то этапе не считаться с этим будет уже невозможно.