Станислав Тарасов: Сирия: Москва и Вашингтон еще могут договориться
Ситуация вокруг Сирии становится все сложнее. Дело в том, что после работы "Группы действий" с участием постоянных членов Совета Безопасности ООН в Женеве и принятого совместного коммюнике о возможности формирования переходного правительства в Сирии с участием всех политических сил, другие форумы типа "друзей Сирии" становятся архаикой. Они приобретают декоративный характер, поскольку силам сирийской оппозиции еще не скоро удастся договориться об объединении. К тому же они не приняли разработанный в Женеве план "Группы действий". В этой связи глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что действия "Друзей Сирии" направлены "на нагнетание конфронтации, а не на создание условий для общесирийского диалога без вмешательства извне".
Но это - только вершина айсберга. За действиями разрозненных сил сирийской оппозиции просматриваются другие глобальные интересы. Как пишет в газете Zaman известный турецкий политолог Абдюльхамит Билиджи, Анкара - активный игрок на сирийском направлении - неожиданно для себя оказалась во внешнеполитическом тупике: "Или иди в Сирию - и теряй свое достоинство, или оставайся в стороне - и тоже теряй". А другая турецкая газета Yeni aktuel весь смысл сложившейся интриги усматривает в том, что в "условиях, когда США теряют характер супердержавы, Вашингтон пытаются сохранить свое влияние в регионе за счет сколачивания под предлогом сирийского кризиса прозападного турецко-саудовского блока". Поэтому, как считает эта газета, ход событий вокруг Сирии несет в себе опасность масштабного регионального вооруженного конфликта, поскольку "за Сирией может последовать Иран". И тогда большой беды в регионе не миновать.
Выход и из ситуации пока есть. Имеется в виду следующее:
1. Государства-члены Совета Безопасности ООН должны обеспечить контроль, найти соответствующий механизм, позволяющий выполнить решения женевской встречи "Группы действий" о прекращении огня в Сирии со всех сторон.
2. Прекращение огня должно сопровождаться дипломатическими усилиями и служить частью общей стратегии политического урегулирования кризиса. Кстати, факт приостановления продаж Россией Сирии ракет С-300 является шагом в сторону снижения напряженности и устранения возможности военной операции.
3. Признать, что для достижения политического урегулирования сирийского кризиса понадобится определенное время. Кстати, о необходимости отказа от ограничения сроков политического урегулирования в Сирии говорил на днях генсек НАТО Андерс фон Рассмусен.
4. Со стороны соседних государств, таких, как Турция, должны быть прекращены акции и угрозы военного характера, создающие у Сирии впечатление, будто Анкара намерена прибегнуть к военной интервенции. Речь идет о предотвращении инцидентов, подобных тем, когда был недавно сбит турецкий самолет-разведчик. При этом необходимо иметь в виду, что в случае наступления разрядки в сирийском кризисе может совершенствоваться и механизм урегулирования самого кризиса.
Одним словам, должна наступить "эра переговоров", чтобы ослабить источники конфронтации. При этом Москва и Вашингтон могли бы придти к согласию по общим своим интересам на Ближнем Востоке (а они есть), сдерживая при этом растущие амбиции Турции Ирана, чтобы уменьшить риск конфронтации между ними с учетом спорной и неясной симметрии их геополитических интересов.
Но пока в ходу так называемые "коренные парадоксы" американской внешней политики, которые много лет назад описывал известный американский исследователь Томас Шеллинг. Их главный смысл: Вашингтон для сдерживания оппонента часто прибегает к тактике угроз, "которые было бы лучше не реализовывать". В результате, по словам Шеллинга, "ставится под сомнение политическая ценность дипломатии США". Кстати, именно этот фактор и проявил себя по время встречи "Друзей Сирии" в Париже. Выступая на этом форуме, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что "добиться изменения ситуации можно только, если каждая страна, присутствующая здесь (на встрече) прямо и в кратчайшие сроки продемонстрирует, что Россия и Китай заплатят за то, что они сдерживают прогресс (в урегулировании конфликта)... и эту ситуацию больше терпеть нельзя".
Недалеко от этого ушла и Турция. Глава МИД этой страны Ахмед Давудоглу, все более проявляющий себя уже не в качестве профессионального дипломата, а в роли главного идеолога региональных потрясений, также призвал "изолировать поддерживающие сирийский режим страны". Как и каким образом? Может быть, Турция решила вступить на путь сворачивания торгово-экономического сотрудничества с Россией, отказа от закупок российского газа или от российских туристов?
Еще дальше пошел Катар. Премьер-министр Катара шейх Хамад бин Джасим аль-Тани заявил в Париже буквально следующее: "Можем ли мы что-нибудь предпринять вне рамок Совета безопасности? Да. Делали ли мы это ранее? Да, и тому много примеров". Примеры действительно есть. В 1999 году Сербию бомбили без ооновского разрешения. Но тогда способность западной дипломатии регулировать балканский кризис не была затронута сдерживающими геополитическими факторами. Времена изменились. Вот почему сейчас наступает именно такой момент, когда Москва и Вашингтон могут и должны уменьшить риск конфронтации в Сирии, оттесняя на задний план амбиции и интересы третьих стран.
В ближайшее время планирует собраться Совет Безопасности ООН. Но не для того, чтобы утверждать предлагаемую США и их союзниками новую резолюцию по Сирии. 20 июля истекает срок вахты международных наблюдателей в Сирии. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предлагает продлить их пребывание, но уже с целью подготовки Дамаска и сил оппозиции к политическому диалогу. На этом направлении международной дипломатии и необходимо действовать.