Соединенные Штаты оказались перед интересным дипломатическим выбором в Южной Азии. Вашингтон, несомненно, порадовало недавнее решение Туркменистана взять на себя обязательства по поставке природного газа транзитом через Афганистан в Индию и Пакистан, но если Вашингтон хочет реализовать свое желание по развитию и укреплению связей между Средней и Южной Азией, то американским политикам придется найти способ каким-то образом обойти два камня преткновения на этом пути, а именно Иран и Шанхайскую организацию сотрудничества. Об этом заявил сотрудник исследовательского фонда The Observer Research Foundation Тривидеш Сингх Майни на страницах американского портала EurasiaNet. ИА REGNUM публикует его статью полностью

Основная проблема США выглядит следующим образом: Вашингтон намерен и впредь оказывать давление на Иран в надежде заставить его свернуть свою ядерную программу; вместе с тем, политика сдерживания по отношению к Ирану в ее нынешнем виде может стать помехой на пути дальнейшей стабилизации ситуации в Афганистане.

В настоящее время центральным элементом американской стабилизационной стратегии для Афганистана являются планы по превращению этой истерзанной войной страны в центр региональной торговли. Соглашение о поставках газа с Туркменистаном, подписанное в конце мая, знаменует собой существенный шаг вперед в данном направлении. Однако следует отметить, что на пути реализации проекта "Нового Шелкового пути" лежит немало ловушек. Похоже, что если США намерены сохранить преданность своей стабилизационной стратегии в Афганистане, то им придется проявить немного гибкости по отношению к Ирану. На данном конкретном этапе и Пакистан, и Индия не склонны следовать примеру США в деле изоляции Ирана.

У Пакистана, без сомнения, на данный момент не слишком складываются отношения с США. Пакистан уже поставил в известность, что хоть он и принимает участие в трубопроводе ТАПИ, связывающем Туркменистан со странами Южной Азии, Исламабад не намерен отказываться от реализации ирано-пакистанского трубопровода. Американские власти категорически настроены против последнего проекта. Пакистан же придерживается иранского маршрута по двум причинам: во-первых, Исламабад хочет укрепить впечатление, что он проводит самостоятельную внешнюю политику, и, во-вторых, он уже взял на себя определенные экономические обязательства в связи с данным проектом. Согласно предварительному условию, если до конца 2014 года Пакистан не введет в эксплуатацию ирано-пакистанский газопровод, то ему придется выплатить Тегерану серьезную неустойку.

Нью-Дели также не настроен радикально сокращать уровень своего нынешнего взаимодействия с Ираном. Это со всей очевидностью проявилось в ходе недавнего визита делегации иранских деловых кругов, которые заключили с Индией соглашение о закупках партий сахара, риса и соевых бобов, а также выразили желание активно расширять двустороннюю торговлю. Помимо всего прочего, 31 мая в Нью-Дели прибыл с визитом министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи, чтобы пригласить премьер-министра Индии Манмохана Сингха на предстоящий саммит неприсоединившихся стран, который должен пройти в августе в Тегеране. В ходе визита глава внешнеполитического ведомства Ирана обсудил также и такие другие вопросы, как обход санкций Запада в отношении Ирана и совместные действия по борьбе с пиратством в Аденском заливе.

Соединенные Штаты должны также принять в расчет амбиции Индии в отношении ШОС - региональной организации государств, в которой доминирующую роль играют Китай и Россия. Организация соберется на свой ежегодный саммит 6-7 июня. Индия имеет статус наблюдателя в ШОС и не теряет надежды в один прекрасный день стать полноправным членом организации. Нью-Дели намерен использовать данную организацию как средство построения экономических отношений с другими странами-участницами ШОС, включая Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Следует также отметить, что и Иран также имеет статус наблюдателя при ШОС. Данная организация давно испытывает подозрения на счет стратегического присутствия США в Средней Азии и в прошлом недвусмысленно заявляла о своем желании, чтобы войска США покинули пределы региона. Военное командование США аналогичным образом враждебно настроено по отношению к попыткам ШОС играть первую скрипку в деле обеспечения безопасности в Средней Азии. Как американские политики отреагируют на активное взаимодействие Индии с ШОС, остающейся при этом важной составляющей планов Вашингтона по стабилизации ситуации в Афганистане, покажет время.

Вплоть до последнего времени ШОС не являлась одним из факторов в дискуссиях по поводу стабилизации в Афганистане. Но есть серьезная вероятность, что в ходе предстоящего заседания Афганистан получит статус наблюдателя при ШОС (материал писался до саммита, Афганистан получил статус наблюдателя - ИА REGNUM). Руководители высокого ранга государств-членов ШОС в последние дни намекали, чтобы ШОС взяла на себя обязанности по стабилизации ситуации в Афганистане. Учитывая расхождения в программах ШОС и США/НАТО, подключение Афганистана к работе ШОС может серьезно осложнить процесс реконструкции страны.

Все эти события поднимают целый ряд серьезных вопросов: действительно ли подключение Южной и Средней Азии является химерой без участия Ирана? Как Нью-Дели будет балансировать между Вашингтоном и Тегераном? И если ШОС подойдет вплотную к Кабулу, придется ли США пересматривать свои планы экономической стабилизации в отношении Кабула?