В последние дни широкий резонанс в СМИ Польши вызвал доклад начальника Генштаба России Николая Макарова о ходе военной реформы, представленный 17 ноября на заседании Общественной палаты РФ, но для российских СМИ прошедший практически незамеченным, несмотря на своё сенсационное содержание.

Рассматривая угрозы военной безопасности Российской Федерации, Макаров в сопровождавшей доклад презентации (её слайды опубликованы на сайте Общественной палаты) выделил территориальные претензии ("притязания") к России со стороны Норвегии, Финляндии, Эстонии, Германии и Литвы, Японии, а также территориальные притязания Польши к союзной Белоруссии.

Однако фактически из перечисленных территориальных претензий таковыми можно считать лишь две - со стороны Японии и Эстонии. Япония претендует на российские Курилы, которые считает своими "северными территориями", оккупированными СССР, а ныне находящимися под оккупацией России. Эта позиция официального Токио оформлена и представлена во всех внешнеполитических доктринах Японии, в официальных документах и СМИ Японии российские Курилы именуются как японские "северные территории".

Эстония претендует на Печорский район России (на карте в презентации начальника Генштаба ВС РФ место данного района указано неверно). Данная позиция официального Таллина оформлена и представлена в преамбуле парламента Эстонии к закону о ратификации пограничного договора с Россией, где дано указание на Юрьевский договор, по которому Печорский район был в межвоенный период в составе Эстонии.

Остальные "территориальные претензии" в презентации Макарова можно классифицировать на неофициальные и мифические. К неофициальным относятся такие претензии, которые не оформлены в официальных документах органов государственной власти и управления, не опубликованы и не представлены на уровне МИД. К неофициальным претензиям относятся случаи, когда государство поддерживает свои НПО и политиков, публично выдвигающие территориальные претензии своей страны к России, например: Финляндии - на российскую Карелию, Литвы - на Калининградскую область.

К мифическим относятся такие претензии, которые не имеют под собой иной основы, кроме предположений или верований. В случае мифических претензий государство-"претендент" не только само не обнаруживает покушений на территориальную целостность другого государства, но и не поддерживает НПО, выдвигающие территориальные претензии, например: Германии - на Калининградскую область, Польши - на Брестскую и Гродненскую области Белоруссии.

Отдельной разновидностью актуальных территориальных претензий от Генштаба ВС РФ можно назвать скандальные "территориальные претензии", когда в качестве притязаний указаны те, что уже удовлетворены Москвой. Например, притязания Норвегии на часть акватории Баренцева моря, уже переданную до 17 ноября 2011 года Норвегии в соответствии с решением, принятым президентом РФ Дмитрием Медведевым весной 2010 года. Так, в апреле 2010 президент России и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг на совместной пресс-конференции объявили о достижении соглашения о морских границах. В сентябре 2010 года соответствующий договор был подписан министрами иностранных дел России и Норвегии, в марте 2011 года этот договор был ратифицирован Государственной Думой РФ. Таким образом, Норвегии был передан ранее находившийся под контролем России сектор Баренцева моря с богатейшими биоресурсами и полезными ископаемыми. Генштаб ВС РФ, видимо, об этом до сих пор не знает.

Как сообщало ИА REGNUM, до осени 2011 года официальный Минск утверждал об отсутствии угроз своей территориальной целостности, что было закреплено в Концепции национальной безопасности и Военной доктрине Белоруссии. Однако 30 сентября Александр Лукашенко, комментируя итоги прошедшего 29-30 сентября в Варшаве саммита "Восточного партнерства", заявил о территориальных претензиях Польши к Белоруссии: "Ну неймется полякам! Вы понимаете, вот им неймётся! Вот это для вас не секрет: вот западная граница у нас должна под Минском проходить. Ни меньше, ни больше. И вот деятели типа Сикорского (главы МИД Польши Радослава Сикорского, - прим. ИА REGNUM) - у него перед глазами "восточные кресы". Ну так вот на счет этого я хочу сказать: с их попытками не мытьем, так катаньем оттяпать у нас часть Западной Белоруссии, так пока я живой и существую здесь как президент страны - им этого не видать как собственных ушей".

Позднее, 7 октября Александр Лукашенко заявил российским журналистам о том, что Польша проводит шовинистическую политику в отношении Белоруссии, претендует на Западную Белоруссию. Такая стратегия официальной Варшавы нашла отражение на последнем саммите стран-участниц программы Евросоюза "Восточное партнерство": "На последнем мероприятии была тысяча дипломатических вывертов с их стороны. Это же Польша! Они ж великие деятели! Они спят и видят, что граница Польши проходит возле Минска, они никак не могут согласиться с тем, что граница - за Гродно". Лукашенко сказал также: "Купите в Польше географические карты, вы там увидите: граница возле Минска. Это вот Сталин плохой - взял и отобрал земли Западной Белоруссии у поляков. И вот они проводят это "Восточное партнерство"".

Напомним, 11 октября МИД Польши вызвал белорусского посла Виктора Гайсенка для дачи объяснений по поводу высказываний Александра Лукашенко о территориальных претензиях Польши на Западную Белоруссию. В заявлении польской стороны отмечается, что данные заявления Лукашенко "лишены всяких оснований". Там также отмечается, что Варшава "никогда не ставила под сомнение незыблемость польско-белорусской границы, которая обоснована в статье 2 Договора между Республикой Польша и Белоруссией о добрососедских отношениях, дружбе и сотрудничестве от 23 июня 1992 года". МИД Польши подчеркнул: "Такие заявления имеют крайне подстрекательский характер, крайне безответственны и предназначены для того, чтобы вызвать ненужные проблемы в отношениях между соседями".