Владимир Казимиров: Какое давление посредников на стороны необходимо?
Стороны карабахского конфликта в последние годы все настойчивее требуют от посредников и международного сообщества оказать давление на противостоящую сторону. Это видно и из интервью бакинского политолога Эльхана Шахиноглу, которое он дал ИА REGNUM вчера, 10 июля с.г.
Но в мандате сопредседателей Минской конференции ОБСЕ (не говоря уж о Минской группе) нет права оказывать давление на стороны по вопросам существа переговоров. Мне довелось быть автором проекта этого мандата.
Однако, несмотря на это, есть две сферы, в которых сопредседатели и все иерархи ОБСЕ, да и другие представители мирового сообщества не только вправе, но и обязаны оказывать давление на стороны конфликта.
Первое - это однозначное подтверждение сторонами сути миротворческой миссии ОБСЕ путем отказа от ставки на силовое решение конфликта (иначе не понятно, чем занимается ОБСЕ по просьбе сторон, если та или иная из них собирается решить всё военными средствами). Раз стороны доверились ее посредничеству ради мирного разрешения конфликта, то негоже одновременно размахивать мечом - по праву сочтут за шантаж.
Второе - выполнение сторонами тех обязательств, которые официально взяты и оформлены ими, особенно под эгидой ОБСЕ. Между тем Азербайджан уже не раз нарушал официально взятые обязательства. Так 18 февраля 1994 г. министр обороны АР подписал документ, который предусматривал при прекращении военных действий развод войск от линии соприкосновения, а потом отказался и от симметричного, и от асимметричного развода войск (из-за чего там нередко возникают инциденты). Но это было при посредничестве России.
Другой пример - под эгидой ОБСЕ. Для улаживания инцидентов 4 февраля 1995 г. по предложению сопредседателей все три стороны заключили соглашение об укреплении режима прекращения огня. Оно было подписано и министрами обороны АР и РА, но предварительно его текст был согласован персонально с Гейдаром Алиевым и высшими руководителями армянских сторон. Давным-давно это соглашение не соблюдается, несмотря на неоднократные предложения Еревана и Степанакерта вернуться к его выполнению. Причем Баку избрал тактику абсолютного замалчивания этого соглашения. О нем там - ни слова, будто его и не было! А сопредседатели чересчур редко и робко напоминают о нем.
Это нарушение всех норм по своему значению выходит далеко за предмет данного соглашения. Вопрос встает гораздо шире: а как будет с выполнением того мирного соглашения, над согласованием Основных принципов которого работают сейчас государства-сопредседатели МГ ОБСЕ? Если не привлечь сейчас внимание к аномалии подхода Баку к соглашению от 4 февраля 1995 г. (как по закрытым официальным каналам, так и публично), то это фактически значит благословить невыполнение сторонами и будущих соглашений.
Вот почему в виде особых исключений можно и нужно оказывать давление на стороны по этим двум линиям. А все остальное в работе сопредседателей, использование конкретных фактов и элементарной логики, поиск сокращения разногласий между сторонами никак невозможно считать давлением на них, а всего лишь вразумлением, возможно, чересчур ретивых на основе здравого смысла.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России отмечают День матери
- Пилот загоревшегося в Анталье SSJ 100 рассказал о состоянии пассажиров
- Есть ли «Южмаш»? Захарова призвала Киев определиться — 1004-й день СВО