Европейская интеграция: "Что-то зачастили баре к дворне, беды бы не было..." Приднестровское урегулирование: "Теоретически Российская Федерация могла бы уступить нам Приднестровье, если бы взамен получила что-то другое". Проект "десталинизации России": "Не Дмитрию Медведеву, и, тем более, не ЕС или США давать оценку истории СССР".

Европейская интеграция: "Что-то зачастили баре к дворне, беды бы не было..."

Европейские перспективы нашей страны были в центре обсуждения форума "Европейский союз - Молдавия", проходившего в Кишиневе 29-31 марта, пишет "Экономическое обозрение". Он был приурочен к официальному визиту премьер-министра Польши Дональда Туска. Организаторами мероприятия выступили польский Институт восточноевропейских исследований и молдавская Ассоциация внешней политики. Участники форума попытались найти ответы на ключевые для Молдавии вопросы в ее взаимодействии с ЕС: почему на 20 лет затянулся переход к демократическому обществу, стоит ли инвестировать в Молдавию, каковы перспективы интеграции страны в ЕС и какие это несет в себе новые вызовы, как решить приднестровский вопрос и т.д.

Начался форум с воспоминаний бывших президентов Молдавии, Польши и Румынии о свершениях и ошибках прошлых лет, продолжает "Экономическое обозрение". "Наши друзья сразу и бесповоротно выбрали курс в единую Европу, что и позволило быстрее пройти этот путь, - отметил экс-президент Молдавии Петру Лучинский. - Мы же не были ментально готовы к резким переменам, мы искали компромисс между прошлым и будущим. Потому только сейчас начинаем целенаправленное движение в ЕС. За независимость и суверенитет всегда надо платить. Мы не готовы были платить сразу, поэтому приходится делать это сегодня, проводя болезненные, но очень нужные реформы".

Экс-президент Польши Александр Квасьневски отметил большой прогресс, достигнутый Молдавией за восемь лет, прошедших с момента его последнего визита в нашу страну, пишет "Экономическое обозрение". "Прежде всего, это выражается в четко обозначенном европейском курсе страны и демократических преобразованиях в обществе, - заметил он. - Я горжусь тем, что Польша непосредственно способствовала этому через идею "Восточного партнерства", которая стала мощным инструментом сотрудничества ЕС с постсоветскими странами в процессе евроинтеграции".

Бывший румынский президент Эмиль Константинеску провел параллель между Румынией периода его правления и нынешней Молдавией, продолжает "Экономическое обозрение". "Мы тогда вынуждены были работать в коалиции, искать точки соприкосновения с разными политическими силами, разделяющими европейские идеи и ценности. Сегодня этот трудный путь проходит и Молдавия. Нет другого способа решать политические задачи, чем искать компромиссы. Но при этом не надо забывать, что движение в сторону ЕС должно базироваться на общенациональной поддержке, а не только правящего альянса", - отметил экс-президент Румынии.

Пока они вспоминали прошлое, премьер-министры Молдавии и Польши на двусторонней встрече говорили о сегодняшних делах, пишет "Экономическое обозрение". И не скупились на высокие оценки и яркие эпитеты, в чем особенно преуспел польский гость. "Молдавия нуждается в таком премьере, как Владимир Филат, который имеет желание и возможности вести страну за собой в ЕС. А Европа нуждается в такой Молдавии, которая стремится реформироваться и интегрироваться в европейские структуры. Вы сегодня - положительные герои Евросоюза, "история успеха", доказывающая эффективность помощи ЕС своим восточным соседям", - отметил Дональд Туск на совместной пресс-конференции.

Форум "Европейский cоюз - Молдавия" был призван и продемонстрировать успешность программы "Восточное партнерство", продолжает "Экономическое обозрение". И на примере нашей страны вдохновить других участников этой инициативы на более решительные преобразования. "Для нас всегда была очень значима восточная политика, потому Польша вместе со Швецией и выступили с идеей "Восточного партнерства", - отметил Александр Квасьневски. - Мы стали членами ЕС и НАТО, мы счастливы в европейской семье. Но мы не имеем права забывать о своих соседях. Новая Польша начиналась с "Солидарности", а теперь настало время нам продемонстрировать солидарность с новыми независимыми государствами на Востоке Европы. Молдавии необходимо в полной мере использовать возможности "Восточного партнерства" для проведения необходимых реформ, для подачи четкого сигнала Брюсселю о своем желании как можно скорее интегрироваться в ЕС".

Однако, и сам экс-президент Польши, и другие выступающие то и дело невольно напоминали о том, что польско-шведская инициатива пробуксовывает, пишет "Экономическое обозрение". Интерес к ней падает как со стороны самих европейцев, так и включенных в проект шести стран СНГ. "Польша с 1 июля станет председателем ЕС, и наша главная задача - вдохнуть новую жизнь в "Восточное партнерство". Это наша идея, и она должна быть успешной", - призвал Квасьневски. Бывший советник Еврокомиссии, в недавнем прошлом - советник премьер-министра Молдавии по внешней политике Нику Попеску также отметил, что наша страна сегодня остается единственной в составе "Восточного партнерства", которая пытается использовать эту программу в своих евроинтеграционных устремлениях, с другими участниками пока серьезные проблемы в области демократизации и интереса к самой инициативе.

Оценка усилиям участников "Восточного партнерства" и самой инициативе будет дана на саммите в Польше, запланированном на сентябрь, продолжает "Экономическое обозрение". Там же, по мнению польского министра иностранных дел Анджея Чежсковского (министром иностранных дел Польши является Радослав Сикорски; очевидно имеется в виду Анджей Цешковски - уполномоченный по вопросам "Восточного партнерства" МИД Польши - прим. ИА REGNUM), Молдавия и другие соседи узнают о перспективах своего членства в ЕС. Но уже сегодня тревожные нотки в выступлениях участников форума заставляют усомниться в том, что польско-шведская идея реализуется в полной мере и даст свои плоды. Депутат Верховной рады Украины Сергей Гриневецкий обвинил ЕС в двойных стандартах и "размытой" платформе сотрудничества в виде "Восточного партнерства". "Можно сказать, что этот проект не имеет финансового покрытия, так как предусмотренные на его реализацию 600 млн евро на три года для шести стран - это капля в море. Да и то они выделяются не в полной мере", - заявил он.

Молдавия за два года участия в этой программе получила чуть более 40 млн евро в рамках нескольких проектов, пишет "Экономическое обозрение". Заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Наталья Герман в связи с этим также подчеркнула, что финансирование в рамках "Восточного партнерства" не соответствует ожиданиям участников. "Мы просим учесть это при формировании бюджета ЕС на следующий семилетний цикл, который будет принят до конца следующего года, чтобы мы видели заинтересованность Брюсселя в поддержке стран, которые проводят реальные реформы и стремятся к полноправному членству в ЕС", - отметила Наталья Герман.

Форум дал богатую пищу для размышлений о европейских перспективах Молдавии и связанных с этим вызовах, продолжает "Экономическое обозрение". Но нельзя не согласиться с заявлением Дональда Туска, которое он повторил дважды - на пресс-конференции после встречи с Владимиром Филатом и с трибуны форума: "Никто за народ Молдавии не проведет реформы, никто за вас не решит, куда вам двигаться. Мы можем только помочь вам реализовать вашу мечту и ожидания".

Революции в арабских странах приведут к изменению политики ЕС в отношении соседних стран, пишет "Кишиневский обозреватель". Эксперты и политики из разных точек мира, которые собрались в Кишиневе на форум "Молдавия-Европа", практически едины во мнении. Сегодня многие в Евросоюзе признают провал восточной политики. Самый яркий пример - Белоруссия. Украина также далека от совершенства - в европейском плане. Остается лишь Молдавия, на которую Брюссель возлагает большие надежды, "но и это вряд ли доказывает успех всего восточного измерения политики ЕС". Коррекция подхода, таким образом, выглядит вполне реалистичной. Тем не менее, как заявил на форуме глава Кабинета министров Польши Дональд Туск, с 1 июля 2011 г. Польша принимает председательство в ЕС и будет способствовать внедрению евроинтеграционных процессов для РМ и Украины, а также поможет реализовать ряд экономических проектов на Балканах. "Мы готовы работать как на основе двусторонних контактов, так и в рамках ЕС и пакта Восточно-европейского партнерства".

Многие участники форума отмечают, что над "восточным партнёрством сгущаются тучи", продолжает "Кишиневский обозреватель". В частности, экс-президент Польши Александр Квасьневски говорит, что сейчас всем странам необходимо задуматься о том, как изменятся их позиции на международной арене - на фоне революций в арабском мире? "Насколько ощутимыми для Кишинева окажутся возможные метаморфозы во внешнеполитическом подходе ЕС или США вследствие событий в Северной Африке пока никто не может сказать. "Кишиневский обозреватель" предсказывает, что ЕС сейчас сосредоточится на развитии "средиземноморского направления". "Евросоюз сейчас в целом разочарован своей политикой соседства, - говорит замдиректора Барселонского центра интернационального сотрудничества Кармен Клаудин. - Ведущие политики стран ЕС признают, что европейское сотрудничество с североафриканскими странами провалилось. И сегодня этот провал не хотят признавать только в тех странах, которые более тесно сотрудничали с государствами Северной Африки в рамках "Средиземноморского союза". Однако таких все меньше. Поэтому политика однозначно будет меняться. Она будет более медленной и продуманной. В свою очередь, странам, стремящимся к демократии, к евроинтеграции, стоит уяснить, что это, прежде всего, процесс и не надо думать, что он короткий. Демократическая система не растет сама по себе, она требует конкретного проекта, направления, политической воли, стратегии и контроля. Миллионные займы, которые берет Молдавия и тратит на борьбу с коррупцией и т.д., не всегда расходуются по назначению. В ЕС же не работает действенный контроль над финансами. Отсюда и политическая нестабильность и то, что происходит сейчас в арабских странах. Там крупные средства были предоставлены в качестве прямой бюджетной поддержки не тем людям и не в то время".

В Брюсселе в середине марта был принят новый документ под названием "Партнерство ради демократии и общего процветания с Южным Средиземноморьем", который может стать основой более глубоких изменений во внешней политике ЕС, пишет "Кишиневский обозреватель". Его главная идея - Евросоюз больше не намерен финансировать всех и вся. Новый подход будет базироваться на стимулах. Т.е. те страны, которые будут идти дальше и быстрее по пути реформ, смогут рассчитывать на большую поддержку со стороны ЕС. В то же время, если какая-либо страна будет сворачивать согласованный план реформ, то ЕС перенаправит свою поддержку на другие, более надежные государства. Другие эксперты на форуме парируют, что если программа "Восточное партнерство" и умрет, то не из-за денег. Тем более что там было очень мало денег ЕС с самого начала. В какой степени все это коснется Молдавии, покажет время. На пятое мая премьер-министр Молдавии Владимир Филат назначил заседание комитета по сотрудничеству РМ-ЕС, на котором должен быть представлен первый отчет о внедрении Молдавией реформ и выполнении обязательств перед ЕС. Говорят, что результаты из-за политических баталий далеки от совершенства, подводит итог издание.

Международный форум "ЕС-Молдавия" был организован совместно с польскими партнерами, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В эти же дни состоялся и визит в страну премьер-министра Польши Дональда Туска. Польша традиционно поддерживает расширение ЕС на Восток, как из соображений солидарности, что является основой европейской философии, так и потому что расстановка сил в мире меняется. И если Европейский союз намерен и впредь оставаться серьезной политической силой в мире, то он также должен меняться. Поляки убеждены, что процесс расширения укрепляет ЕС, а "недостаток энтузиазма" в отношении расширения в некоторых странах ЕС объясняют экономическим кризисом и избыточной миграцией в ЕС из неевропейских стран, а не прагматичным подходом.

Как отмечают молдавские эксперты, европейская интеграция обрела черты национальной идеи в Молдавии 24 марта 2005 года, когда парламент республики по инициативе президента-коммуниста Владимира Воронина единогласно принял Декларацию за европейскую интеграцию, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Однако те же эксперты отмечают, что с тех пор не так много было сделано для реальной интеграции с ЕС. "Одного желания недостаточно. Необходима политическая воля для создания эффективной системы управления страной. Пока же мы демократическую форму наполняем своим содержанием", - полагает политический аналитик Игорь Боцан. Набор процедур и стандартов Евросоюза, которым необходимо следовать, в отличие от заявлений о приверженности демократическим ценностям, молдавским политикам трудно дается. Молдавия получила поддержку в ЕС благодаря приходу к власти демократических сил. Однако сейчас о Молдавии говорят как о надежде ЕС, которой еще только предстоит сбыться.

В связи с событиями в странах Северной Африки, которые также входят в Программу партнерства ЕС, и повышением спроса на европейскую помощь "молодым демократиям" ЕС выработал новый подход к взаимодействию с соседними странами в соответствии с формулой More for More - больше ресурсов в обмен на большее количество демократических преобразований, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В сущности, это тот принцип, который уже действует в отношениях со странами "Восточного партнерства" на двусторонней основе. Обратной стороной этого принципа является то, что в отличие от предоставления заранее запрограммированной и гарантированной помощи, как это было раньше, этот принцип предусматривает и обратную сторону less for less - чем меньше реформ, тем меньше помощь. По мнению ЕС, такой подход должен стимулировать страны соседства к развитию, так как практика показывает, что демократические партии, придя к власти, не особо спешат демонтировать вертикаль власти и систему личного обогащения, созданную их предшественниками.

Молдавская сторона на прошедшем форуме озвучила свое недовольство тем, что ЕС предоставляет помощь участникам "Программы соседства" в пересчете на численность населения, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". В результате Молдавия с 3,5 млн жителей традиционно опережает все соседние страны по показателю выделяемых европейских средств на душу населения, хотя в натуральном выражении сумма инвестиций ЕС в Молдавию гораздо ниже, чем в другие страны программы. Заявленные на форуме Кишиневом собственные проблемы заключаются и в недостатке собственных ресурсов, в том числе и квалифицированных кадров, способных освоить ту помощь, которую ЕС готов выделить под различные проекты. В частности, в рамках программы "Восточное партнерство" на шесть стран постсоветского пространства выделено на 2009-2013 годы 600 млн евро, которые в значительной части остаются неосвоенными.

Молдавская сторона продолжает настаивать на предоставлении республике перспективы членства в ЕС, рассчитывая на более серьезную поддержку со стороны ЕС, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Евросоюз, в свою очередь, заявляет, что все зависит от самой Молдавии и от той скорости, с которой она намерена продвигаться по пути реформ. Однако, по мнению ряда экспертов, в частности молдавского политического аналитика Николая Киртоакэ, "решение об интеграции Молдавии в ЕС будет политическим, как и в случае с другими странами региона, уже вошедшими в ЕС, для чего важнее удачное стечение обстоятельств, чем жесткое соответствие критериям членства". Возможно, молдавские власти на это и рассчитывают, подводит итог издание.

На этой неделе в Кишиневе прошел "самый важный за последние 20 лет форум", пишут "Молдавские ведомости". Так охарактеризовал его один из участников, депутат-демократ Игорь Корман. Трехдневное мероприятие было приурочено и завязано на визите в Молдавию польского премьер-министра Дональда Туска. Он - одна из персон, на которую Молдавия возлагает свои евроинтеграционные надежды. Официально форум, который проходил с 29 по 31 марта, должен был иметь экономический характер. Однако, как заметил один из участников, экономика и политика связаны так тесно, что о событиях в той или ной стране можно судить по колонке экономических новостей в газете. В итоге, именно на политику в эти дни и переходили все дискуссии.

На форум, который организовала Ассоциация внешней политики Молдавии (APE) и Варшавский институт восточных исследований, приехало около двух сотен гостей из 16-ти стран Европы, а также из России, США, Турции и Украины, продолжают "Молдавские ведомости". По некоторым данным, такой широкий круг гостей прибыл в Молдавию не в последнюю очередь благодаря личному влиянию министра иностранных дел РМ Юрия Лянкэ. Большинство приглашенных - послы, эксперты в области международных отношений, представители международных организаций (таких, как Всемирный банк и ПРООН) и прессы, а также бизнесмены, депутаты, бывшие и нынешние политические деятели.

Участники, приглашенные с Запада, очень четко дали понять, что поддерживают нынешнюю власть и лично премьера Владимира Филата, пишут "Молдавские ведомости". Польский премьер Дональд Туск отметил, что сегодня Молдавия и сам Владимир Филат - положительные примеры в глазах Европейского союза. Американский гость из организации по поддержке переходных демократий Брюс Джексон сделал еще более интересное замечание. Он сказал, что на пути к благополучной жизни у Молдавии пять препятствий: коммунисты ("молдаване должны окончательно решить этот вопрос своими голосами"), конфликт ("Молдавии нужна сильная позиция в отношении Приднестровья"), компетенция ("парламент должен дать Филату больше полномочий", преимущественно президентских), криминал и коррупция ("долгосрочные реформы").

Кроме успехов демократии в Молдавии и того, какой путь страна проделала за 20 лет и куда стремится теперь, гости и участники форума поговорили об инвестициях, экономических реформах, восточном партнерстве, приднестровской проблеме, региональном сотрудничестве и Молдавии в геополитическом контексте, продолжают "Молдавские ведомости". "Идея была воспользоваться приездом Дональда Туска в Молдавию и организовать большой форум, который смог бы привлечь внимание местной и европейской общественности к Молдавии и к тем проблемам, которые здесь существуют. А также к перспективам, в осуществлении которых мы ожидаем поддержки Евросоюза", - сказал исполнительный директор APE Виктор Кирилэ.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что приезд Дональда Туска - звено одной цепи визитов иностранных гостей в Молдавию, которыми был переполнен нынешний март. Сперва это была комиссар Евросоюза Кэтрин Эштон, которая настолько прониклась уважением к Молдавии и руководству страны, что, по ее признанию, выучила наизусть некоторые статьи молдавской Конституции, пишут "Молдавские ведомости". Затем Кишинев посетил вице-министр США Джозеф Байден (Джозеф Байден является не "вице-министром", а вице-президентом США - прим. ИА REGNUM) и снова похвалил молдаван за их проевропейскую ориентацию. Вместе со словами поддержки из Польши прибыли и инвестиции. Пока широкой публике о них мало что известно, но, по словам депутата ПКРМ Игоря Додона, "некоторые польские инвесторы уже сделали первые шаги для того, чтобы прийти в Молдавию".

Причина, по которой Польша и ее премьер заинтересовались Молдавией, кроется в том, что это Молдавия заинтересовалась в хороших отношениях с Польшей, продолжают "Молдавские ведомости". С июля этого года Польша будет председательствовать в ЕС, поэтому для Молдавии очень важен диалог и тесные связи с Польшей, важно взаимопонимание в вопросе задач Молдавии в политике евроинтеграции. Владимир Филат признал: "у нас большие ожидания на период председательства Польши в Евросоюзе", в том числе в отношении замороженного конфликта на Днестре. "Польша и раньше участвовала в выработке решений по приднестровскому вопросу, но статус страны-председателя Европейского союза предоставляет больше возможностей", - отметил он. "У Молдавии накоплен довольно хороший опыт общения с Польшей. Общение это началось давно, и я рад, что оно продолжается на компетентном уровне", - считает экс-президент РМ Петр Лучинский. Он также выразил надежду, что "при польском председательстве в ЕС решатся вопросы практического характера".

Дональд Туск, назвав молдаван друзьями и братьями поляков, посоветовал им не усыплять бдительность, уверовав, что кто-то принесет им все на блюдечке с голубой каемочкой, пишут "Молдавские ведомости". "Никто ничего не сделает за Молдавию. Вы должны показать Европе свою настойчивость и последовательность", - призвал Туск. "Молдавия еще только потенциальная "история успеха", - считает глава парламентской комиссии по иностранным делам и европейской интеграции Игорь Корман. И делает оговорку: даже учитывая, что Европе будет выгодно иметь удачный прецедент "истории успеха", вступление РМ в ЕС в 2012 году - слишком оптимистический прогноз. В целом, по мнению Кормана, форум стал "возможностью для стран-партнеров увидеть на месте, что у нас тут творится, ознакомиться с ситуацией "лайв", а не только по телефону и по интернету". "Пора заканчивать с красивыми декларациями и браться за работу", - заключил он.

"Молдавия становится страной, о которой знают в Евросоюзе, не только благодаря нашим традиционным молдавским мазохистским способам делать себе рекламу - через приднестровский конфликт, через приход коммунистов во власть и т.д. Я надеюсь, что они увидят, что мы переходим от проевропейских деклараций к болезненным реформам", - считает программный директор молдавского Института публичных политик Оазу Нантой, продолжают "Молдавские ведомости". А по мнению исполнительного директора этого института Аркадия Барбарошие, эти реформы нужно начинать, даже если они болезненные, а результаты придут "через значительно большее время, чем политики могут себе позволить ждать". В свою очередь представитель парламентской оппозиции Игорь Додон предполагает, что форум ЕС-РМ прошел, скорее, благодаря сближению Евросоюза и Молдавии. Он не исключает и возможности того, что "это явный пиар ход для поддержки каких-то отдельных политических сил". Но ближе к истине, пожалуй, глава Ассоциации за демократию черед участие Игорь Боцан: "Такие форумы - хорошая пиар акция для политического класса, она покажет людям, наблюдающим за политическим процессом в Молдавии, в какой системе координат мы находимся".

Шаркающей кавалерийской походкой Молдавия продолжает идти навстречу европейским ценностям, пишет "Пульс". Так, по крайней мере, утверждают бонзы АЕИ-2, пропитанные идеей "европеизации", словно торт "Наполеон" кремом. Особых успехов на этом пути пока не видно: молдоевропейцы стойко держат оборону, куда там Брестской крепости! Зато от визитёров с Запада отбоя нет. И цветастых словес из их уст в избытке. Как тут не вспомнить поговорку об излишней болтовне и таскании мешков?

Вот и на днях по приглашению Владимира Филата Кишинёв посетил премьер-министр Польши Дональд Туск, продолжает "Пульс". С какой практической целью - непонятно. Из сообщений СМИ можно сделать вывод, что никаких переговоров по конкретным темам не велось, договоры не подписывались, соглашения не заключались. Да и какие могут быть соглашения со страной, в которой царит политическая анархия, а отдельные лидеры правящего альянса срочно нуждаются в срочной помощи психотерапевта? Следовательно, цель визита можно охарактеризовать коротко: бла-бла-бла.

"Бла-бла-бла" со стороны польского премьера и в самом деле выглядело впечатляюще, пишет "Пульс". Для начала он назвал Молдавию "положительным героем Европейского союза", не уточнив, правда, полагается ли к этому званию Золотая Звезда с орденом Сутулого 1-й степени или что-то другое в этом роде. Также Туск отметил, что наша страна продемонстрировала умение за короткое время реализовывать важные реформы, которые достаточно непросто внедрять, а политический класс страны вырос до гулливеровских размеров. Уточнять конкретику "важных реформ", введённых "за короткое время", глава кабинета Польши счёл излишним. Очевидно, речь идёт о повышении возрастного ценза для выхода на пенсию, удорожании товаров первой необходимости, уничтожении полиции и прочем. Что касается роста политического класса страны, то он может касаться либо его количественного роста, либо роста его аппетитов.

Оно, конечно, доброе слово и кошке приятно, продолжает "Пульс". Но за последнее время нам уже столько навешали подобной лапши, что уши не выдерживают. Ясен-красен, не обошлось и без дежурного обещания, что Польша (Румыния, США, Франция, Голландия, Великобритания, Лесото - ненужное зачеркнуть) сделает всё возможное для того, чтобы ускорить процесс интеграции Республики Молдова в Европейский союз. На жадный вопрос: когда же, наконец, и нас возьмут в буржуинство, был дан чисто одесский ответ: "Я знаю?.." Такой вот, ни к чему не обязывающий визит. Хотя, если учесть то, что Польша давно "легла" под США и НАТО, его можно считать логическим продолжением визита Джо Байдена. Что-то зачастили баре к дворне, беды бы не было...

Приднестровское урегулирование: "Теоретически Российская Федерация могла бы уступить нам Приднестровье, если бы взамен получила что-то другое"

Московская встреча главы МИД Юрия Лянкэ с его российским коллегой Сергеем Лавровым не преподнесла информационной сенсации, пишет "Пульс". Молдавия в очередной раз заявила о своём желании переформатировать миротворческую операцию на Днестре и возобновить вывоз из Приднестровья российского вооружения. Россия в очередной раз сослалась на позицию Тирасполя, который "препятствует" этим шагам. Согласно официальной информации, министр иностранных дел и европейской интеграции Юрий Лянкэ отправился в Москву на встречу со своим коллегой Сергеем Лавровым, чтобы заручиться поддержкой России "в процессе перехода переговорного процесса в официальное русло". По словам главы молдавской дипломатии, совместные усилия международных партнёров, вовлечённых в переговорный формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), могут сдвинуть с мёртвой точки политический диалог между Кишинёвом и Тирасполем, чтобы затем "найти жизнеспособное решение, основанное на соблюдении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, а также интересов граждан, живущих на обоих берегах Днестра". В ответной реплике Сергей Лавров лишь подтвердил традиционную позицию МИД РФ по этому вопросу: Россия выступает за скорейшее возобновление официальных переговоров между Кишинёвом и Тирасполем на основе взаимного уважения и равноправия. "Конечную цель мы видим примерно одинаковую - это особый статус Приднестровья в рамках единого государства и в рамках территориальной целостности Республики Молдова", - отметил Лавров.

Судя по тем заявлениям, которые прозвучали после встречи глав молдавской и российской дипломатии в Москве, Россия не будет препятствовать попыткам Кишинёва оживить переговорный процесс в формате "5+2", если тот не будет делать акцент на принципиальный для Москвы вопрос - присутствие в регионе ограниченной группировки российских войск, продолжает "Пульс". "Когда переговоры 2003 года продолжались, из Приднестровья было вывезено более 50 эшелонов боеприпасов, там остаётся чуть меньше половины того, что было. Эти склады требуют постоянного внимания к себе, потому что они могут разворовать это огромное количество очень опасных вещей, много из того, что там есть, уже было утилизировано на месте, но всё утилизировать невозможно", - отметил Лавров по итогам переговоров с молдавским коллегой Юрием Лянкэ. По словам Лаврова, Москва сама не прочь поскорее завершить процесс утилизации при соблюдении всех положенных в таких случаях норм безопасности, но ей препятствует приднестровская сторона, "однозначно выступающая за то, чтобы только в рамках процессов урегулирования такой вывоз осуществлялся". "Применять силу для того, чтобы заставить приднестровскую сторону, и чинить препятствия мы не можем. Поэтому есть абсолютно понятные, всеми признававшиеся до сих пор последовательности действий - переговоры, урегулирование. И в этом контексте не возникает никаких проблем с решением вопросов дальнейшего миротворчества и вывоза боеприпасов с территории Приднестровья как территории, обладающей особым статусом", - подчеркнул глава МИД РФ.

Напомним, МИД России традиционно заявляет о том, что около тысячи российских военных в Приднестровском регионе заняты лишь двумя задачами - поддержанием мира (участием в миротворческой операции на берегах Днестра) и охраной остатков вооружения расформированной 14-й армии, пишет "Пульс". Со своей стороны молдавские власти настаивают на составлении чёткого графика по вывозу вооружения из региона, а вместе с ним - и выводе тех военнослужащих, которые сегодня заняты его охраной. На уровне деклараций Москва готова вывести свои вооружённые силы в любой момент, но кто в таком случае возьмёт на себя ответственность за тысячи тонн боеприпасов и взрывчатых веществ, до сих пор хранящихся под селом Колбасна Рыбницкого района? По мнению экспертов, на военных складах в Приднестровье до сих пор хранится 19 тысяч тонн боеприпасов, причём с уже истекшим сроком боевой готовности. Но даже эти боеприпасы необходимо утилизировать - взрывать на месте либо вывозить в Россию, где имеется для этого вся необходимая инфраструктура. Последний эшелон с военным имуществом российской армии ушёл из Тирасполя в конце 2003 года.

Если верить Сергею Лаврову, Москва ничего не имеет и против переформатирования миротворческой операции, но опять-таки в контексте политического урегулирования конфликта, продолжает "Пульс". Идея Кишинёва состоит в том, чтобы на смену смешанным миротворческим силам (военнослужащие сторон конфликта, России и военные наблюдатели от Украины) пришли гражданские наблюдатели с международным мандатом. На худой конец, в Кишинёве хотели бы "разбавить" уже действующий механизм военными из Евросоюза. Глава российского МИД Сергей Лавров согласился с необходимостью переформатирования миротворческой операции, заметив, что этот процесс должен осуществляться "в контексте урегулирования": "Нужно думать о том, как приспособить международное присутствие к тем задачам, которые будут вытекать уже из планов регулирования". Сегодня в ключевых местах зоны безопасности действуют 15 стационарных постов и контрольно-пропускных пунктов. Здесь несут службу 492 военнослужащих от Тирасполя, 355 - от Кишинёва, 402 - от Российской Федерации. Украина не воспользовалась своим правом делегировать миротворцев и ограничилась 10 военными наблюдателями.

Впрочем, Тирасполь, к чьему мнению так демонстративно прислушивается Москва, уже категорически выступил против изменения миротворческой операции, пишет "Пульс". "Российские миротворцы должны оставаться в Приднестровье, иначе Кишинёв снова может применить силу", - с таким заявлением поспешил выступить приднестровский лидер Игорь Смирнов в российской печати после встречи Лянкэ с Лавровым. "Миротворцы должны стоять в регионе до тех пор, пока не будут созданы гарантии неповторения силового решения конфликта. Мы не можем быть уверены, что в Кишинёве не решат вновь применить к нам силовые методы воздействия, цену их заверениям о мире мы знаем", - сказал Смирнов в интервью московскому изданию "Независимая газета".

"С чем приехал - с тем и уехал" - примерно в таком русле прокомментировали политические аналитики итоги визита главы МИД Юрия Лянкэ в Россию, продолжает "Пульс". Так, по мнению Оазу Нантоя, правительство Филата совершает стратегическую ошибку, делая ставку на скорейшее возобновление переговорного формата "5+2". Даже если формат заработает - в этом случае за одним столом с Кишинёвом окажутся "российские марионетки в Тирасполе", от которых "нельзя добиваться ожидаемых целей". "Теоретически Российская Федерация могла бы уступить нам данный регион, если бы взамен получила что-то другое. Но это чисто теоретически. А потому беда с государственностью этой страны, если мы ещё 20 лет будем ждать смены пешки на шахматной доске, чтобы можно было предпринять какие-то шаги в этом направлении", - полагает Нантой.

Особый статус Приднестровья в рамках единой Молдавии - так видят конечную цель урегулирования приднестровского конфликта практически все стороны переговорного процесса формата "5+2" и в первую очередь Кишинев с Москвой, пишет интернет-издание eNews. Это заявление сделал глава молдавского МИД Юрий Лянкэ по возвращению из Москвы, где министр иностранных дел РМ вместе со своим российским коллегой Сергеем Лавровым обсуждали судьбу приднестровского вопроса. По возвращении из Москвы Юрий Лянкэ держится оптимистично. Ещё бы. Российская сторона заговорила о переформатировании миротворческого контингента в Приднестровье и о вывозе боеприпасов из региона, а этот вопрос постоянно вызывает различные дискуссии на правом берегу Днестра. Министр иностранных дел РМ заявил, что в ходе встречи с Сергеем Лавровым сторонам удалось найти общий язык по тем вопросам, что раньше часто вызывали противоречия и разногласия. В частности, Лавров согласился с одним из основных аргументов Кишинева о необходимости переформатирования миротворческого контингента, который уже давно не отвечает запросам времени. Так, по требованиям молдавской стороны, акцент в данном случае должен ставиться на гражданском элементе, а не на военном. Иными словами, Кишинев выступает за замену нынешнего контингента, который состоит из российских, приднестровских и молдавских миротворцев, на контингент ОБСЕ и ЕС.

На совместной пресс-конференции в Москве глава российского МИД Сергей Лавров подчеркнул необходимость возобновления официальных переговоров по выработке политического компромисса, который предполагал бы модель единого государства в рамках территориальной целостности Республики Молдова с особым статусом для Приднестровья, продолжает eNews. Упомянул глава МИД РФ и о необходимости переформатирования миротворческой операции в Приднестровье, назвав в то же время ее самой успешной из тех, что продолжаются сегодня в разных точках мира. "Безусловно, нужно думать и о том, как адаптировать международное присутствие к задачам, которые будут вытекать уже из плана урегулирования. Они, естественно, будут другими, а не просто заключаться в поддержании спокойствия между сторонами в регионе. То же самое относится и к вывозу боеприпасов. Мы заинтересованы в скорейшем вывозе всего этого "добра" на нашу территорию и утилизации, как положено, при соблюдении всех необходимых норм безопасности", - заявил Лавров. В то же время Сергей Лавров подчеркнул, что решающая роль в возобновлении официальных переговоров и поиска решений конфликта принадлежит Кишиневу и Тирасполю.

Тирасполь, в свою очередь, по-прежнему видит свою дальнейшую судьбу, как суверенное, независимое государство и, по-видимому, не собирается мириться с "особыми статусами", пишет eNews. В сообщении также идет речь о готовности Тирасполя к возобновлению официальных переговоров, однако, по мнению Тирасполя, с разблокированием работы данного консультативного формата не произойдет автоматического решения всех имеющихся проблем. Что касается переформатирования миротворческого контингента, президент непризнанной ПМР Игорь Смирнов заявил, что это должно произойти не ранее, чем будут созданы гарантии неповторения силового решения конфликта. А пока миротворцы и боеприпасы должны оставаться на территории непризнанной республики, и это принципиальная позиция тираспольских властей.

Вместе с тем, по мнению молдавского политического аналитика Анатолия Цэрану, официальные переговоры в рамках формата "5+2" могут возобновиться тогда, когда этого захочет Москва, продолжает eNews. Поэтому глава российского МИД Сергей Лавров лукавит, когда говорит о том, что Россия приветствует возобновление работы данного формата переговоров, считает политолог. Что касается особого статуса Приднестровья в рамках единой Молдавии и готовности непризнанной республики принять этот статус, все это также в большей степени зависит от желаний и намерений Москвы, подводит итог издание.

Кишиневу удалось добиться от российской стороны ряда принципиальных и долгожданных заявлений, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Россия не просто поддержала территориальную целостность Молдавии, но и заявила о необходимости скорейшей утилизации остающихся в Приднестровье российских вооружений и даже о перспективе смены миротворческого механизма. Что полностью соответствует не только позиции Молдавии, но и пожеланиям ЕС в рамках двусторонних европейско-российских контактов.

Во время переговоров с главой МИД Молдавии Юрием Лянкэ министр иностранных дел РФ подчеркнул, что "Россия заинтересована в скорейшей утилизации боеприпасов из Приднестровья". Напомним, что молдавские власти в 2003-м году не могли нарадоваться, глядя на то, как из Колбасны один за другим уходили эшелоны с вооружением 14-й армии. Но с тех пор Россия старалась не акцентировать внимание на проблеме военных складов. Тогдашний президент Владимир Воронин говорил, что при детонации складов взрывная волна с легкостью может достичь Кишинева, - Москва сочувственно молчала.

Теперь же глава МИД Юрий Лянкэ (ЛДПМ) сумел убедить Сергея Лаврова высказаться по самым разным позициям, интересующим Молдавию и посредников в переговорном процессе, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". После холодного приема и. о. президента Мариана Лупу (ДПМ) и полного отсутствия информационного освещения его визита Москва, похоже, показывает значительно большее расположение к молдавским либеральным демократам. Главная же сенсация - Кремль устами Сергея Лаврова впервые отчетливо заявил, что "в контексте урегулирования приднестровского конфликта предстоит переформатировать миротворческую операцию". Молдавские власти твердят об этом не один год, Приднестровье всячески сопротивляется замене российских миротворцев. Не исключено, что договоренности Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель о более тесном российско-европейском взаимодействии в процессе приднестровского урегулирования, в том числе в вопросе вывода российских войск из региона, на чем настаивал Берлин, начали реализовываться, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Республики Молдова в присутствии президента Приднестровьья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования. ОГРВ занимается охраной остатков складов с боеприпасами, созданных еще во время Второй мировой войны, и которые в 2000 году начали эвакуировать. Впоследствии процесс вывоза боеприпасов из ПМР был прерван по настоянию приднестровских властей из-за того, что в молдавско-приднестровском урегулировании наступил глубокий кризис.

Проект "десталинизации России": "Не Дмитрию Медведеву, и, тем более, не ЕС или США давать оценку истории СССР"

Недавно в России был обнародован проект "десталинизации России", который был подготовлен Советом по правам человека при президенте, пишет "Независимая Молдова". Данный документ предусматривает длинный перечень мер, среди которых переименование городов, улиц, установка памятников, издание новых исторических исследований, учебников и т.д. Предлагается также принять серию законов запретительного характера, наподобие тех, что действуют в некоторых государствах Восточной Европы и Прибалтики (Польша, Латвия, Эстония). В соответствии с ними публичные высказывания о советском периоде истории и политических деятелях прошлого в положительном ключе являются уголовно наказуемым деянием.

Большинство политологов, экспертов, наблюдателей, а также простых граждан России восприняло эту новость с удивлением и недоумением, продолжает "Независимая Молдова". Они задаются вопросом: разве в стране больше нет других серьезных проблем? Разве именно сейчас так уже необходимо начинать очередную кампанию по разборке с историческим прошлым? В России такое уже проходили, и не раз. На основе этого опыта в народе сложилось устойчивое мнение: когда власть не знает, что делать дальше, в каком направлении вести страну, она предлагает обществу осудить предшествующие поколения. Между прочим, этот опыт весьма поучителен. Никита Хрущев во второй половине 50-х годов прошлого века, испытывая острую потребность самоутвердиться и избавиться от навязчивого образа малограмотного клоуна-дурачка, который за ним закрепился еще в 30-х годах, затеял разоблачение культа личности Сталина. Спустя годы Черчилль по этому поводу сказал: "Хрущев - единственный политик в истории человечества, который объявил войну мертвецу. Но мало того - он умудрился ее проиграть".

По стопам Хрущева пошел Горбачев, который недавно отметил свое 80-летие (праздновал в Лондоне, видимо, там проклятия, которые неслись в его адрес со всех концов бывшего Советского Союза, были не так слышны), пишет "Независимая Молдова". Кампания "десталинизации" СССР, развернувшаяся во второй половине 80-х годов во многом способствовала тому, что в 1991 году произошел распад единого государства и на его обломках появились очаги межнациональных конфликтов и войн, которые за прошедшие годы поглотили десятки тысяч жизней и сломали миллионы судеб. При Борисе Ельцине в 90-е годы Россия болела "десталинизацией" в вялотекущей форме. Ее горячо поддерживали демократы и либералы. Под грохот тамтамов официальной пропаганды о необходимости "очиститься от прошлого" очень удобно было делить народное достояние: заводы, фабрики, нефтяные вышки и газовые месторождения. В 1999-м году Россия оказалась на грани катастрофы. Казалось, ее распад, и возникновение десятков новых конфликтов были неминуемы. К счастью, тяжело больного Ельцина удалось отправить в отставку. К власти пришла новая команда, которой удалось увести Россию от пропасти.

70 лет советской истории невозможно перечеркнуть решением президента, каким-либо документом, массированной пропагандистской кампанией, целенаправленной работой по промывке мозгов, проводимой электронными СМИ, продолжает "Независимая Молдова". Это была великая эпоха. Объективная оценка истории Советского Союза сложится не скоро. И не Дмитрию Медведеву, тем более, не ЕС или США эту оценку давать. Они могут говорить и писать, что угодно. К реальной истории это не будет иметь никакого отношения. Однако в своем стремлении именно так войти в Историю можно обжечься в очередной раз, подобно упомянутым выше Хрущеву, Горбачеву и Ельцину. Хотя есть и другие примеры. Когда Горбачев начинал перестройку (завершившуюся перестрелкой), Китай неспешно приступал к своим реформам. Результат виден всему миру. Каждый день практически каждый человек на планете, кроме разве что каких-нибудь медвежьих углов мира, пользуется предметами, изготовленными в Китае. И этим все сказано.

Понятно, почему новые планы "десталинизации" так бурно приветствуют за пределами России, пишет "Независимая Молдова". Возможно, Дмитрий Анатольевич и его подчиненные в Совете по правам человека не знают, но очень многие в мире надеются на то, что точно так же, как перестраивался и реформировался СССР до бессознательного состояния и в конечном итоге до суицида, реформируется и "демократизируется" Россия. И тогда ее природные запасы, и сохранившийся промышленный потенциал можно будет спокойно, без суеты освоить, не прибегая к дорогостоящим и опасным военным операциям. Все здравомыслящие люди, которые не витают в либеральных и демократических эмпиреях, это прекрасно понимают. Так называемая "десталинизация" России обернется отрицанием всех ее достижений XX века: создания передовой промышленности, системы образования, медицины, гениальных научных достижений, атомного оружия и энергетики, прорыва в Космос. Наконец, отрицанием Великой Победы в войне 1941-1945 годов. Потому что, каких только усилий не прилагали либералы, 9 мая повсюду их преследует ненавистный профиль Генералиссимуса, выбитый на медали "За победу над Германией": в кинофильмах о войне, в документальных кадрах, в книгах, воспоминаниях, на открытках и плакатах и т.д.

Очень похоже на то, что на самом деле господа, сочинившие этот документ, целят в Победу, продолжает "Независимая Молдова". Десталинизация, если руководство России даст на нее добро, обернется войной с исторической памятью, с победным менталитетом граждан России, всех русских, и тех, кто воспитан на культуре русской цивилизации за ее пределами. Ведь как бы то ни было, несмотря ни на разрушение Советского Союза, несмотря на невзгоды и лишения, все бывшие граждане СССР являются народом-победителем, носителями памяти Победы. Это передается из поколения в поколение, если хотите - уже на генетическом уровне. Победа над фашизмом - единственный основополагающий стержень, благодаря которому удалось устоять России в страшные 90-е годы. Если его сломают, последует разрушение истории, нации, государства. После этого нетрудно будет сформировать в России по настоящему компрадорское руководство. Так же, как в начале 90-х. И конечно, намного легче будет ее "демократизировать". Точно так же, как 20 лет этим занимаются на Кавказе и в Центральной Азии, как сегодня это делается в Молдавии.

Дмитрий Медведев проявил себя недостаточно зрелым политиком, пишет "Независимая Молдова". В период его пребывания на посту президента, России не удалось выдержать ту положительную тенденцию, которая сложилась при Владимире Путине. Вполне возможно, кто-то из либерального окружения Медведева посоветовал ему накануне предстоящих в 2012 году президентских выборов сделать тему "десталинизации" основной в своей предвыборной кампании. Провал этой затеи неизбежен. Российский народ быстро распознает истинную подоплеку этой кампании и обнаружит, что под ее прикрытием к власти в стране вновь пытаются вернуться недобитые либералы и олигархи из эпохи 90-х годов. Если Дмитрий Медведев поддержит эту кампанию и не отправит проект "десталинизации" в мусорную корзину, а ее авторов - в отставку, его поражение на президентских выборах 2012 года неизбежно, подводит итог издание.