В Тбилиси 19-21 ноября состоялась очередная конференция по "черкесскому вопросу", в которой приняли участие и представители республик Северного Кавказа. Напомним, что первая такая конференция состоялась в Тбилиси в конце марта при поддержке Джеймстаунского фонда (США). Она приняла обращение к парламенту Грузии с просьбой признать геноцид черкесов в ходе Кавказской войны 19 века. Своими впечатлениями о конференции, состоявшейся в ноябре, с ИА REGNUM Новости поделился ее участник, заместитель председателя "Черкесского конгресса" Адыгеи Заур Дзеукожев:

Конференция в Тбилиси стала трибуной для привлечения внимания мирового сообщества к проблеме черкесского народа, еще одной возможностью заявить о таки проблемах, как необходимость признания геноцида черкесов, невозможность проведения Олимпиады в Сочи, где этот геноцид происходил.

Почему Грузия сегодня становится центром притяжения кавказских народов? Да потому, что национальная политика России не слышит или не хочет слышать о проблемах Северного Кавказа. Мы неоднократно поднимали волнующие черкесскую общественность вопросы, однако услышали нас именно в Грузии, а не в России или в Евросоюзе. Мы прекрасно понимаем, что грузинские власти разыгрывают национальную карту в своих интересах, как и те страны, представители которых принимали участие в конференции, но раз нам предлагают диалог, было бы глупо от него оказываться. В любом случае, это лучше монолога российских властей в отношении черкесского вопроса. Решался бы этот вопрос Россией, вряд ли бы та же Грузия проявила такую инициативу по интеграции кавказских народов, вплоть до отмены виз для жителей всех северокавказских республик, причем любой национальности.

Наши требования неизменны - признание геноцида черкесов, отмена проведения Олимпиады в Сочи - на исконно адыгских землях, где этот геноцид осуществлялся. Мы очень серьезно занялись продвижением этого вопроса. Я бы даже сказал, что черкесские организации проводят политику этноцентризма - теперь они будут заниматься исключительно проблемами адыгов, а не всех народов Северного Кавказа.

Что последует за перспективой признания геноцида? Целостность черкесской нации на территории, которая исконно называлась Черкесией. Естественно, в составе Российской Федерации. Заметьте, черкесы - единственный народ в России, который территориально разобщен. Есть же у нас Татарстан, Калмыкия, Бурятия и так далее? В отношении черкесов очевидно нарушение международного права.

Возвращаясь к Грузии - действительно, между черкесами и грузинами был 18-летний период отсутствия каких бы то ни было отношений, что связано с грузино-абхазским конфликтом. Но справедливости ради напомню, что 60-80 годы прошлого века, то есть, в советский период, отношения между Грузией и тремя республиками - Адыгеей, Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией были очень тесными. В Тбилиси училась элита адыгской культуры и науки, к примеру. Поэтому не вижу смысла сейчас упрекать кого-то в том, что конференция, на которой в числе других рассматривался и черкесский вопрос, проходила именно в Грузии.

Именно недальновидность федеративной и национальной политики России позволяет Грузии становиться центром притяжения кавказских народов. Решение каких проблем можно требовать от государства, точнее, от государственных деятелей, которые "гордятся" государственной многонациональностью, но ликвидирует министерство по делам национальностей? Наша проблема - гуманитарная, и попытка придать ей политическую окраску никогда не была нашей целью.

Дзеукожев также отдельно коснулся выступления на конференции в Тбилиси историка и писателя из Карачаево-Черкесии Светланы Алиевой. По мнению черкесского активиста, она высказала "точку зрения, которую чаще всего высказывают официальные власти - геноцида не было, цифры преувеличены и пр". По словам Дзеукожева, даже те присутствовавшие на конференции карачаевцы, которые "против положительного решения черкесского вопроса", выразили несогласие с ее выступлением.