Накануне парламентских выборов ИА REGNUM Новости представляет серию интервью с лидерами партий, идущих на выборы. Сегодня - интервью Омурбека Текебаева. Омурбек Чиркешович Текебаев родился 22 декабря 1958 года в Джалал-Абадской области Киргизии. Принадлежит к ичкиликам (крупнейший клан на юге страны). Председатель социалистической партии "Ата-Мекен" ("Отечество") с 1994 года. Дважды был кандидатом на пост президента страны. С 2005 по 2006 год - спикер парламента. Заслуженный юрист Киргизской Республики. Женат, имеет 3 детей - дочь и двоих сыновей.

ИА REGNUM: Расскажите, какова основная направленность вашей партии, на что она ориентирована?

"Ата-Мекен" - социалистическая партия. Придерживается социал-демократических ценностей и идей. Партия является членом Социалистического Интернационала. В нашем понимании современная социал-демократия выступает как альтернатива радикализму во всех его проявлениях. Мы не приемлем политический радикализм в форме авторитарных режимов. Не приемлем религиозный радикализм - политизированные версии исламского вероучения. Мы не приемлем рыночный радикализм, приводящий к тотальной коммерциализации общественной жизни, беспощадной эксплуатации трудящихся и природных ресурсов страны. Мы за рыночную экономику, но против рыночного общества. Также мы не приемлем и этнический радикализм, выражающийся в шовинистических идеях о превосходстве одних национальностей над другими. Радикализм в любых проявлениях не может снимать возникающие проблемы и вызовы. Защищенность страны от вызовов и угроз достигается не через радикализм и сверхконцентрацию власти, а через расширение контроля, политического участия, социальной базы управления и ответственности чиновников за эффективную реализацию функций государственного управления.

ИА REGNUM: По вашему мнению, какую направленность должна взять Киргизия - она должна быть аграрной страной или, наоборот, промышленной?

Преимущественно промышленной страной мы сейчас стать не можем. Большая часть населения проживает в сельских районах. Численность специалистов инженерно-технического профиля и квалифицированных рабочих пока недостаточна для перехода на массовое промышленное производство. Не случайно, что в пик советского периода республика имела аграрно-промышленную экономику. Думаю, что нам необходимо укреплять и сельское хозяйство, и промышленность. Особое внимание следует уделить перерабатывающим предприятиям (в том числе, пищепрому), энергетике, горнодобывающей отрасли, легкой промышленности и туризму.

ИА REGNUM: Как вы думаете, какие партии имеют шансы пройти на предстоящих парламентских выборах?

По данным всех опросов, партия "Ата Мекен" на сегодняшний день лидирует. Из других партий чаще всего упоминаются Социал-демократическая партия Киргизии и "Акшумкар".

ИА REGNUM: Как вы считаете, какой процент голосов может взять "Ата Мекен"?

Относительным ориентиром для прогноза могли бы послужить итоги прежних выборов, но они регулярно фальсифицировались, а реальное волеизъявление скрывалось от людей. В таких условиях прогнозы о результатах предстоящих выборах - это особенно неблагодарное занятие. Можно сказать только о том, что парламентские выборы 2007 года "Ата Мекен" выиграла со значительным отрывом от других партий. Да и сейчас наша лидирующая позиция практически никем не оспаривается. Более детальные прогнозы требуют качественной системы социологических исследований, опросов. А они в Киргизии пока не получили достаточного развития. "Ата Мекен" наверняка займёт на парламентских выборах первое место. Вопрос в том, удастся ли нам сформировать парламентское большинство и однопартийный кабинет министров или это будет коалиционное правительство. Ответ дадут итоги голосования. Гадания же на кофейной гуще оставим тем, для кого это является профессиональным занятием.

ИА REGNUM: У вас уже есть конкретные законодательные инициативы, что вы будете продвигать, если пройдете в парламент республики?

Мы участвуем в разработке целой группы законопроектов. Первая часть направлена на развитие и укрепление институтов демократии. Вторая - на установление законности и правопорядка. Третья - на формирование независимой и эффективной судебно-правовой системы. Четвертая - на борьбу с коррупцией, организованной преступностью, на декриминализацию общества. Плюс законопроекты, конкретно направленные на развитие тех или иных отраслей экономики.

ИА REGNUM: Как именно закон может повлиять на декриминализацию?

Декриминализация - это политическая воля плюс общественная мобилизация. И то, и другое у нас есть. Мы полны решимости довести это до конца. Мы хотим объявить криминальную идеологию антинародной и ввести уголовное наказание за её пропаганду. Чтобы человек, публично объявляющий себя криминальным "авторитетом">, желающий признания в этом качестве, привлекался к ответственности. Лидеры оргпреступности или "воры в законе" не должны становиться для людей символом успешности и престижа. Преступность - это оборотная сторона всякого общества и незачем делать её лицевой стороной. В уголовном кодексе есть нормы об ответственности за разжигание национальной и религиозной розни. Мы считаем, что пропаганда криминальной субкультуры - это такое же преступление против общественной нравственности.

ИА REGNUM: Как вы полагаете, насколько честными будут выборы в парламент?

Думаю, что они будут самыми честными за последние полтора десятилетия. Впервые за долгие годы в стране нет единовластия и доминирования. Политические партии будут контролировать друг друга. Такого, как было раньше, просто не может быть. Страна уже стала другой. Разумеется, в отдельных случаях желающие попытаются что-то сделать противозаконно. Некоторые сегодня предлагают людям большие деньги для того, чтобы они вступали в их партию и пытаются подкупить членов участковых избирательных комиссий. Однако это не идёт ни в какое сравнение с массовыми фальсификациями прошлых лет, не может быть повсеместным явлением. Потому что в республике нет "партии власти", всесильного административного ресурса. Психология избирателей изменилась. Они стали более искушёнными, требовательными. Внутренне более зрелыми.

ИА REGNUM: Как вы считаете, парламент, который изберут, будет жизнеспособным?

Понимаю Ваши сомнения относительно этого. Мы тоже не ожидаем, что работа функционально нового органа сразу станет образцово-показательной. Изменившаяся роль парламента и новый состав депутатского корпуса потребуют времени для своеобразной "притирки". Однако я уверен, что теперь развитие парламентаризма пойдёт по восходящей. При прежних режимах качество парламента и его роль в жизни общества постоянно снижались. Последний созыв журналисты и простые люди вообще прозвали "машиной для голосования". Новому парламенту отводятся совершенно иные положение и функции. Он должен стать важнейшим элементом новой политической системы.

ИА REGNUM: Как вы думаете, каковы сейчас взаимоотношения Киргизии и России, и что будет в перспективе?

Думаю, что отношения нашей республики с Россией будут устойчиво развиваться, и новый этап развития наступит после парламентских выборов. Нам известно, что союзники имеют определённые опасения относительно того, как наша конституционная реформа отразится на внутренней и внешней политике Киргизии. Однако эти опасения беспочвенны. Наши народы всегда были исторически и ментально близки друг другу. Никакие преобразования не отменят этого обстоятельства. Отношения с Россией были и останутся одним из ключевых направлений любых правительств Киргизии.

ИА REGNUM: Ваша партия не собирается ставить вопрос о двойном гражданстве с Россией?

В новой Конституции предусмотрена возможность двойного гражданства. И теперь необходимо договориться с Россией. Почти все политические партии намерены добиваться такого соглашения, и, думаю, новое правительство будет работать над этим вопросом. Дело, как говорится, за российским правительством. Киргизия к этому готова.

ИА REGNUM: Каковы, по вашему мнению, шансы на победу у таких партий, как "Ата Журт", "Бутун Кыргызстан" и пр.? Что вы можете сказать по поводу их лидеров?

Эти, как и некоторые другие, партии не имеют опыта участия в общенациональных выборах. Их лидеры были чиновниками в период правления Акаева, Бакиева. Однако руководить министерством, сопровождать президента в поездках и официальных мероприятиях - это одно. А реально участвовать в выборах - совсем другое. Выборы требуют знания психологии избирателей, оптимального расчёта имеющихся ресурсов - финансов, людей и времени. Правильной организации и взвешенной позиции, наконец. Выборы - это испытание на прочность, устойчивость, политическую интуицию и политическую реакцию. Некоторые действия должны доводиться в избирательной кампании до автоматизма и происходить как бы сами собой. Сложно ожидать такой отработанной внутренней согласованности в работе партий - новичков избирательного процесса. Возможно, со временем они сумеют приобрести соответствующий опыт, сформировать свою идеологию, кадровый костяк. Сейчас же они совершают элементарные ошибки.

ИА REGNUM: В чем конкретно и подробно причина потери партией "Ата Мекен" популярности на Юге страны?

Во-первых, потеря нашей партией поддержки избирателей на Юге - это некий миф. Разумеется, после кровопролитного конфликта в июне часть избирателей более склонна рассматривать политику, прежде всего, с этнической точки зрения. На этом фоне некоторые партии не удержались от соблазна использовать радикальные лозунги и эксплуатировать националистические чувства граждан. Так они пытались "переключить" на себя внимание части электората ведущих партий. Но "экстремальный" эффект такой "негативной мобилизации" редко бывает долгим. Эмоции спадают и избиратели вновь возвращаются к осмысленному выбору и своим обычным партийным предпочтениям. 10 октября мы узнаем реальные рейтинги каждой партии. Думаю, что многие наши соперники будут разочарованы.

ИА REGNUM: В чем причина произошедших на Юге столкновений? Почему не наказаны виновные?

Причины этого конфликта сложней, чем может показаться на первый взгляд. Причём некоторые противоречия имеют давнюю историю и свойственны всему региону Центральной Азии. Мы назвали этот этнический окрашенный конфликт разновидностью или новой формой террористической акции, направленной на взрыв этнических противоречий. Поскольку предпосылки для этого существовали в предшествовавший период, некоторые деструктивные силы, имевшие ресурсы и возможности, могли нагнетать это напряжение. Они разожгли противоречия, довели их до критической точки и запустили детонатор. Сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации в Киргизии и в Центральной Азии, немало. Это криминальные (в том числе, связанные с нарокобизнесом), экстремистские группировки, желающие изменить политический строй в ряде государств региона. Это отдельные геополитические игроки, преследующие свои интересы в регионе. Но этому способствовало положение в республике. Бывший президент Бакиев не прекращал своё сопротивление даже после того, как при посредничестве России, Казахстана, США и ОБСЕ подписал заявление об отставке. Его сторонники непрерывно пытались организовать захват административных зданий и осуществление государственного переворота. Правоохранительные органы не только были деморализованы, но и устроили саботаж.

ИА REGNUM: Почему?

Потому что при прежней власти милиция и армия были поставлены на службу "Семье". Многие из них в своё время были назначены правящим кланом и защищали не закон и безопасность граждан, а интересы режима. Поэтому мы и поставили вопрос о необходимости декланизации, деполитизации, департизации и декриминализации силовых структур. После бегства Бакиева власть Временного правительства на Юге страны долгое время оставалась номинальной. А на деле власть по нескольку раз в месяц переходила из рук в руки. В мае сторонники прежней власти захватили здания обладминистраций в Оше и в Джалал-Абаде. Нанятые ими боевики стреляли по мирным гражданам. В итоге два человека погибли, ещё десятки получили огнестрельные ранения. Даже после потери власти клан Бакиевых препятствовал стабилизации ситуации, подвергал угрозе государство и безопасность своих земляков. Это создало в южном регионе взрывоопасную ситуацию и развязало руки криминальным, сепаратистским, реваншистским радикальным группировкам. Этим бывший президент ещё раз доказал, что личные интересы он ставит превыше интересов государства и народа Киргизии.

С другой стороны, эта трагедия продемонстрировала, насколько хрупким был мир в нашей стране, насколько уязвимым стало государство в результате длительного авторитарного коррумпированного правления. Отсутствие контроля над действиями правящего клана позволяло ему годами разрушать и обескровливать силовые структуры государства. Что касается виновных, то правоохранительные органы проводят следствие. Продолжается работа специальной государственной комиссии во главе с Абдыганы Эркебаевым. Параллельным изучением событий занимаются некоторые международные наблюдатели. Сегодня не стоит опережать события. Обществу нужно время, чтобы осмыслить случившееся. Сегодня многие обвиняют Временное правительство в том, что оно не предприняло жёстких мер для задержания Курманбека Бакиева, его окружения после апрельских событий. Силовой вариант их захвата рассматривался. Однако тогда большинство членов Временного правительства воздержалось от применения силы, чтобы не допустить гибели даже одного невинного человека. Никто не знал, что это только отложит беду на время. Если бы тогда мы знали, к чему приведёт организованное кланом Бакиевых сопротивление, решение Временного правительства могло бы оказаться иным. Но история не знает сослагательного наклонения...

ИА REGNUM: Какой выход из ситуации на Юге вы видите?

Мы не первое государство, столкнувшееся с подобными социальными катаклизмами. В мире уже накоплен большой опыт восстановления стабильности после таких конфликтов. Учитывая этот опыт, мы должны сделать беспристрастный анализ причин, движущих сил произошедшего. Но уже сейчас ясно одно. Обществу требуется осмысленная, комплексная государственная политика по интеграции, формированию общенациональной идентичности. Политика, которая не проводилась долгие годы. Это позволит преодолеть недоверие и предотвратить повторение вспышек насилия. Мы одна страна. У нас одна судьба.