Станислав Тарасов: Саммит в Сочи: Баку и Ереван могут вступить в Союзное государство?
Трёхсторонняя встреча в Сочи - Медведев-Алиев-Саргсян, - пятая по счёту начиная с ноября 2008 года, внешне завершилась так называемым "преамбульным" заявлением министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: "Есть общее понимание по преамбуле Мадридского документа". Что касается остальных его положений, то, по словам Сергея Лаврова, достигнута договоренность о том, что "по частям документов, которые вызывают разногласия, стороны подготовят свои конкретные идеи, свои конкретные формулировки, которые будут на этот текст нанесены".
Формулировка Сергея Лаврова качественным образом меняет ситуацию вокруг карабахского урегулирования. Конечно, мир не скоро узнает, осуществилось ли в Сочи стремление Москвы "потянуть одеяло" на себя в карабахском урегулировании, или конфликтующие стороны, набившие политические оскомины на "примирительных продуктах" западного образца, решили действительно действовать по-новому. Но как бы то ни было, слова Сергея Лаврова о том, что сейчас "переговоры из абстрактного русла перешли в конкретное и все предложения, выработанные в рамках МГ ОБСЕ, были подробно обсуждены на встрече", прозвучали достаточно убедительно и вызывающе. Это означает, что ОБСЕ превращается в структуру, призванную решать проблемы только технического характера: готовить новую редакцию Мадридских принципов, которая предварительно будет проходить процедуру общего согласования на будущих саммитах Медведев-Алиев-Саргсян.
Кстати, такая схема, возможно, раскрывает и положения согласованной в Сочи преамбулы Мадридского документа: конфликтующие стороны обязуются отказаться от использования фактора военной силы. Если, к примеру, вспомнить сделанное накануне саммита в Сочи вызывающее заявление главы администрации президента Азербайджана Рамиза Мехтиева о том, что азербайджанский народ должен быть готов к любому варианту разрешения карабахского конфликта и что "если не найдется мирного разрешения конфликта, видимо, мы должны будем искать другие пути, то вырисовывается очевидная интрига. Потому, что в Сочи азербайджанская дипломатия сменила "мечи на орала", совершив дипломатическую рокировку в сторону России. Понятно - почему, ведь в Баку не без оснований считают, что в решении проблемы карабахского урегулирования на западном направлении азербайджанская дипломатия оказалась в положении "гордого одиночества".
Но и этим обстоятельством не исчерпывается острота интриги. На сей раз саммит Медведев-Алиев-Саргсян готовился тщательнейшим образом. Сергей Лавров совершил визит в Ереван, а в Москве побывали президент Армении Серж Саргсян и глава НКР Бако Саакян. В свою очередь Баку посетил глава администрации российского президента Сергей Нарышкин. "Подобный уровень подготовки, в принципе, говорит о том, что президент России рассчитывал на результат, - справедливо отмечает бакинский политолог Расим Мусабеков. - И если бы у него не было бы надежды, что этот результат будет достигнут, он вряд ли стал бы форсировать эту встречу".
Результат действительно достигнут такой, что он по разным причинам может устраивать и Баку, и Ереван. Баку, получив поддержку России, приобретает шансы нейтрализовать оказываемое на него огромное давление Запада, который форсирует карабахский мирный процесс по сценарию обновленных, но теперь уже "старых", Мадридских принципов. В свою очередь Москва, выступая в роли "общего редактора" этого документа, может убедить Баку в необходимости разблокирования процесса ратификации цюрихских протоколов турецким парламентом. В таком случае и Анкара получает возможность выйти из "карабахской операции" с гордо поднятым лицом и считать себя полноправным участником процесса карабахского урегулирования.
Однако при этом все же остается неясным, как и каким образом будет решаться проблема освобождения азербайджанских районов и определения статуса Карабаха. За всю многолетнюю историю карабахского конфликта рассматривалось немало самых различных сценариев примирения Баку и Еревана. Кроме одного. Теоретически можно предположить, что в случае вступления Азербайджан в состав, например, Союзного государства Москвы и Минска, или присоединения к Таможенному союзу - что вполне реально - Карабаху будет предоставлено так называемое двухуровневое управление. Оставаясь в составе Азербайджана и находясь под его юрисдикцией в решении определенных вопросов, он в то же время будет подчиняться и структурам Союзного государства, которое будет выступать в роли политического гаранта. Хорошо известно, что и Ереван также рассматривал вариант вступления в Союзное государство. При подобном сценарии, особенно если он будет подкрепляться совместным осуществлением региональных проектов, может случиться так, что территориальные споры между двумя соседними народами утеряют свою актуальность.
Но в данном случае речь идет всего лишь возможных геополитических предположениях, хотя в Сочи Баку и Ереван вместе с Москвой, по сути, сделали шаги именно на этом направлении.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Украинки массово поверили в фейк о принудительном переименовании Татьян
- Очевидцы сообщили о взрыве в отделении банка в Санкт-Петербурге