Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским экспертом, директором Департамента конфликтологии Института мира и демократии Арифом Юнусовым.

ИА REGNUM: Министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу в ходе рабочего визита в Англию заявил: "Мы хотим создать регион, по которому движущийся из Баку автомобиль, проехав через Карабах, Ереван и Нахичевань сможет добраться в Карс". Он сообщил, что Батумский аэропорт в Грузии турецкие авиалинии используют как терминал внутренних линий. Насколько осуществимо намерение министра и может ли Нахичеванский аэропорт также превратиться в терминал внутренних турецких линий?

Мечты и намерения политиков всегда являются двигателем прогресса в истории человечества. Но, увы, не всегда они претворяются в жизнь. Вот и в данном случае мы явно имеем дело с намерением, которое глубоко симпатично и привлекательно и против которого вряд ли кто захочет выступить. По крайней мере, открыто. Однако, к сожалению, это намерение министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу на самом деле очень не реалистично. По крайней мере, в ближайшем обозримом будущем оно точно реализовано не будет. Ведь для его реализации необходимо не только решить вопрос с открытием дипломатических отношений и налаживанием добрососедских отношений Турции и Армении, но и решить Карабахский конфликт и тем самым наладить добрососедские отношения Армении с Азербайджаном. Обе проблемы очень сложны, запутаны и их уже сколько времени безуспешно стараются или пытаются решить не только политики трех указанных стран, но и международное сообщество. Но слишком много накопилось проблем, слишком пока сильны противоречия сторон, что не позволяет нам быть оптимистами в указанных вопросах. А посему обнародованные намерения турецкого министра так и останутся благими.

ИА REGNUM: Исходя из каких, по-вашему, соображений КС Армении признал оба подписанных в Цюрихе турецко-армянских протокола соответствующими конституции республики? Что теперь - слово за Турцией или же Анкара будет ждать ратификации этих протоколов парламентом Армении, а возможно, и освобождения последней хотя бы 5 из 7 оккупированных районов Азербайджана, не считая самого Нагорного Карабаха?

Начнем с того, что каждая из сторон имеет свои интересы в указанном вопросе. Для Турции, безусловно, важно решить свои проблемы с Арменией и тем самым усилить свою роль в регионе. Если обратить внимание на внешнеполитические акции Анкары в последнее время, то увидим, что она последовательно старается решить свои вопросы с соседями. И, хотя в турецком обществе отношение к урегулированию отношений с Арменией неоднозначно, особенно на фоне резко негативной реакции братского Азербайджана, все же не вызывает сомнений, что современное руководство Турции серьезно подходит к проблеме урегулирования отношений с Арменией. Но вместе с тем для Турции все же главным остается вопрос отношений с Западом (Евросоюз и США), и ни для кого не является секретом, что там "армянский фактор" активно используется для давления на Анкару. В Турции это прекрасно понимают и потому также в свою очередь стараются выжать для себя максимум дивидендов.

Проще говоря, изначально было ясно, что после подписания протоколов в прошлом году в Швейцарии, Турция возьмет тайм-аут. По крайней мере, до конца апреля, ожидая выступления президента США Барака Обамы в связи с трагическими событиями в Османской империи, произошедшими в 1915 году.

Свои интересы в нормализации отношений есть у Армении. Грузино-российская война в августе 2008 г. не только нанесла огромный удар по экономике Армении, но и показала уязвимость этой республики. Стало ясно, что без нормализации отношений с Турцией и Азербайджаном Армению ждут, и особенно в дальней перспективе, не самые радужные перспективы. Особенно в свете постоянно появляющихся сообщений о перспективах развития кризиса вокруг Ирана - долгие годы являющегося спасителем армянской экономики. Правда, переговоры по урегулированию Карабахского конфликта пока не дают серьезных надежд на его решение в ближайшем будущем. Уж слишком велики различия в подходах сторон к вопросу урегулирования.

У Армении накопилось также много проблем в отношениях с Турцией. И реакция армянского общества на подписанные протоколы также неоднозначна. Но всё же, здесь больше надежд и шансов на успех. И потому руководство Армении действительно заинтересовано в скором налаживании добрососедских отношений с Турцией. Но легко заметить, что и у армянской стороны есть свои опасения, а также проблемы. И в частности, Армения не заинтересована в том, чтобы объединять два процесса - налаживание отношений с Турцией и вопрос урегулирования Карабахского конфликта. И потому Еревану нужны скорая ратификация протоколов парламентами двух стран, и старт процесса реального сближения Армении и Турции. Разумеется, теперь Армения ждет ответа Турции, точнее - ратификации протоколов.

ИА REGNUM: Согласно недавнему заявлению президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, его страна намерена потребовать от Великобритании и России - наследницы СССР, компенсации ущерба, нанесенного Ирану во время Второй мировой войны в результате вторжения союзников - советских и британских войск в августе 1941 года. Не является ли это, по-вашему, своеобразным ответом на ужесточение позиции России и Запада по вопросу ядерной программы ИРИ? И не скажется ли негативно на Азербайджане неминуемое в случае реального требования компенсации у Москвы её обострение отношений с Тегераном?

Безусловно, требование компенсации ущерба, нанесенного Ирану в период Второй мировой войны, связано с последними решениями западных стран в отношении Ирана и поддержкой этих требований Россией. Но я не совсем понимаю, как именно этот вопрос может отразиться на Азербайджане, поскольку само озвученное Ахмадинеджадом требование достаточно абсурдно и нереально. Это просто декларативное заявление иранского президента, причем рассчитанное больше на внутреннюю аудиторию.

Что же касается Азербайджана, то негативные для него процессы начнутся исключительно в случае реализации военных угроз США и Израилем в отношении Ирана. Ведь тогда Азербайджан, как ближайший сосед ИРИ, сразу столкнется с букетом проблем, которые могут иметь последствия даже катастрофические. Это в первую очередь наплыв огромного числа беженцев из Ирана, а также гуманитарная и экологическая катастрофа в случае нанесения Ираном удара по энергоресурсам Азербайджана, как это уже не раз обещали иранские руководители.

ИА REGNUM: В феврале планируется встреча госсекретаря США Хиллари Клинтон с армянской диаспорой этой страны. Насколько, по-вашему, прагматично поступают представители турецкой и азербайджанской диаспор Америки, пытающиеся также добиться встречи с Клинтон для обсуждения с ней проблем безопасности Южного Кавказа. Неужели эти обсуждения могут оказать сколь-нибудь серьезное воздействие на политику руководства США?

Конечно, подобного рода встречи с лидерами диаспор на политику руководства США серьезного воздействия не оказывают. Такие встречи больше носят информационный характер и позволяют представителям официального Вашингтона получить или довести до другой стороны информацию об идущих в регионе процессах. Вдобавок, в ходе таких встреч стороны пытаются так или иначе воздействовать друг на друга. Ясно, что госсекретарь США прекрасно осведомлена о позиции лидеров армянской диаспоры по подписанным протоколам и вряд ли узнает что-то новое. Скорее наоборот, она постарается убедить лидеров диаспоры не выступать резко негативно против процесса нормализации армяно-турецких отношений и занять сравнительно мягкую позицию. Что же касается стремления лидеров турецкой и азербайджанской диаспор добиться встречи с Клинтон, то оно не окажет, разумеется, какого-либо воздействия на политику администрации США. Но в любом случае поможет расширить её информацию об идущих в регионе процессах.