Станислав Тарасов: Москва и Анкара начали играть по-крупному
Формально нынешний визит главы турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдоган в Москву считается ответным и рабочим. В августе 2009 года в Анкаре побывал премьер-министр РФ Владимир Путин, когда стороны быстро подписали более 20 документов о сотрудничестве в различных областях, прежде всего в сфере энергетики. Это позволило экспертам говорить о потенциальном выводе сотрудничества двух стран на стратегический уровень.
Для закрепления этой позиции турецкий премьер первоначально планировал прибыть в Москву еще в конце прошлого года, почти сразу после вашингтонских переговоров с президентом США Бараком Обамой. Анкара решила не "дразнить гусей" и по техническим причинам перенесла диалог с Москвой на начало 2010 года.
За это время на Ближнем Востоке утекло немало воды. В Йемене потенциально появляется третий - после Ирака и Афганистана- фронт борьбы с международным терроризмом. В Иране была сорвана попытка государственного переворота. США официально заявили о наличии плана действий против ядерных объектов Ирана "на случай непредвиденных обстоятельств". Буквально накануне вылета Эрдогана в Москву разразился турецко-израильский скандал, поводом к которому стало изображение работников израильских спецслужб в популярном турецком сериале "Долина волков" в роли похитителей палестинских детей с целью их последующего обращения в иудаизм. Этот фильм в Израиле сочли антисемитским. Посол Турции был вызван к заместителю министра иностранных дел Израиля для объяснений, но его под прицелом телекамер заставили ждать в коридоре. Анкара оценила этот факт как "унизительный эпизод", пригрозила отозвать своего посла. Правда, Израиль принес свои извинения, однако стало очевидным то, что намеченный на 17 января официальный визит министра обороны Израиля Эхуда Барака в Турцию, если и состоится, то вряд ли решит поставленные задачи.
Если далее продолжать изложение сопутствующих визиту в Москву главы турецкого правительства интригующих обстоятельств, то бросается в глаза и то, как ведущие турецкие телеканалы "упаковывали" в единый информационный блок скандал с Израилем с сообщениями о развитии турецко-российского сотрудничества. Так в информационном поле Турции выстраивался образ "русского зеркала", в которое смотрелась Турция, приобретая силу и самодостаточность в проведении своей внешней политики.
Отметим также и что, в контекст динамично развивающихся событий вписываются и такие эпизоды, как заявление главы МИД Турции Ахмета Давутоглу о возможной ратификации цюрихских протоколов турецким парламентом буквально накануне вылета в Ереван министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. И, наконец, возможно, речь идет о случайном, но все же символическом совпадении: именно в момент московских переговоров турецкого премьера в российской столице заместитель министра нефти Ирана Ногрекар Ширази пригласил Россию стать участником строительства газопровода "Мир", который пройдет из Ирана через Пакистан в Индию.
Все это и придало нынешнему визиту Эрдогана в Москву сразу множество измерений: политическое, геополитическое и, конечно, экономическое. Но в основе игры лежит все же бурное развитие торгово-экономических отношений между Турцией и Россией с выводом их на уровень стратегического партнерства. Этот факт констатировал президент РФ Дмитрий Медведев, принимая главу турецкого правительства. Теперь, по его словам, необходимо придать "второе дыхание" крупным совместным энергетическим проектам. И не только это. Московские переговоры главы турецкого правительства показали качественное изменение повестки дня диалога между двумя странами. Неслучайно стороны решили создать двусторонний совет стратегического сотрудничества на высоком уровне, что само по себе можно отнести к событиям исторического значения.
Действительно, по итогам 2009 года объем российско-турецкого товарооборота вырос на 49% и достиг рекордного объема в 33,8 миллиарда долларов. Москва и Анкара ориентированы уже не столько на сохранение набранных темпов сотрудничества. Как заявил глава турецкого правительства на переговорах со своим российским коллегой Владимиром Путиным, речь уже идет о диверсификации отношений между странами: помимо экономического и культурного сотрудничества, они затрагивают и военную сферу. Сегодня ставится цель - повысить товарооборот до 100 млрд. долларов в течение следующих пяти лет. Это, как считает премьер-министр Эрдоган, "должно стать своеобразным образцом для всего мира".
Конечно, схема сотрудничества "купи-продай", характерная для первого этапа российско-турецкого сотрудничества, уходит в прошлое. Начинается процесс взаимного проникновения национальных капиталов в экономику двух стран. Но на первые позиции выходит все же сотрудничество двух стран в сфере энергетики. Ситуация складывается таким образом, что Турция для России становится удобным государством-транзитером. Турция тоже не скрывает стремления укрепиться в роли энергетического коридора для транзита в Европу газа и нефти из России. В 2008 году Анкара дала согласие на прохождение через ее территориальные воды газопровода "Южный поток", который должен пройти от черноморского побережья России до Болгарии или Румынии, а затем продолжиться до юга Италии и Австрии. Мощность проекта новой газопроводной системы была увеличена с 31 млрд. кубометров до 63 млрд. кубометров в год. Турция уже получила от России приглашение принять участие в этом проекте. Одновременно стороны рассматривают проект строительства газопровода "Голубой поток-2". Кроме того, Россия изучает возможность приобретения 50% доли строящегося нефтепровода Самсун-Джейхан. Помимо этого, готовится общий проект по строительству нефтеперерабатывающего завода и совместному сбыту нефтепродуктов в третьих странах. Особое место в развитии сотрудничества стала занимать атомная энергетика, которая будет во многом способствовать модернизации турецкой экономики. В первой половине 2010 года Анкара намерена провести тендер на строительство двух АЭС, в котором примут участие и российские компании. Немалый потенциал сотрудничества имеется и в ряде других высокотехнологичных областей.
Разумеется, в повестке дня визита главы турецкого правительства в Москву значилось и обсуждение политических вопросов: карабахский конфликт, нормализация отношений между Турцией и Арменией, кипрское урегулирование. Однако при этом стороны не демонстрируют желания превращаться в заложников существующих региональных конфликтов. Российско-турецкий диалог имеет задачи более масштабного характера: на основе широкого фундамента торгово-экономического сотрудничества, доверительного и конструктивного политического диалога выходить на решение проблем глобального характера, в том числе и перспективы формирования новой архитектуры европейской безопасности. Только это и позволит быстро развязывать узлы малых конфликтов для того, чтобы не доводить дело до глобального противостояния.
- Маск прокомментировал разрешение Байдена бить ATACMS вглубь России
- Le Figaro: Франция и Британия разрешили Украине наносить удары вглубь РФ
- В России растёт число библиотек будущего
- СМИ: разрешение на удары вглубь РФ не полностью удовлетворит запросы Киева
- Захарова напомнила слова Путина о последствиях разрешения бить вглубь РФ