Эксперт: Понижение рейтингов не всегда адекватно экономической ситуации в Казахстане
Казахстанское агентство по финансовому надзору (АФН) решило уменьшить влияние международных рейтинговых агентств на экономику республики. С 1 января 2010 года рейтинги местные игроки станут полноценными участниками рынка. Примечательно, что еще в середине прошлого года монетарные власти страны довольно резко высказывались в адрес так называемой "большой тройки" международных агентств, которые понизили рейтинги системообразующих банков Казахстана. Генеральный директор KzRating / Global Rating Group Ричард Хейнсворт считает, что инициатива властей будет иметь большое значение для казахстанского рынка. Но при этом он не исключает, что теперь теоретически на местные рейтинговые агентства вполне может оказываться давление нерыночными методами.
ИА REGNUM: Как проходит процесс признания казахстанских рейтинговых агентств? Чем местная рейтинговая оценка лучше оценок так называемой "большой тройки"?
Процесс только начался. Пока только одно местное государственное рейтинговое агентство получило аккредитацию при казахстанской фондовой бирже. Наше агентство также участвует в аккредитации, к сожалению, иногда возникают преграды чисто бюрократического характера, однако с учетом того, что наше Агентство является пионером рейтингового процесса в Казахстане, мы позитивно смотрим на результат данного процесса.
Пока же рейтинги местных агентств в Казахстане будут признаны одной только биржей. Но мы надеемся, поскольку мы лоббировали этот процесс с самого своего создания 3 года назад, что запущенные процессы будут развиваться. Мы постоянно говорили о необходимости признания местных рейтингов и отрадно, что этот процесс начался. Но для полного признания рейтингов местных агентств на том уровне, на котором признаны агентства "большой тройки" необходимо еще решение Агентства по Финансовому Надзору.
Впрочем, в любом случае это открывает достаточно широкое поле деятельности для местных рейтинговых агентств. Почему это важно? Во-первых, оценки местных рейтинговых агентств основаны на четком знании ситуации в Казахстане: как развивается экономика, какие есть тенденции. Тем специалистам, которые работают в большой тройке, достаточно сложно, не будучи на месте, в Казахстане, оценить характер развития экономики, глубоко оценить риски, присущие казахстанским компаниям и банкам. В любом случае, их оценки во многом зависят от их зарубежного опыта, зачастую не совсем применимого в Казахстане. Мы считаем, что основываясь на практически одинаковой методологии финансового анализа, оценки местных агентств имеют под собой больше оснований за счет знания специфики местного рынка. Что касается правительства и регулирующих органов, хотелось бы, чтобы на эти оценки обращалось бы больше внимания. Но понятно, что этот процесс пока в самом начале. Будем ждать.
ИА REGNUM: Есть гарантия, что казахстанские агентства будут давать реальную оценку?
Гарантий никто не даст. Однако любое нормально развивающееся рейтинговое агентство заинтересовано в том, чтобы давать четкую, независимую, прозрачную оценку. Потому что контрагенты, или потребители рейтингов, являются основным мерилом. Если профессионалы видят, что рейтинговая оценка завышена или не определяет тот уровень рисков, который присущ той или иной компании или банку, то понятно, что ценность такой рейтинговой оценки и самого агентства существенно нивелируется, падает. В нормальной ситуации именно рейтинговые компании заинтересованы в сохранении своего авторитета, своего профессионального имени, потому что это является основным капиталом РА. Но когда ситуация с прозрачностью оценок РА ухудшается, доверие к этому рейтинговому агентству падает. Это можно проследить и по большой тройке. Когда невозможно было оценить риски сабпрайма, когда были поставлены неверные оценки, доверие к "большой тройке" пошатнулось. И правительства, и регулирующие органы разных стран, в том числе ЕС начали думать: не пора ли отойти от такого доминантного положения трех рейтинговых агентств, потому что фактически им очень сложно оценивать большое количество предприятий в разных странах. Это ведет к излишней монополизации рынка. И к ошибкам, которые становятся фатальными для экономики в мировом масштабе.
ИА REGNUM: То есть, вы выступаете за большую регионализацию рынка?
Как показывает практика, наличие местных рейтинговых агентств ведет к развитию фондового рынка внутри страны. Местные агентства сосредоточены на местном рынке и работают исключительно с местными компаниями. Если посмотреть мировую статистику, то даже на Лондонской фондовой бирже очень ограниченное число местных компаний. А все потому, что нет местных, английских рейтинговых агентств. Но если мы посмотрим на Индию, на США, где помимо большой тройки, существуют еще и местные рейтинговые агентства, ситуация совершенно иная - существует огромное количество местных компаний, которые как раз и обращаются на своих фондовых биржах. Я повторю, местные рейтинговые агентства только способствуют развитию фондового рынка. Всегда хорошо иметь мнение не только со стороны международного агентства, но и со стороны своего. Можно будет сравнить выводы, сравнить подходы, сравнить ту информацию, которая сопутствует рейтингу. То есть сам по себе рейтинг это вершина большой титанической работы по анализу финансовых, нефинансовых показателей, показателей рисков, которые присущи той или иной организации или компании. Я не хочу сказать, что нам надо полностью отойти от оценок международных РА, нет. Просто, чем больше палитра мнений, тем выше прозрачность, тем лучше работают экономические процессы. Это дополняющие элементы рыночного механизма в области усиления прозрачности, помощи контрагентам, которые помогают ближе узнать друг друга. В Казахстане пришло время для того, чтобы развивать местный рейтинговый рынок.
ИА REGNUM: Но ведь в РК любят пользоваться нерыночными методами давления. Рано или поздно появится компания, которой нужно будет получить определенные рейтинги, и за ней будут стоять очень влиятельные люди.
За три года работы в Казахстане мы не сталкивались с давлением со стороны каких-то органов по поводу рейтинговой оценки. С другой стороны, мы пока не были аккредитованы ни при какой официальной структуре, при Агентстве по финансовому надзору, к примеру. Вполне возможно, что такая ситуация может возникнуть. В любом случае, наша компания не принимает решения только в Казахстане. Здесь участвуют аналитики других агентств группы GlobalRating. Мы предусмотрели все необходимые процедуры, чтобы защититься от какого-либо давления. Понятно, что теоретически такое давление возможно, но в любом случае, каждое рейтинговое агентство, чтобы сохранить свою независимость, должно предусмотреть некие процедуры, чтобы его избежать. С точки зрения ширины финансового рынка, Казахстан - достаточно маленькая страна, даже по сравнению с той же Россией. При конечном объеме рейтингов каждого рейтингового агентства будет видно, были ли решения приняты независимо. И те специалисты, которые интересуются рейтингами, сравнивая свои ощущения с оценками агентств, будут понимать, где ангажированный рейтинг, где он принят под каким-то давлением. Но пока таких ситуаций не случалось.
ИА REGNUM: Еще летом монетарные власти страны призвали не обращать внимания на мнение крупных рейтинговых агентств, которые понизили в тот момент рейтинги банков страны. Чем вызваны такие резкие негативные отзывы главы национального банка Григория Марченко?
Зачастую процесс понижения рейтингов, который происходил постоянно за последние два года, не всегда был адекватен изменениям экономической ситуации. Это касается как суверенного рейтинга Казахстана, так и рейтингов казахстанских банков и компаний. Здесь можно достаточно долго спорить об экономической целесообразности либо о тех факторах, которые легли в основу снижения. Из Казахстана ситуация видится несколько иначе. И не всегда такие действия находят отклик и понимание и со стороны Нацбанка, и Агентства по финнадзору. Пока для местных рейтинговых агентств не стоит, и, думаю, не будет стоять задача полностью заменить рейтинги большой тройки. Это мера для развития внутреннего фондового рынка и возможность для того, чтобы регулирующие органы присмотрелись к деятельности местных игроков, и оценили, насколько местные агентства справляются со своей задачей. Потому что признание казахстанской фондовой биржей - это пока не признание АФН. Перед местными рейтинговыми агентствами стоит задача лоббирования в хорошем смысле слова дальнейшего признания или расширения признания своей деятельности в государственных регулирующих органах.
ИА REGNUM: От этого будет экономический эффект?
Да. Но это дело не одного месяца. Любое предприятие, получающее рейтинг, приобретает, кроме буквы рейтинга, определенные преимущества. Во-первых, большая понятность для рынка, во-вторых, облегчение работы с контрагентами, потому что когда независимые эксперты говорят о каких-то преимуществах или недостатках данной компании или банка, то контрагентам легче выстраивать отношения. Здесь появляются более прозрачные правила игры. И бизнес от этого только выигрывает. Появляются новые контакты, становится легче работать. Преимущества, которые выражаются через дополнительную прибыль при расширении конрагентов в конечном итоге.
ИА REGNUM: На мой взгляд, складывается двоякая ситуация. Власти одной рукой дают импульсы развития финансовому рынку, а другой - принимают Концепцию финансового развития в посткризисный период, с помощью которой закручивают гайки. Я не вижу единой логики на долгосрочную перспективу.
Логика, на мой взгляд, все-таки есть. Финансовые контролирующие органы пытаются все-таки понять, как лучше контролировать финансовый сектор. Избежать тех проблем, которые сложились до возникновения кризисных явлений в экономике Казахстана, в том числе, когда регулирующим органам было достаточно трудно остановить процесс внешних заимствований. Все понимали, что это рискованно, все понимали, что за эти темпы роста казахстанской банковской системы придется расплачиваться, что сейчас и случилось. Это попытка понять, как можно контролировать финансовый сектор и не допустить таких явлений как перегрев и неконтролируемое увеличение внешнего долга, так и других проблем на перспективу. Насколько это получится, это уже другой вопрос. Эффективность любой концепции должна опираться на грамотно выстроенную тактику и на осознанное желание самих профессиональных участников рынка, для регулирования которых и была принята эта концепция. Нужно посмотреть, какая тактика будет разработана, а потом говорить, насколько финансовые власти, регуляторные органы готовы пойти на закручивание гаек в каких-то областях, и в какую сторону будет меняться фактический крен регулирования банковского сектора. Это основная мысль.
ИА REGNUM: Как-то поздно спохватились.
Поздно - не поздно, здесь основная мысль - лучше поздно, чем никогда. Понятно, что задумываться о принятии каких-то эффективных мер нужно было бы раньше, чтобы хоть как-то остановить приток слишком большого иностранного капитала в банковскую систему. Однако и сейчас нужно задумываться о перспективах.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте