Развернувшаяся на страницах ИА REGNUM дискуссия вокруг перспектив урегулирования армяно-азербайджанского конфликта набирает дополнительные обороты, затрагиваются новые вопросы, приводятся свежие аргументы. Последняя статья армянского автора Виктора Якубяна представляет собой попытку расширить диапазон рассматриваемых вопросов. В частности, автора удивил экскурс в историю региона, при этом он справедливо заметил, что от того, кто, где и когда жил, политическая составляющая современности не меняется. С этим мы полностью согласны, и данную позицию мы неоднократно озвучивали в своих выступлениях - решать конфликт на основе исторических справок несерьёзно. История - территория историков, конфликт - конфликтологов. Однако выражая своё удивление, Якубян мог бы вообще-то заметить, что историческая часть была приведена в ответ на его собственное утверждение о том, что Карабах, дескать, не мог быть частью Азербайджана, кроме как в годы СССР, да и то благодаря волевому решению Москвы. Звучало громко. Из этого утверждения напрашивался вопрос: a частью чего, в таком случае, мог быть Карабах? Уж не Армении ли? Если намёк на неё, то вот и ответ на вопрос, с чего вдруг взялся экскурс. Не считаем, что Якубяну вообще стоило затрагивать эту тему, тем более вне академических стен.

Но поскольку вопросы всё же заданы, позволим себе очень коротко ответить на них в одном абзаце и на этом закрыть историческую часть, передав её от информационного агентства научному форуму.

Албаны или албанцы? Хотя в русском языке также нет консенсуса относительно абхазов/абхазцев, киргизов/кыргызов и др., в англоязычной литературе по истории античности и раннего средневековья ряд авторов использует термин Albans (иногда Aghvans) вместо Albanians. Полагаем, цель - отличить их от балканских албанцев. Какое отношение албаны (или албанцы) имеют к современным азербайджанцам? Полагаем, развёрнутый ответ можно получить в работах историков, изучающих вопросы этногенеза. Нелишне будет ознакомиться также с мнением видного армянского историка Иосифа Орбели. Нас же интересует скорее их непосредственное территориальное отношение к Арцах-Хачену в свете звучащих в армянской историографии утверждений о Карабахе как "древнейшей армянской земле". Допускать того, что албаны застрaивали всё Армянское нагорье своими храмами и хачкарами, как саркастически пишет Якубян, тоже не стоит - этого они не делали. Занятием этим благородным они отметились только в ареале своего расселения, например, в Арцахе, Габале, Гандзаке. Какую связь с албанами имели планы помыть ноги в Севане/Гёйче? Вопрос не ко мне. Могу лишь подозревать, что похожую цель преследуют те, кто переименовывает Баку в "Бакуракерт", Лачин - в "Бердзор", Агдам - в "Тигранакерт" и т.д., и именует азербайджанскую мечеть Гёй-месчид в Ереване "персидской"... Зачем нужно было сносить кладбище в Джульфе? Думаю, незачем. Но мне тоже интересно, куда исчезли СОТНИ азербайджанских кладбищ по всей территории Армении и как азербайджанское кладбище в Шуше к удивлению родственников покоящихся было объявлено "персидским". Мне тоже интересно, зачем нужно было варварски демонтировать целые города и сёла, вплоть до канализационных труб и оконных рам, если все эти населённые пункты - "освобождённые территории" и часть "НКР", если верить её "конституции"? Вселяйтесь, живите. Это же ваше! Зачем разбирать по кирпичикам? И против кого направлена эта акция - против азербайджанцев или неудобных албанов?

Одновременно Якубян приписывает своему оппоненту то, чего он не говорил и что ни один человек в здравом уме не мог сказать - в частности, Якубян обвиняет его... в "отрицании существования армянского этноса" и в праве армян жить в регионе. Спишем это на невнимательное знакомство его со статьями своего оппонента.

Не обошлось без передёргиваний фактов и вольных интерпретаций Якубяном международных документов и на этот раз. В частности, он пишет, что, подтвердив в интервью итальянским журналистам сохраняющееся правo на военное решение конфликта, глава Азербайджанского государства уже через неделю "нарушил" подписанную им Майндорфскую декларацию, в которой, по мнению Якубяна, якобы говорится о "необходимости урегулировании конфликта исключительно (выделено нами - В.С.) политическими методами". В принципе, можно только приветствовать достижение мира, не прибегая к военным методам (этим, впрочем, и объясняется участие Баку в 18-летних переговорах!), однако зачем же своевольно интерпретировать документ и выискивать в нём то, чего там нет? Формулировки в декларации совершенно иные: в ней говорится, что лидеры трёх стран (цитируем с сокращениями) "обсудили перспективы урегулирования конфликта политическими средствами, заявили о своём способствовании обеспечению установления стабильности и безопасности путём политического урегулирования конфликта, договорились продолжaть работу над согласованием политического урегулирования" (См.: http://www.regnum.ru/news/1078268.html ). Предполагают ли данные формулировки (особенно выделенные глаголы) лишение Азербайджана (или его добровольный отказ от) права на восстановление территориальной целостности иными средствами, если поиск путей урегулирования "на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов" не даст результатов? Однозначно нет. Зачем же искажать документ?!

Передёргивание Якубяном фактов выражается также в приписывании им Баку несуществующих планов. Например, он убеждён, что в случае провала переговоров и возвращения диспута в военную фазу свою территориальную целостность Азербайджан сможет восстановить, только устроив предварительно... геноцид. Господа, освободитесь, наконец, от этой паранойи. Никто в Баку не одержим планами совершить геноцид. Безопасность карабахцам-армянам придёт с признанием ими себя гражданами Азербайджана. Без такого признания безопасность не придёт никогда. Лучшая гарантия безопасности для Армении - это, в первую очередь, хорошие отношения с соседями. А не наличие армии. Армию тоже, пожалуйста, имейте, укрепляйте. Но одна лишь армия полную безопасность не обеспечит. Утверждение о том, что "Карабах не подчинялся и не будет подчиняться Баку" по причине Сумгаита и Баку, также не срабатывает. Как же, в таком случае, в Азербайджане вне оккупированной зоны среди азербайджанцев живут около 40.000 армян, многие из которых носят свои фамилии? И даже должности занимают. Тоже, скажете, выдумка пропаганды? Не удивлюсь.

Приводя цитату из выступления Гейдара Алиева (за что мы ему благодарны), Якубян всё же по своему интерпретирует слова покойного президента в желанном для себя свете. На день выступления Г.Алиева Нагорный Карабах действительно был уже потерян, в этом смысле его слова были констатацией факта. Потерян Нагорный Карабах и сегодня. Но сказал ли Г.Алиев "навсегда"? Некоторое время Мардакерт тоже был "уже потерян" для армян, и Москва в 1812 году была "уже потеряна", что тоже было правдой на тот конкретный день. Поэтому, на наш взгляд, цитата из выступления Г.Алиева - не лучший пример.

Но что действительно является верхом цинизма, это попытка использования слов А.Муталибова в отрицании преступления, совершённого соотечественниками Якубяна против сотен мирных жителей Ходжалы. Муталибов живёт в Москве, и редакции ИА REGNUM нетрудно связаться с ним и взять у него интервью на тему Ходжалы. Мы, в свою очередь, прекрасно помним слова тогдашнего президента, которые Якубян и другие ревизионисты полностью коверкают. Оказавшись перед лицом ответственности (моральной, не говоря уже об уголовной) за совершённое чудовищное преступление, власти Армении схватились за слова Муталибова, извратили их и выдали в выгодном для себя ключе, стремясь дистанцироваться от совершённого варварства.

Общеизвестно, что Муталибов был свергнут Народным фронтом сразу после Ходжалы. Кого он ненавидел больше - армянских сепаратистов или НФА - не нам судить, он сам может ответить. Муталибов тогда сказал, что вина за трагедию ходжалинцев лежит на НФА, в том смысле что оппозиция с каждым днём наращивала давление на власть и, по его мнению, мешала руководству сконцентрироваться на решении вопросов обеспечения безопасности гражданского населения в Нагорном Карабахе. Утверждение о том, что мирное население было уничтожено "на подходах к Агдаму самими азербайджанцами для осуществления смены власти в Баку" и что, мол, Муталибов "признал" (обратите внимание на выбранный глагол) это, является вершиной кощунства и во многом объясняет позицию Якубяна по многим другим вопросам. Оставим в стороне даже тот факт, что преступление было совершено не на подходах к Агдаму, а из засады в момент прохождения беженцами мимо свинофермы у армянского села Нахичеваник Аскеранского района. Доверяет ли Якубян исковерканным армагитпропом словам изгнанного азербайджанского президента больше, чем своему собственному главе государства, известно лишь ему самому. Видать нет ему комфорта от слов Сержа Саргсяна, признавшегося британскому журналисту Томасу де Ваалу: "До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот [стереотип]", и тут же стыдливо отметившего, что об этом в армянских верхах предпочитают вслух не говорить (См.: Томас де Ваал, "Чёрный Сад", http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4673000/4673953.stm ).

Не знаем, сумел ли армянский президент своим откровением сломать также аналогичный стереотип своего гражданина Якубяна. Неведомо нам также, как соотносится его критика позиции Анкары по отрицанию геноцида с собственным отрицанием совершённого его соотечественниками относительно недавнего преступления? И как он и его соотечественники восприняли бы появление в СМИ версии о том, что в Сумгаите и Баку армян, мол, на самом деле убивали сами же члены "Крунк" и АСАЛА, а азербайджанцы создали безопасный коридор от Апшерона вплоть до Еревана, накрыв на всём пути шведские столы для уходящих беженцев и расставив для их удобства вдоль всего коридора мобильные туалетные кабинки? Не сочтёт ли он подобное изложение трагических событий кощунственным? Не сомневаемся! Извинений за совершённые его соотечественниками преступления и их осуждения от Якубяна мы не ждём. Только грех громогласно отрицать то, за что должно быть только стыдно и о чём президент страны стесняется говорить вслух.

P.S. В связи с дефицитом времени, намечающимися интенсивными деловыми поездками и невозможностью постоянно следить за всеми публикациями по данной теме (и тем более невозможностью реагировать на всех них), автор покорнейше просит прощения у почтенной аудитории за возможные перерывы в его выступлениях на сайте ИА REGNUM.