Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским политологом, президентом Общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдаром Намазовым.

ИА REGNUM: Господин Намазов, посещая в 2009 году Нагорный Карабах (НК), сопредседатели МГ ОБСЕ проводили встречи не только с представителями армянской власти, но и с лидерами гражданского общества. Насколько известно, в Баку встреч с представителями азербайджанской общины НК не было. Не значит ли это, что международные посредники, подобно руководству Армении, стали считать, что интересы азербайджанцев НК представляет на переговорах официальный Баку?

Не думаю. Сопредседатели МГ ОБСЕ ведут переговоры с руководством Азербайджана и Армении. Время от времени, международные посредники также встречаются с представителями армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха, имея в виду, что эти общины также в целом информируются о ходе переговоров Ереваном и Баку. Поэтому каких-либо серъезных изменений в формате переговоров на этом этапе вряд ли стоит ожидать.

ИА REGNUM: В Ереване уверены, что Турция пытается использовать как международное давление, так и международный интерес в вопросе армяно-турецкого потепления для достижения территориальных уступок в пользу Азербайджана. Насколько это мнение, по-вашему, верно?

Позиция Турции по карабахскому вопросу очень ясна и прозрачна, она совпадает с позицией Азербайджана. Если последние заявления официальной Анкары, в которых повторяется эта общеизвестная позиция, вызывают удивление в Ереване, получается, что там рассчитывали, что армяно-турецкое потепление может привести к изменению позиции Турции в карабахском урегулировании? Но если это действительно так, то я бы сказал, что это были чрезмерно оптимистические ожидания. Мне кажется, что никакого потепления турецко-армянских отношений не произойдет, если Ереван будет рассматривать этот процесс как способ вбить клин в турецко-азербайджанские отношения и изменения отношения Турции к карабахскому урегулированию. Было бы более продуктивно рассматривать турецко-армянское сближение как фактор, способствующий урегулированию карабахского конфликта, установлению нормальных добрососедских отношений между Турцией, Азербайджаном и Арменией. Тогда это был бы важный геополитический процесс, способный привести к миру и стабильности на Кавказе, а не частная и безрезультатная политическая интрижка.

ИА REGNUM: В этом году Армения и Азербайджан стали участниками программы Европейского Союза "Восточное партнерство". ЕС принял решение об активизации в процессе разрешения карабахского конфликта. Уже в 2010-м ЕС намерен финансировать ряд проектов в неправительственном секторе, которые охватят Армению, Азербайджан, включая Нагорный Карабах. Приблизит ли такая инициатива регион к миру?

Процесс евроинтеграции в свое время сыграл важную позитивную роль для урегулировния ряда этнотерриториальных конфликтов в странах бывшей Югославии, на Балканах и Восточной Европе. Но механический перенос этого позитивного опыта на Южный Кавказ вряд ли даст столь же заметный эффект. Ведь для тех стран вопрос евроинтеграции, вступления в ЕС был приоритетным, от этого зависело социально-экономическое возрождение этих государств, условия жизни и перспективы каждого гражданина. Отсюда готовность к взаимным уступкам, компромиссам и почти беспрекословному выполнению рекомендаций ЕС в вопросах урегулирования отношений с соседями. Ни для властей, ни для граждан Азербайджана и Армении в настоящее время процесс евроинтеграции не играет такой же исключительно важной роли, а вопрос о членстве в ЕС не стоит в практической плоскости. Поэтому, как мне кажется, усилия Европейского Союза нужно рассматривать как существенное дополнение к усилиям Минской Группы ОБСЕ, что само по себе очень важно и позитивно.

ИА REGNUM: Говоря о карабахском урегулировании, экс-глава МИД Армении Вардан Осканян отметил, что "в Европе сегодня считают, что вопрос возвращения территорий уже решен и является частью пакетного соглашения, следовательно, ждут прогресса в этом вопросе, чтобы армяно-турецкая граница открылась". По его словам, "необходимо добиваться изменения этого восприятия". Как, по-вашему, может ли официальный Ереван сделать шаг назад?

В вопросе освобождения оккупированных за пределами Нагорного Карабаха районов есть четкое мнение МГ ОБСЕ, всего международного сообщества, в том числе - Европы. Это было и во время пребывания Вардана Осканяна на посту министра иностранных дел Армении и после его отставки. Изменить такую позицию, по моему глубокому убеждению, просто невозможно - настолько это очевидно. Вообще в Армении прослеживается интересная закономерность - когда человек занимает официальную должность (президента, министра иностранных дел и т.д.) и ведет переговоры с международными посредниками по урегулированию конфликта, он, как правило, занимает довольно гибкую позицию. Но как только он оставляет официальный пост - заявления и позиция становятся намного жестче. Видимо, изменение "среды обитания", уровня ответственности, большое воздействие общественного мнения оказывают свое негативное влияние. Я говорю это потому, что и в официально заявленной армянской позиции в вопросе оккупированных за пределами Нагорного Карабаха территорий есть лишь требование обеспечения беспрепятственной коммуникации между Арменией и Нагорным Карабахом, т.н. "лачинского коридора", не более того. Ставить какие-то другие требования, это либо популизм, либо попытка заблокировать переговорный процесс.

ИА REGNUM: Спикер Милли меджлиса Огтай Асадов заявил, что резолюция Европарламента принята для оказания "на Азербайджан давления в ходе процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта". Неужели Брюссель стал больше увязывать карабахское урегулирование с возможностями формирования в Азербайджане правового государства, становления гражданского общества?

Я считал бы правильным увязку карабахского урегулирования со строительством правового государства, сильного гражданского общества, так как взаимные компромиссы в межгосударственных конфликтах возможны, как правило, в двух случаях. Либо при жестких авторитарных режимах, где власти вообще не учитывают общественное мнение и проводят в жизнь те решения, под которыми ставят свою подпись, либо при демократических режимах, где толерантность, умение идти на компромиссы стали нормами общественной жизни. А я ни своему народу, ни соседям не желал бы выбора в пользу авторитарной власти, потому что неизбежным попутчиком этого является коррумпированность правящей элиты, неэффективная экономика, низкий уровень жизни населения и прочее. Более того, даже в вопросе урегулирования конфликтов у авторитарных режимов бывает меньше мотивации, так как образ внешнего врага, синдром "осажденной крепости" всегда используется ими для укрепления своей власти, подавления политических оппонентов. Но, как мне кажется, заявления спикера азербайджанского парламента являются не отражением позиции Брюсселя, а уже ставшим традиционным стремлением властей страны отвечать на любую критику в вопросах прав человека, свободы слова, честных выборов, прикрываясь проблемами нагорно-карабахского конфликта.

ИА REGNUM: Глава Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Эльхан Нуриев заявил, что страна, оставаясь самой стабильной в регионе, движется от стабильности к модернизации и волей-неволей оказывается на пути демократического развития. Он подчеркнул, что "на все это требуется время, и никакая волшебная палочка помочь тут не в силах". Сколько именно, по-вашему, нужно времени?

Я не считаю, что модернизация страны - это большие нефтедоллары, дороги, мосты, небоскребы. Для меня модернизация, это - современная и эффективная политико-правовая система, то, что называется в мире "хорошим управлением" - верховенство закона, свободный рынок и права человека. Подобная модернизация в Азербайджане еще и не началась, а по ряду показателей мы даже откатываемся назад.

Что же касается времени, то для многих стран Восточной Европы понадобилось около 15 лет, но властям Азербайджана почему-то нравится цифра 200. Именно столько лет, по их мнению, понадобилось США. Отсюда они делают вывод: зачем же нам спешить...

ИА REGNUM: Ваши пожелания в Новом году соотечественникам и нашим читателям...

Читателям REGNUM, большинство которых - россияне, я желаю в Новом году осуществления всех их чаяний и надежд. Уходящий год был очень трудным для всех, годом испытаний и преодоления последствий мирового кризиса. Я внимательно слежу за ходом дискуссий в российском обществе о будущем страны и желаю руководству РФ и всему российскому народу осуществления всех планов по модернизации страны, строительству инновационной экономики и достойных условий жизни для каждого россиянина. Наступает год Тигра, а в международной жизни есть такая традиция: когда государство осуществляет успешный модернизационный рывок, его называют региональным "тигром". Очень надеюсь, что когда-нибудь в будущем мы услышим в отношении к России, Азербайджана и других наших соседей такие же слова - "евразийские тигры".