Я принял решение уехать: итоговое интервью экс-мэр Архангельска
Александр Донской, работавший в должности мэра города Архангельска с 2005 по 2007 годы, покидает город. Его уход с должности многие связывают с конфликтом между мэром и тогда еще губернатором Архангельской области Николаем Киселевым. Мэр и губернатор не нашли общего языка, а после того как Донской заявил о том что будет баллотироваться на пост президента, против него было возбуждены четыре уголовных дела. Донской просидел в СИЗО более полугода, был признан виновным по двум эпизодам и ограничен в правах на работу на государственных и муниципальных должностях. О мотивах своего решения покинуть город, а также о том, каким он видит город сейчас, с Александром Донским побеседовал корреспондент ИА REGNUM Новости.
Донской: Я принял решение уехать из Архангельска. Это связано с тем, что здесь я не востребован сейчас и уверен в том, что не буду востребован в будущем при существующей системе власти. Я люблю Архангельск, мне нравится здесь жить, но я не хочу просто сидеть и наблюдать за происходящим. Ранее я принял решение уйти из бизнеса в политику именно с целью что-то изменить, поэтому я не могу ничего не делать. Я вижу многие вещи, с которыми не согласен, которые, на мой взгляд, преступны или не правильны, и не хочу с этим мириться. Жаль, что часть планов мне не удалось реализовать. Но я понимаю, что даже со сменой мэра или губернатора ничего в Архангельске принципиально не изменится, так как не поменяется система, подход к управлению. Я не вижу у города будущего. С теми тенденциями, которые у нас происходят, в городе должно жить 50 тысяч человек. Уж сейчас есть невостребованные люди, которые деградируют.
ИА REGNUM Новости: Как бы вы описали общественно-политическую ситуацию в Архангельске на данный момент?
Донской: У меня сложилось ощущение, что политическая жизнь в Архангельске находится в глубоком застое. Я общаюсь с представителями разных партий, даже в "Единой России" есть талантливые люди, но они не готовы говорить вслух о том, что они с чем-то не согласны. И они объясняют это страхом потерять депутатский мандат, выпасть из обоймы, они боятся потерять бизнес. И это объяснимо - у них перед глазами мой пример. С одной стороны я их понимаю, но с другой стороны, это очень плохо. Почему у нас произошел взрыв в среде медиков? Если политики не выполняют роль общественных деятелей, то инициатива появляется снизу. Я сам сначала подозревал, что за медиками кто-то стоит, но оказалось, что это просто ребята, которые хотят изменений. Их требования абсолютно нормальны. И система их не может наказать за это - у них нет личного богатства, нет бизнеса или депутатского мандата. Их могут уволить, но они не перестанут быть профессионалами, они всегда найдут работу. Если они уедут в другой город, то от этого Архангельск только проиграет. Если бы люди в других сферах также отстаивали свои права, требовали соблюдения законов, как требуют врачи Таких людей мало, но именно они двигают прогресс и со временем изменят ситуацию в Архангельске.
ИА REGNUM Новости: Неужели совсем нет надежды?
Донской: Возможно, изменения в городе произойдут благодаря студентам. Многие из них прямо говорят, что не видят перспектив в Архангельске. У них нет денег, чтобы уехать из города, поэтому они будут требовать что-то изменить. Только такую оппозицию, которой нечего терять, нельзя будет задавить. Другую оппозицию, которая включилась в систему, легко сломать. Это произошло с председателем общественной организации Важский край Смеловым. Как только он получил должность главы района, ему объяснили, что нужно наступить на горло собственной песне, чтобы эту должность сохранить. И он это сделал. Для меня это равносильно смерти, ведь придется жить с выжженным сердцем. Я вижу потенциал изменений только в молодежи, он есть до тех пор, пока эта молодежь не имеет должностей. Ведь получив должность, любой из них будет держаться за нее. Бывают и исключения, но система таких людей выплевывает. Система не любит выскочек. Еще при царизме был придуман принцип рубить головы выскочкам. И сейчас я исхожу из того, что у нас в России царский режим. Губернаторы у нас наместники царя, они лишь транслируют этот режим. Единственное различие заключается в некоторых декоративных элементах.
ИА REGNUM Новости: 29 мая в городе состоялся гражданский митинг, организованный врачами-хирургами. Как вы считаете, чем закончится эта история?
Донской: Это очень хороший пример. Что делали власти, как только узнали о грядущем митинге? Они попытались разобщить ряды протестующих, попытались показать, что организаторы выскочки. Одному из них предложили уволиться. И только когда власть использовала все способы, но ребята не сломались, только тогда она пошла им навстречу. В итоге была создана согласительная комиссия, тогда власти решили выступить на митинге, да еще и поддержать требования медиков. Поэтому если эти ребята - Попов и Ростовский - будут целеустремлены и будут добиваться своего, то я уверен, что им дадут нужное оборудование. Потому что они требуют всего лишь дать им возможность качественно выполнять свою работу, т.е. соблюдения их законных прав.
ИА REGNUM Новости: Чем вы можете объяснить заявление митингующих о том, что они аполитичны? Они не хотят прибегать к помощи партий?
Донской: Нынешние партии это сейчас возможность доехать до какого-нибудь кресла. Есть более быстрый поезд и более дорогой ("Единая Россия"), а те, у кого нет нужной суммы, едут в других. Люди это чувствуют, и поэтому доверие к партиям снижается. Я очень порадовался, когда ребята заявили, что они проводят не политический митинг, а акцию протеста сугубо по своей теме. В идеале на митинг врачей должны были выйти не только врачи, но и все жители Архангельска. Потому что они все могут оказаться в ситуации, когда им понадобится операция, а ее проведение будет откладываться из-за какой-то мелочи. На самом деле, это проблема всего города.
ИА REGNUM Новости: Вы можете сказать, чем отличается нынешний Архангельск от города в период, когда вы избирались в мэры?
Донской: Атмосфера в городе изменилась. Среди прочих задач я ставил перед собой цель повысить у горожан уровень оптимизма. Эта идея у меня появилась в тот год, когда Архангельск вышел в России по уровню самоубийств на первое место, но и без этого Архангельск - город достаточно депрессивный. Мы над этим работали, проводили различные мероприятия. И позже то, что меня сняли с должности, у многих понизило уровень оптимизма. Мне люди об этом говорили лично. Многие после этого захотели уехать из города. Снижение уровня оптимизма - очень плохо. Я вырос на окраине города и многие неудобства и дискомфорт я воспринимал как приключение. Раньше, люди помогали друг другу. Но чем сильнее падает уровень оптимизма, чем больше люди пьют. Раньше не было такого поголовного пьянства, какое есть сейчас. Люди пьют семьями! Нельзя вырастить здоровое и умное поколение в таких условиях. Именно поэтому я уверен, что если президент приедет на окраину Архангельска и прочувствует, чем живут люди, то он принесет грандиозную пользу жителям Архангельска. Нужно, чтобы власти видели, что происходит в реальной жизни.
ИА REGNUM Новости: Поделитесь, как вы оцениваете работу нынешнего мэра?
Донской: Наш нынешний мэр не может быть эффективным, потому что он присягнул губернатору. Он стал мэром не благодаря выборам. Он был продвинут на эту должность губернатором, а значит, будет делать не то, что нужно народу, а то, что нужно губернатору. В этой ситуации мы попали в замкнутый круг. То, как Виктор Павленко стал мэром, показывает населению, что не надо ходить на выборы. И в то же время, это выгодно власти, ведь чем меньше людей ходит на выборы, тем проще нарисовать нужный результат. Можно ли это мое заявление расценивать, как призыв ходить на выборы? Я не могу пока ответить на этот вопрос, потому что сам на него ответа не нашел.
ИА REGNUM Новости: Есть ли на политическом поле Архангельска оппозиция? Кого бы вы назвали ею?
Донской: В нашем обществе оппозицию воспринимают также нетерпимо, как гомосексуалистов. Наше общество не готово к инакомыслию. Ученые доказали, что в обществе, где люди лояльны к гомосексуалистам, больше и креатива, потому что люди направляют свои силы не на ссоры, а в творчество. Можно примерно сориентироваться, что из себя представляет та или иная партия, выступающая за различные свободы, по тому, как она относится к меньшинствам. Если ее члены кричат о свободе и равенстве, но при этом не приемлют гомосексуалистов или национальные меньшинства, это уже говорит о том, что эта партия не лояльна к людям вообще и к меньшинствам в частности. Именно из-за того, что у нас различные представители общества друг друга не поддерживают, из-за того, что общество разобщено, нашими элитами практически не учитываются интересы самого общества. У нас в стране нет гражданского общества, нет оппозиции в полном понимании этого слова. В Архангельске ею был Дмитрий Таскаев, вице-спикер областного Собрания депутатов четвертого созыва, а также депутат горсовета Александр Иванов. Но сейчас один работает в областной администрации, а второй является советником мэра. Они нейтрализованы властью и стали винтиками в большой системе.
Новости REGNUM: Куда вы уезжаете?
Донской: Я буду работать в Москве, но буду приезжать в Архангельск, потому что у меня здесь дети и любимая женщина. Я хотел бы работать на благо своего родного города, но не востребован системой власти. Людьми да, но не системой. А работать на благо людей можно только, имея полномочия и ресурсы. У меня их нет, есть только желание.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Проход судов через Босфор временно перекрыли из-за шедшего в РФ танкера
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Медведев назвал этнические анклавы потенциальными рассадниками экстремизма