"Украина стала действующим лицом большой борьбы за контроль и доступ к стратегическим энергетическим ресурсам Евразии, которая разворачивается сейчас с особой силой". Такое мнение в комментарии корреспонденту ИА REGNUM в Киеве сегодня, 31 марта, выразил украинский политический эксперт Андрей Ермолаев.

"Долгое время Украина была сферой интересов российских монополий, но сейчас Украина стоит перед перспективой возможного открытия своей ГТС для европейского бизнеса", - отметил Ермолаев. "Следующий шаг, по всей видимости, будет связан с более жесткой конкуренцией за среднеазиатский рынок газа и он будет сопровождаться и политическими конфликтами, и дестабилизацией поставок "голубого топлива". В итоге Украина может оказаться одной из самых пострадавших стран - в европейском балансе газа рассчитывают на газ азиатского происхождения и в этом вопросе европейские и украинские потребители окажутся главными конкурентами, плюс потеря отношений с Россией - сложных, но выгодных для Киева может привести к скачку цен на газ, перебоям в поставках", - заявил также эксперт.

"С другой стороны", - продолжил свою мысль Ермолаев, "покупка газа Европой на границе с Россией будет означать, что украинский рынок может оказаться "раскрытым", и это будет сопровождаться серьезным подрывом позиций "Нафтогаза Украины" (ведь реформа украинской компании задекларирована как часть обязательств Украины перед ЕС)". "В итоге нельзя исключать, что через какое-то время Украина будет покупать газ у финансово благополучных европейских компаний, которые смогут выполнить функцию поставщиков, изначально закупая газ в т.ч. в России", - резюмировал эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, 29 марта президент Украины Виктор Ющенко в эфире украинского телевидения заявил, что он выступает за то, чтобы Европа покупала российский газ на российско-украинской границе. По словам Ющенко, в том случае, если украинская ГТС станет частью европейской энергосистемы, газ нужно будет покупать на первой границе - то есть, на границе России и Украины.

23 марта в Брюсселе Украина и ЕС подписали совместную декларацию по модернизации украинской газотранспортной системы. В ответ Россия заявила, что ее исключили из процесса переговоров по данному вопросу, а декларация является двусторонней и политической.