Армения-Россия

Как сообщает ИА REGNUM, 20 октября в Ереван прибыл президент России Дмитрий Медведев. Он прибыл в столицу Армении с официальным визитом, по приглашению своего армянского коллеги Сержа Саргсяна. В повестке визита армяно-российские переговоры, посещение Мемориала жертв Геноцида армян в Цицернакаберде, участие в торжественном мероприятии по случаю открытия в Ереване Площади России, на которой располагаются мэрия Еревана и Дом Москвы.

Дмитрий Медведев впервые посетил Армению в должности президента. Но за этот год президенты двух стран успели уже встретиться четыре раза: 24 марта и 24 июля в Москве, 6 июня в Санкт-Петербурге и 2 сентября, через несколько недель после завершения русско-грузинского конфликта в Сочи. (Радио "Свобода").

"Мы придаем большое значение взаимодействию наших стран в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, СНГ и других международных структур. В наших общих интересах - еще более эффективно использовать потенциал этих институтов и развивать новые формы сотрудничества". Об этом, передает АрмИнфо, заявил в ходе совместной с президентом России Дмитрием Медведевым пресс-конференции президент Армении Серж Саргсян. Он сообщил, что в ходе встречи с президентом России обсуждались ключевые вопросы международной политики, среди которых - обеспечение глобальной и региональной стабильности, перспективы совместного противодействия новым вызовам и угрозам. В свою очередь, Медведев подчеркнул, что Россия готова к еще более тесному взаимодействию с Арменией в рамках ОДКБ, председательство в которой с сентября перешло к Армении. "Мы высоко ценим конструктивное сотрудничество с армянскими партнерами в СНГ и в ОДКБ", подчеркнул Медведев.

"Мы будем делать все, чтобы стратегическое партнерство Армении и России крепло и развивалось", заявил президент России Дмитрий Медведев в ходе открытия Площади России в Ереване. "Это событие не просто радостное - оно действительно знаменательное и подтверждает искренность, подлинность наших братских чувств. Оно говорит об открытости и глубине отношений между нашими странами. Дальнейшему укреплению связей Армении и России служит и всестороннее, многоплановое сотрудничество, а также понимание очевидных преимуществ в поиске совместных ответов на самые разные угрозы, которые существуют в сегодняшнем мире. Убежден, что согласованные действия на международной арене - это серьезный фактор безопасности, укрепления наших позиций и в Кавказском регионе и в мире. Хорошие, добрые соседи всегда радуются успехам друг друга. Скажу откровенно: мы прямо заинтересованы в том, чтобы армянский народ жил в сильном и процветающем государстве - в стабильном государстве". Еще раз хотел бы сказать: мне и всей нашей делегации очень приятно находиться в этот светлый осенний день в радушной Армении и сделать все, чтобы и дальше беречь нашу дружбу, ярким символом которой стала и Площадь России в Ереване", сказал Медведев. (АрмИнфо).

Двухдневный визит президента России Медведева стал очередным проявлением искреннего желания руководителей двух стран сохранять и развивать достижения предыдущих лет. Развитие армяно-российских отношений продолжается с начала 90-х, причем независимо от смены власти в обеих странах. Посему состоявшиеся на днях переговоры свидетельствуют о том, что новые президенты Армении и России, унаследовавшие богатые традиции взаимосотрудничества, намерены углублять двусторонние отношения. Это принципиально важный вопрос, ведь до визита президента России было высказано так много противоречивых мнений и точек зрения, что людям несведущим могло показаться, что армяно-российские отношения переживают глубокий кризис. ("Айоц ашхар").

Оба президента назвали Площадь России символом дружбы двух народов, пишет ArmeniaNow, отмечая при этом, что площадь расположена по соседству с мэрией Еревана, Домом Москвы и памятником Мясникяну, и что именно на этой площади происходили поствыборные столкновения 1-2 марта.

Президент России прибыл в Армению, провел переговоры и благополучно удалился, оставив нам многочисленные вопросы, пишет газета "Лрагир". "В частности, кто или какие силы подсказали президенту Медведеву принять участие в открытии площади имени России, когда именно эта площадь с 1-го по 2-е марта стала последним убежищем тысяч людей, преследовавшихся властями Армении, что, в конечном итоге, привело к многим невинным жертвам? Власти Армении в конце февраля получили согласие официальной Москвы на применение силы в отношении собственного народа, следствием чего стало 1-2 марта. И после всего этого площадь получила название Площади России".

Согласно газете "Айоц ашхар", главная интрига переговоров заключалась в урегулировании карабахской проблемы. Однако президенты сделали только два основных вывода и одно предложение, пишет газета. "Глава Армении выразил готовность к продолжению переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ на основе Мадридских принципов. А президент РФ сделал руководителям Армении и Азербайджана предложение провести трехстороннюю встречу в Москве". По мнению газеты, последняя инициатива Москвы вполне выгодна Еревану - прежде всего как противовес организованной недавно Анкарой трехсторонней встрече глав МИД Армении, Турции и Азербайджана.

Визит президента РФ Дмитрия Медведева в Ереван обусловлен борьбой за Армению, которую ведут между собой Россия и Запад. Подобное мнение, передает АрмИнфо выразил журналистам координатор Армянского национального движения Левон Зурабян. "Борьба между Западом и Россией приняла глобальные формы, и в этой почти неприкрытой борьбе Армения также является объектом, за влияние над которой эта борьба идет", отметил он. По словам Зурабяна, Россия любой ценой стремится взять перевес в этой борьбе. "В этом контексте, мы склонны считать визит президента России в Армению попыткой склонить Ереван на свою сторону, путем усиления роли Москвы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта", подытожил Зурабян.

Заявления, прозвучавшие в ходе визита президента России Медведева в Ереван окончательно подтвердили предположения о том, что Москва не заинтерсована в продолжении переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ и пытается взять на себя функцию ведущего медиатора, пишет официальный орган партии АРФ Дашнакцутюн газета "Еркир". Газета отмечает, что в ходе совместной пресс-конференции двух президентов, президент России, в отличие от Сержа Саргсяна ни разу не произнес слов "Минская группа" или "сопредседатели". И это примечательно, пишет "Еркир", поскольку продолжение совместной посреднической миссии с США и Францией не позволяет России вести процесс урегулирования в русле собственных интересов. А эти интересы, по мнению газеты, заключаются в том, чтобы Азербайджан вернулся в геополитическое поле России. "А для этого требуется склонить Армению к односторонним и совершенно неприемлемым уступкам в карабахском вопросе".

Газета "Площадь", комментируя заявление президента России о предстоящей встрече Алиева, Саргсяна и Медведева, пишет: "В таком случае Россия становится единственным посредником. В свое время такую функцию на себя хотела взять Франция, однако сегодня эта страна полностью отстранилась от проблемы Карабаха, и Россия на этом поле играет с США и Турцией, но как страна-соперник. Если Медведеву удастся удержать у себя мяч, значит он станет тем, кто заставит подписать соглашение об урегулировании конфликта".

Член правления Армянского общенационального движения Арам Манукян в беседе с газетой "Айк" сказал: "Медведев прибыл в Армению с одной целью: быстрое урегулирование проблемы Нагорного Карабаха. Это означает, что заявление Левона Тер-Петросяна о том, что вопрос урегулирования карабахского конфликта протекает в ускоренном режиме, и в ближайшее время на Сержа Саргсяна будет наложено обязательство - подтверждается. На этом этапе между Западом и Россией произошло сближение позиций не только в содержательном, но и во временном отношении".

"Визит президента России содержал две составляющие. Во-первых он имел формальное значение - Медведев уже побывал в Баку, и, для поддержания равновесия в политике России, он должен был посетить и Армению. Главное же в том, что политические приоритеты России в нашем регионе в последние месяцы претерпели существенные изменения. На первый взгляд кажется, что в результате конфликта с Грузией влияние России на Южном Кавказе усилилось, однако, думаю, что это не так - влияние России после грузино-русской войны значительно уменьшилось", сказал в беседе с газетой "Жаманак-Ереван" экс-министр МНБ Армении, посол по особым поручениям первого президента Армении, представитель Армянского национального конгресса (АНК) Давид Шахназарян. По его мнению, резкое нарушение баланса геополитических сил в нашем регионе может привести к непредсказуемым последствиям, в особенности, для Армении, "о чем свидетельствует ее горький исторический опыт". При этом, политик считает примечательным, что Россия, похоже, не против усиления влияния Турции в регионе, о чем свидетельствуют активные встречи российских и турецких высокопоставленных лиц последних месяцев. "Россия еще до августовских событий приняла решение сотрудничать с Турцией, а Турции это было более чем выгодно", сказал Шахназарян. Что касается карабахской составляющей визита Медведева, то, считает Шахназарян, в настоящее время роль России в процессе урегулирования конфликта невелика, "и визит Медведева в Армению является попыткой хотя бы формально подчеркнуть присутствие России в этом процессе". Представитель АНК обращает внимание также на то, что официальная Москва "отчетливо заявила, что вопросы армяно-турецких отношений и Нагорного Карабаха имеют непосредственную связь". "То есть, в основе звучащих из России заявлений лежат позиции официальных Москвы и Баку. Надеюсь, что Армения попытается по-возможности разделить эти вопросы".

Как отмечает ArmeniaNow, визит Медведева состоялся спустя всего пару дней после приезда в Ереван высокопоставленного американского дипломата. Визит помощника Госсекретаря Дэниела Фрида многие наблюдатели расценили как знак возрастания сотрудничества между Арменией и США в условиях нарушившегося геополитического баланса в регионе. Тем не менее, на пресс-конференции в Ереване оба президента заверили, что отношения между двумя странами устойчиво развиваются практически во всех сферах, включая внешнюю политику, безопасность, культуру, экономику и другие.

Председатель организации "Верховный Совет - депутатский клуб" Рубен Торосян представил в Евросуд по правам человека иск против Российской Федерации. Согласно газете "Аравот", Торосян намерен обжаловать действия посла РФ в Армении и администрации президента России, которые не дали хода его заявлениям и не ответили на вопрос, кому и какую помощь оказала Россия на выборах в Армении в 2003-ем и 2008-ом годах, после которых президенты Армении выразили благодарность президентам РФ за содействие.

Армения-Турция

Как сообщает АрмИнфо, сотрудники Музея-Института Геноцида армян обнаружили оригинал уникальной фотографии, доказывающей факт Геноцида армян в 1915 году. Открытие было сделано в результате проводимых Музеем исследовательских и изыскательских работ. Согласно сообщению, фотография была сделана русским военнослужащим на Кавказском фронте в 1915 году. На ней изображены останки жителей армянских сел, сожженных во время учиненных турками армянских погромов в районе Муш. Фотография уникальна. Это одна из хорошо сохранившихся фотографий из "Альбома беженцев", опубликованного в Тифлисе в 1917 году. Альбом состоит из 62 уникальных фотографий, которые представляют массовые убийства армян. Однако лишь некоторые из этих фотографий сохранились в оригинале, причем, в основном, в плохом состоянии. Таким образом, эта уникальная и хорошо сохраненная фотография является доказательством истинности собранных в "Альбоме беженцев" фотографий. На обороте фотографии есть надпись на русском языке: "Армяне, заживо сожженные турецкими войсками в селе Шейхалан". Более того, фотография пронумерована номером 74, что свидетельствует о существовании большего количества фотографий, сделанных русскими военнослужащими в годы Первой мировой войны, отмечается в сообщении.

"Мы хотим развивать нашу дружбу с Арменией", заявил президент Турции Абдулла Гюль в интервью французскому телеканалу "France24". Об этом PanARMENIAN.Net сообщил независимый французский журналист Жан Экиян. По словам Гюля, Армения и Турция - соседние страны, и никто не должен зарождать ненависть между ними. При этом президент Турции отметил, что отделяет "Армянский вопрос" от вопроса Армении. Комментируя свою позицию по проблеме Геноцида армян, Гюль заявил: "В то время все находились в состоянии войны. Граждане Османской Турции армянского происхождения заняли сторону противника, в то время как наши войска воевали на трех фронтах". "Мы открыли наши все наши архивы, даже самые секретные. Любой может работать с этими архивами. Давайте предоставим историкам возможность исследовать этот вопрос", добавил президент Турции. Вместе с тем, Абдулла Гюль высоко оценил политическую смелость президента Армении Сержа Саргсяна, пригласившего его в Ереван для просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции. "Я был счастлив посетить с визитом Армению. Почему? Потому что так дальше продолжаться не может, нельзя враждовать вечно", заявил Абдулла Гюль. При этом он отметил, что армянская диаспора "препятствует нормализации отношений Армении и Турции". Но, несмотря на все существующие трудности, добавил глава турецкого государства, он с оптимизмом смотрит на будущее. "Я приглашаю всех помочь в решении существующих проблем: прессу, меньшинства, диаспору. Я призываю все к здравомыслию и оказанию содействия процессу нормализации армяно-турецких отношений", добавил Абдулла Гюль.

Армения с оптимизмом смотрит на армяно-турецкие отношения. Об этом в Тиране заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. "Армения работает над нормализацией отношений с Турцией. Работа по открытию границы между Арменией и Турцией и установлению дипломатических отношений между двумя странами идет полным ходом", сказал, по сообщению Anatolian Agency, Налбандян. Глава МИД РА напомнил о трехсторонней встрече министров иностранных дел Армении, Турции и Азербайджана в Нью-Йорке в рамках 63-й сессии ГА ООН и добавил, что Кавказская платформа сотрудничества может стать основой для диалога между странами. "Платформа может внести вклад в стабильность и безопасность в регионе", - подчеркнул глава МИД РА. В свою очередь, министр иностранных дел Турции Али Бабаджан отметил, что новые процессы для решения проблем между Турцией и Арменией являются замечательными усилиями для стабилизации региона. "Для Турции главным достижением нормализации отношений с Арменией станет установление отношений между Арменией и Азербайджаном", сказал Бабаджан. (PanARMENIAN.Net).

От визита президента Турции Абдуллы Гюля в Армению эта страна выиграла много политических дивидендов, а Армения понесла только потери. Такое убеждение выразил ответственный по вопросам внешней политики Армянского Национального конгресса (АНК) Владимир Карапетян во время организованного 24 октября в Национальном пресс-клубе обсуждении. По его наблюдениям, после этого визита Турция получила мощные рычаги для того, чтобы сорвать процесс признания Геноцида армян. Кроме того, по словам В.Карапетяна, Турция получила возможность оказать противодействие одному навязанному ей в качестве предусловия для вступления в Евросоюз пункту - открытию границ: теперь турки могут создать имитацию диалога с Арменией. "С нашей легкой руки Турция вовлечена в процесс решения карабахской проблемы", отметил Карапетян. Он напомнил, что в Турции заявили, что инициатором трехсторонней встречи министров иностранных дел Армении, Азербайджана, Турции, была армянская сторона. "Но если мы с Азербайджаном ведем переговоры, то какое Турции до этого дело?" недоумевает представитель АНК. ("Ноян Тапан").

Визит президента Турции Абдуллы Гюля в Армению был использован в целях дискредитации властей Армении. Об этом, передает ИА REGNUM, 24 октября на обсуждении в Национальном пресс-клубе заявил депутат фракции "Наследие" Степан Сафарян. Депутат заметил, что в отличие от турецкой стороны, армянская так и не выбрала повестку двусторонних отношениях в ходе инициированного ею же визита. По его словам, именно это и привело к тому, что после отъезда Гюля из Еревана руководством Турции были сделаны заявления, согласно которым президент Армении Серж Саргсян якобы выразил согласие по ряду вопросов, в том числе - и на уступки. "Это - кампания дискредитирования властей Армении", подчеркнул он. "Армяно-турецкие отношения являются частью сложной политической мозаики, что существует в регионе, и нарушение одной детали чревато непредсказуемыми последствиями", - заметил депутат, напомнив о ситуации в Южной Осетии. Он заметил, что в регионе произошло разделение интересов на два лагеря - прогрессирующего, в который входят интересы США и Евросоюза, и обороняющего, с участием Турции и России. "Турция и Россия имеют в регионе традиционное воздействие, и пред ними стоит цель не допустить увеличения влияния Запада, и, насколько это не звучит парадоксально, на сегодняшний день эти два региональных лидера вместо консервативных подходов взяли курс на активную политику, сопровождаемую перегруппировками", отметил он. Депутат заметил, что после августовских событий позиции Запада в регионе существенно ослабли, и Москва с Анкарой хотят занять образуемый вакуум. "Однако насколько долго пройдет российско-турецкое "заигрывание" сказать трудно, так как в любой момент Запад может вновь подманить Турцию", отметил Сафарян. Депутат заметил, что в Анкаре понимают это, и политикой шантажа стараются вырвать у Запада дивиденды, угрожая даже войти в Шанхайскую организацию.

Не думаю, что какая-либо армянская партия может пойти на уступки в вопросе признания Геноцида армян или отрицать факт Геноцида, заявил на организованном 24 октября в Национальном пресс-клубе обсуждении член Совета Республиканской партии Армении (РПА) Гамлет Арутюнян. По его словам, Армения должна продолжать использовать все свои возможности, чтобы международная общественность признала геноцид и заставила бы Турцию принять этот факт. Что касается армяно-турецких отношений, то они, по убеждению Г.Арутюняна, не улучшатся до тех пор, пока еще существуют проблемы геноцида и Нагорного Карабаха. "Турция не установит отношений с Арменией, пока не достигнет своей основной цели - передачи Карабаха Азербайджану", отметил Арутюнян. Он отметил также, что дух армянской общественности крепок, и даже великие державы мира не смогут навязать армянскому народу какого-либо нежелательного решения. ("Ноян Тапан").

На вопросы газеты "Жаманак-Ереван" отвечает представитель Армянского национального конгресса Давид Шахназарян

Как Вы расцениваете роль Турции в регионе?

Турция взяла на себя довольно выгодную для себя роль. Внешняя политика Турции в последнее время существенно активизировалась, причем в нескольких направлениях. Наряду с армяно-турецкими отношениями существенно улучшились турецко-американские отношения. Турция начала приобретать влияние в региональных процессах, и, как бы странно это ни звучало, помешать региональным планам Турции может Азербайджан. Надо также заметить, что в последних развитиях, с точки зрения необходимости рычагов давления на Азербайджан, наличествует фактор Турции. Ситуация специфична также в том смысле, что Россия сегодня уже не против определенного улучшения армяно-турецких отношений.

Как Вы относитесь к инициативе Турции о создании Платформы стабильности и безопасности на Кавказе?

Это пока что идея, а не новая инициатива. Такие инициативы были и прежде. Кроме того, на этот момент уже есть серьезная проблема, связанная с участием за переговорным столом представителей России и Грузии. Россия давно не скрывает, что считает Грузию враждебной страной, и это серьезное препятствие для создания Платформы.

Как Вы относитесь к позиции властей Армении в отношении создания армяно-турецкой комиссии историков?

Дело не только в том, что неприемлемо ставить под вопрос факт геноцида. Существует серьезная политическая проблема. Во-первых, получается, что политические отношения, взаимоотношения государственных деятелей должны быть в определенной зависимости от оценок историков, что, как минимум, не нормально. Во-вторых, создание этой комиссии может стать серьезным препятствием в вопросе возможностей достижения определенного развития армяно-турецких отношений. Попробуем представить, что будет делать эта комиссия, если она создастся. Примет какое-нибудь решение, например, то, что произошло в Османской империи было геноцидом. Или не было геноцидом. Любое из этих решений немедленно сведет на нет всякую возможность развития армяно-турецких отношений. В-третьих, комиссия может без конца работать, не принимая решения, и это будет на руку Турции: Анкара призовет европейцев не поднимать вопрос геноцида, чтобы не мешать работе комиссии. Однако опаснее то, что при малейших разногласиях в армяно-турецких отношениях одна из сторон получает возможность заявить: дождемся решения комиссии. В-четвертых, комиссия может заявить, что ни к чему не пришла, что также затормозит возможное развитие двусторонних отношений. То есть, созданная на правительственном уровне комиссия армянских и турецких историков не может принести пользы развитию армяно-турецких отношений, наоборот, она содержит большие угрозы. ("Жаманак-Ереван", с сокращениями).

1 марта

Вечером 23 октября президент Серж Саргсян подписал указ о формировании экспертной группы по сбору фактов, которая займется выявлением причин применения насилия в ходе событий 1-2 марта. Новая структура, как предполагается, окажет помощь специальной парламентской комиссии и будет состоять из 5 членов. Двоих назначит правительственная коалиция, еще двоих - оппозиция (включая парламентскую партию "Наследие" и внепарламентские силы во главе с бывшим президентом Левоном Тер-Петросяном). Пятого члена комиссии назначит Омбудсмен. А за день до подписания президентом указа Национальное Собрание удовлетворило просьбу председателя парламентской комиссии по событиям 1 марта Самвела Никояна о продлении срока работы комиссии еще на 4 месяца - до 25 февраля 2009 года. Депутат от правящей Республиканской партии (РПА) Рафик Петросян считает, что даже по истечении дополнительного срока комиссия не сможет ответить на вопросы типа "кто стрелял", "кто отдал приказ" и "кто несет ответственность за смерть 10 человек". Руководитель парламентской фракции оппозиционной партии "Наследие" Армен Мартиросян говорит, что изначально комиссия была не в состоянии опросить первого, второго и третьего президентов Армении. "Но ведь события фактически разворачивались именно вокруг них. Кто имел право отдать приказ о применении огня? Согласно Конституции, этим исключительным правом обладает президент страны. Неужели правоохранительная система нашей страны настолько слаба, что любой полицейский может открыть огонь когда ему вздумается? Это важнейшие вопросы, к которым комиссия до сих пор не обратилась и не могла обратиться, поскольку не наделена такими полномочиями", говорит Мартиросян. Петросян связывает большие надежды с группой по сбору фактов, считая, что межпартийное сотрудничество может сыграть существенную роль. "В любом случае члены специальной комиссии, представляющие коалицию, скованы диктатом своих партий, а ведь решающее слово в отсутствии оппозиции принадлежит именно им", говорит он. Один из руководителей возглавляемого Тер-Петросяном Армянского национального конгресса Левон Зурабян считает, что если бы в свое время оппозиция приняла участие в работе специальной парламентской комисии, сегодня властям не понадобилось бы создавать вторую группу по сбору фактов. "Комиссия все это время занималась отнюдь не установлением фактов, а чем-то несерьезным. Лучшее тому подтверждение - решение парламента о продлении срока ее работы еще на 4 месяца. Комиссия элементарно провалилась, что лишний раз доказывает верность решения оппозиции не принимать участие в ее деятельности", говорит Зурабян. По его словам, в течение нескольких месяцев комиссия не обнаружила ничего, "кроме пары перлов". Эти "перлы", по словам Зурабяна, сводятся к следующему: "На найденном на Оперной площади оружии нет отпечатков пальцев, следовательно, нельзя сказать, что его принесли сторонники оппозиции. Ни один полицейский не получал огнестрельного ранения, что опровергает заявления действующего тогда президента Роберта Кочаряна о том, что оружие было применено только после того, как оппозиция начала стрелять по полицейским". Группа по сбору фактов будет сформирована по принципу 50/50, на котором во время создания специальной парламентской комиссии настаивала оппозиция, именно этим обуславливая свое участие. "Группа по сбору фактов может оказаться более эффективной в своей деятельности, поскольку в ней, прежде всего, будет соблюден паритет, более того, оппозиция будет иметь преимущество за счет назначенного омбудсманом пятого члена. Кроме того, в ней будут работать специалисты, - говорит депутат от РПА Петросян. - Группа сумеет дать ответы на вопросы о том, кто ответственен за стрельбу, за приказы и, наконец, за смерть людей". (ArmeniaNow).

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", председатель временной парламентской комиссии по изучению событий 1-2 марта Самвел Никоян заявил, что по результатам официальной экспертизы 1 марта ни один полицейский не получил огнестрельных ранений. Таким образом, отмечает газета, все утверждения о том, что в рядах митингующих были вооруженные люди официально опровергнуты. Никоян сообщил также, что следов пуль не было и на защитных средствах полицейских. Депутаты парламентской фракции "Наследие" поинтересовались, на каком же основании Роберт Кочарян заявлял, что митингующие стреляли в полицию? Согласно газете, Никоян согласился, что Кочарян действительно должен ответить на этот вопрос.

Комментируя заявление председателя временной парламентской комиссии по изучению событий 1-2 марта Самвела Никояна, газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Правильно сказал Никоян. Зато раненные и убитые огнестрельным оружием есть среди митингующих. Следовательно, либо митингующие стреляли друг в друга, либо стреляли полицейские, снайперы, спецназ и другие силовики. И именно этот вопрос должна была выяснить комиссия Никояна. То есть, если он, фактически, подтверждает, что силовики стреляли в народ, значит должен был попытаться выяснить, кто отдавал приказ, кому отдавал и так далее".

Газета "Айоц ашхар" пишет: "Невольно создается впечатление, что временная парламентская комиссия по изучению событий 1-2 марта, в течение своей 4-месячной деятельности ставила перед собой одну единственную задачу - последовательно демонстрировать собственную "исключительность". Обходя глубинные вопросы, она и сейчас продолжает в поте лица доказывать организаторам "1 марта" (подразумевается оппозиция. - ИА REGNUM) свою честность и беспристрастность. И это в том случае, когда Левон Тер-Петросян и его соратники изначально заявили, что такой комиссии для них не существует. Но комиссия не отчаивается - продолжая тщетные попытки понравиться революционерам, старается хоть немного смягчить жесткое отношение авторов государственного переворота. Если бы комиссия не задавалась целью понравиться, она бы изначально положила бы в основу своих исследований возможность развязывания гражданской войны".

Фракции Национального собрания Армении в общей сложности приветствуют распоряжение президента Армении Сержа Саргсяна о создании группы по сбору фактов, касающихся событий 1 марта. В ходе парламентского брифинга представители коалиционных фракций "РПА", "АРФД", "Оринац еркир" и "Процветающая Армения" считают, что предлагаемый формат - двое из коалиции и двое из оппозиции, а также один представитель Омбудсмена, обеспечит принцип паритетности. Важным они считают и то, что в группу войдут лица, не являющиеся политическими или партийными деятелями, не работающие в государственной системе юристы. Руководитель фракции "Оринац еркир" Эгине Бишарян не исключила, что на январской сессии ПАСЕ вопрос обсуждения событий 1 марта будет отложен, так как работа группы по сбору фактов требует определенного времени. По оценке парламентской оппозиции - фракции "Наследие", распоряжение президента Армении запоздавший, однако достойный одобрения и необходимый шаг. Руководитель фракции Армен Мартиросян выразил озабоченность в связи с некоторыми положениями распоряжения: второй подпункт 5-го пункта документа не разрешает выяснять в судах, на каких основаниях суды разрешали тайные прослушивания. Есть ограничение и в третьем подпункте того же пункта - группа по сбору фактов может получать от физических лиц документы и разъяснения лишь в случае согласия последних. Это, в частности, касается первого и второго президентов РА - Левона Тер-Петросяна и Роберта Кочаряна, которые в настоящее время не являются должностными лицами. 6-ой пункт распоряжения, по которому группе могут предоставляться факты частным лицом или организацией при условии их неразглашения, по мнению Армена Мартиросяна, "определенно предоставит возможность сокрытия. Да, вероятность утечки информации существует, однако это не может быть основанием для привлечения к уголовной ответственности". Непонятным и проблематичным, по его мнению, является и 15-й пункт распоряжения: "члены группы по сбору фактов не должны меняться, и, по словам руководителя оппозиционной фракции, невозможно доказать, примыкает ли кто-либо из членов группы к какой-либо политической силе, или нет. ("Ноян Тапан").

Свобода прессы в Армении

Армения весьма существенно сдала позиции в рейтинге свободы прессы, составленном ведущей международной правозащитной организацией. Базирующаяся в Париже организация "Репортеры без границ" опубликовала свой ежегодный отчет о состоянии свободы медиа в 173 государствах мира и рейтинг, согласно которому Армения оказалась на 102-м месте. Для сравнения: еще год назад страна занимала 77-ю строчку. "Наиболее существенным изменением на постсоветском пространстве является ухудшение ситуации на Кавказе, где в двух из трех независимых государств - Армении (102) и Грузии (120) - наблюдались большие проблемы и вводился режим чрезвычайного положения", говорится в отчете. (Азербайджан откатился с 139 позиции в 2007 году на 150 в нынешнем рейтинге, а вот Россия несколько улучшила свой показатель, поднявшись с 144 на 141 место, "хотя в этой стране пресса продолжает подвергаться нападкам и преследованиям"). Почти все неподконтрольные властям печатные издания Армении приостановили свой выпуск в течение 20 дней действия режима чрезвычайного положения, последовавшего за поствыборными столкновениями 1-2 марта. Многие потом заявили, что сделали это с целью избежать цензуры в стиле КГБ, которая осуществлялась сотрудниками спецслужб в типографиях. Текущий год в Армении ознаменовался также очередной волной насилия против журналистов. Как считают местные организации, пик насильственных действий пришелся на август, когда пять представителей неподконтрольных властям СМИ подверглись нападению. Ряд действующих в области прессы и правозащитных организаций, включая Ереванский пресс-клуб, Антикоррупционный центр "Трансперенси Интернешнл", Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи, Гюмрийский клуб журналистов "Аспарез" и другие, строго осудили нападения на журналистов, в числе которых был и действующий руководитель Ереванского бюро Радио "Свободная Европа/Радио "Свобода" Грач Мелкумян. Несмотря на обещания властных структур принять незамедлительные меры по расследованию случаев насилия, в которых ощущается политическая подоплека, существенных результатов нет по сей день. Препятствия работе журналистов стали обычным делом как до, так и в период и после выборов 19 февраля. (ArmeniaNow).

Ухудшение ситуации в сфере свободы прессы отмечают и местные эксперты. Так, передает радио "Свобода", по мнению эксперта Ереванского пресс-клуба Месропа Арутюняна, в 2008 году в регресс в этой сфере в Армении очевиден. "Это, в первую очередь, обусловлено мартовской цензурой - беспрецедентное явление за последние 15 лет. Последствия этой цензуры мы ощущаем по сей день, вплоть до запрета показов неугодных фильмов, - сказал в беседе со "Свободой" Арутюнян. - Далее, чрезмерная осторожность электронных СМИ при подаче политической информации, и их деятельность в период выборов, что также не выдерживает никакой критики". По словам Арутюняна, оценка организации "Репортеры без границ" обусловлена также следующими фактами: беспрецедентная атака государственного аппарата на действующую в Гюмри небольшую телестудию ГАЛА, августовские 3-4 случая нападений на журналистов, "и, наконец, тот цинизм, с которым правительство пренебрегает критикой СМИ, и с которым оно выдвигает новый законопроект, еще на два года лишающий телекомпании "А1+" и "Ноян Тапан" возможности вернуться в эфир". Редактор газеты "Айоц ашхар" Гагик Мкртчян считает, что положение со свободой СМИ в Армении не хуже других стран региона. Мкртчян не согласен с оценкой "Репортеров без границ": "Та же организация в прошлом году отвела Армении 77-е место, а в этом году отмечает такой резкий спад. Я хочу понять - благодаря чему? То есть, что за этот год такого произошло в Армении?" Главный редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян дал отрицательную оценку уровню свободы СМИ в Армении. Что касается регресса, то он, по мнению Абраамяна, "связан с освещением телекомпаниями президентских выборов, а также с фактическим закрытием всех непровластных печатных СМИ в период от 1 по 20 марта". "По-моему, оценка, данная этой организацией совершенно реальна и объективна", подчеркнул Абраамян. Директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян сказал: "Я согласен с тем, что ситуация в Армении в этом году, из-за выборов, после 1 марта ухудшилась. Другое дело, что, если в первом полугодии было плохо, то сейчас прослеживается некоторая позитивная динамика. Но если оценивается весь год, то очевидно, что оценка соответствует действительности".

Комментарии к "тайм-ауту" оппозиции

Принятое на прошлой неделе решение армянской оппозиции взять "тайм-аут", дабы избежать беспрецедентного внешнего давления на Армению по вопросу Нагорного Карабаха, вызвало различную реакцию и еще больше спекуляций на тему о неспособности первого президента Левона Тер-Петросяна поддерживать свое движение на плаву. Несмотря на заверения в том, что временное прекращение массовых акций способно только усилить, но не ослабить оппозицию, некоторые политологи скептически относятся к позитивному эффекту этого шага для движения, мобилизовавшего под своим флагом тысячи сторонников до и после президентских выборов 19 февраля. Тер-Петросян, который путем поствыборных массовых акций протеста чуть не добился смены власти в Армении, на митинге 17 октября сказал своим многочисленным сторонникам, что данное решение обусловлено надвигающейся угрозой безопасности страны. "Ставя национальные и государственные интересы выше политической борьбы за власть, я ранее заявлял, что в случае возникновения военной угрозы Карабаху я призову участников и сторонников всенародного движения приостановить деятельность и посвятить себя делу общенациональной борьбы, - заявил лидер оппозиции. - Поскольку грядущая развязка нагорно-карабахского конфликта с содержащимися в ней опасностями равносильна военной угрозе, я считаю, что наступило время для такого призыва". Вместе с тем Тер-Петросян утверждает, что решение приостановить массовые акции не означает полного прекращения деятельности движения. Тем не менее, заявления лидера оппозиции не для всех прозвучали убедительно, более того, высказываются мнения о том, что оппозиционное движение теряет силу. "Я неоднократно говорил, что Левон Тер-Петросян ищет стратегию выхода, и последние его действия являются ничем иным, как достойной формой ухода из политики", заявил в интервью ИА REGNUM один из лидеров правящей Республиканской партии Армении, депутат Галуст Саакян. "Мне кажется, имея четкий план действий, оппозиция вряд ли взяла бы паузу, - сказал ArmeniaNow независимый аналитик Ерванд Бозоян. - Заявление о том, что они приостанавливают свои массовые акции с учетом нынешнего положения в Карабахском вопросе выглядит, мягко говоря, неубедительно". Однако один из лидеров оппозиции утверждает, что усилия по "восстановлению конституционного порядка" в стране будут продолжены и что спустя несколько месяцев митинги возобновятся с еще большей силой. "Армянские национальные силы - по крайней мере, те, с которыми у меня была возможность поговорить, - с пониманием приняли заявление. Они понимают причины такого решения и считают его мудрым шагом", сказал Левон Зурабян. Тем не менее, далеко не все сочли эти доводы приемлемыми, единого мнения нет и в рядах самой оппозиции. Координатор движения ветеранов Карабахской войны, член оппозиционного Армянского национального конгресса Жирайр Сефилян заявил ArmeniaNow, что они не поддерживают решение о паузе, особенно в части Карабахского конфликта и вопроса армянских земель. "Прежде всего я бы хотел подчеркнуть, что наша позиция не повлияет на единство оппозиции. Конечно, мы не были бы против, если бы не беспрецедентная ситуация, сложившаяся в Арцахском вопросе, - говорит Сефилян. - Но с учетом этой ситуации решение об отсрочке для нас неприемлемо". Сефилян не исключает "союза с определенными оппозиционными силами". "Мы не уступим ни пяди нашей земли. Мы не можем допустить, чтобы наши земли стали предметом торга и сделок, поэтому объединение ряда сил для выражения нашего протеста и позиции посредством массовых акций и иных действий вполне возможно", говорит он. (ArmeniaNow).

"Я не думаю, что решение радикальной оппозиции во главе с Левоном Тер-Петросяном о временном прекращении проведения митингов означает его уход из большой политики". Об этом в беседе с АрмИнфо заявил директор Института политических, экономических и правовых исследований Андраник Теванян. По его словам, подобное мнение обусловлено тем, что оппозиционное поле, во всяком случае, на данный момент полностью занято именно радикальной оппозицией. "Кроме того, сам Тер-Петросян и его окружение не заявляли о прекращении борьбы. Время покажет, каковыми будут их дальнейшие действия", отметил политолог.

По мнению газеты "168 Жам", "тайм-аут" оппозиции связан с возможным освобождением политзаключенных и созданием группы по сбору фактов о событиях 1 марта, которые, в свою очередь, обусловлены предстоящим в середине ноября визитом в Армению комиссара по правам человека Томаса Хаммарберга. В ходе своего предыдущего визита Хаммарберг назначил властям Армении конечный срок освобождения политзаключенных, пишет газета. "Хаммарберг сказал, что если к его следующему визиту политзаключенные не будут освобождены, то ПАСЕ не будет дожидаться январской сессии, выскажет жесткую оценку и уже на январской сессии в отношении Армении будут применены санкции. Таким образом, власти согласились до визита комиссара освободить политзаключенных, при условии, что в это время не будут проводиться митинги, поскольку они беспокоятся, что освобождение политзаключенных вызовет новый всплеск общенародного движения. Кроме того, согласие создать группу по сбору фактов о событиях 1-2 марта также было дано на условиях временного прекращения митингов". Такое "соглашение", предполагает газета, "между властями и Левоном Тер-Петросяном было достигнуто, по всей видимости, опосредованно, и, скорее всего, через европейцев". То есть, заключает "168 Жам", "Тер-Петросян был вынужден выбирать между временным прекращением митингов о свободой своих единомышленников".

Наши газеты и политические деятели комментируют выступление Левона Тер-Петросяна в контексте своих ориентиров, мешая понять истинные его причины. Однако в стране около 10 человек точно знают о той истинной причине, которая заставила Тер-Петросяна отложить революцию на 1-2 месяца, а еще точнее, до предстоящей весны, ну а, по мнению некоторых аналитиков - навсегда. Безусловно, последует ответный шаг власти, и мы станем очевидцами смягчения в отношении заключенных. А в результате этих взаимных уступок с нас не сдерут шкуру в январе в Совете Европы. Только не известно, кроме заключенных, еще по каким вопросам друг друга поймут терпетросяновская оппозиция и власти? Где еще покажутся уши оппозиции? ("Азг").

Газета "Айоц ашхар" пишет: "Последний митинг Армянского национального конгресса и последовавшее ему шествие были последними в этом году. И пока не известно, что будет с той "стратегией", которую лидер оппозиции представил на митинге, и смогут ли революционеры с мертвой точки возобновить свою борьбу в 2009 году. То, что движение затухло и борьба революционеров зашла в тупик - факт. И как бы предводитель не делал вид, что ничего подобного нет, тем не менее, то "трудноперевариваемое решение", которое Левон Тер-Петросян принял и представил в конце митинга, обусловлено именно бесперспективностью борьбы".

Газета "Чоррорд ишханутюн": "Последний митинг, безусловно был величайшей победой движения и Левона Тер-Петросяна лично. Этим митингом Тер-Петросян, фактически, приобрел право принимать политические решения, поскольку собравшийся перед Матенадараном народ своим присутствием доказал, что доверяет ему. Более того, стало очевидным, что лидеры движения могут больше не бояться принятия "непопулярных" решений, поскольку у них есть достаточный запас доверия. В конечном итоге, не важно, правильное ли решение принял Тер-Петросян. Гораздо важнее, доверяет ему народ или нет".

Те, кто думают, что Левон Тер-Петросян своим последним выступлением вновь ушел из политики, ошибаются. Наоборот. Он в очередной раз показал, что является единственным крупнокалиберным политическим деятелем в Армении. В случае скорого осуществления главных прогнозов в выступлении Тер-Петросяна, эта пауза станет проявлением действительно высокого гражданского сознания. Если же во властном лагере у кого-то проснулись надежды, что народ забудет и простит 1 марта или, что активисты Движения смирились с существованием бандократии и в решающий момент не выйдут больше на борьбу, думается, они в очередной раз ошибаются в своих расчетах. ("Айкакан жаманак").

Экономика

24 октября в парламенте премьер-министр Армении Тигран Саркисян сообщил, что бюджет Армении на 2009 год приблизится к сумме триллион драмов. При заложенном в бюджет курсе доллара в 302,4 драма размер бюджета составит 3 млрд. 306 млн. 878 тыс. долларов. Премьер отметил, что объем ВВП составит 4,1 трлн. драмов ($ 13,7 млрд), рост ВВП будет равняться 9,2%. Объем импорта вырастет на 20% и составит $ 4,3 млрд, объем экспорта - на 10% и составит $ 1,3 млрд. Отрицательное сальдо, таким образом, будет равняться $ 3 млрд. Госдолг Армении составит $ 2,2 млрд. - 16,1% от ВВП (вместо прежних 17,1%. ), из которых 13,1% - внешний долг. В бюджете предусмотрено 927 млрд. драмов (ок. $3 млрд. 65 млн.) доходов и 967 млрд. драмов (ок. $ 3 млрд.197 млн.) расходов. Дефицит составит 40 млрд. драмов ( ок. $ 13,227 млн. или примерно 1%, от ВВП), что, по словам премьера, является большим достижением для Армении. В частности, на образование планируется потратить 126 млрд. (ок. $ 416,6 млн). драмов - больше, чем в 2008 году на 22,6%. На здравоохранение выделяется 65 млрд. драмов (ок. $ 215 млн.), рост - 21%. На социальную защиту выделяется 250 млрд. (ок. $ 827 млн.), средняя зарплата учителя в 2009 году составит 116 тыс. драмов (ок. $ 383), врачей - 93 тыс (ок. $307). На возвращение замороженных вкладов предусмотрено 16 млрд. драмов, или около $ 5,291 млн. (ИА REGNUM).

Если в экономике не происходит структурных изменений, то увеличение бюджета означает только усиление налогового бремени на малый и средний бизнес. Об этом в беседе с ИА REGNUM заявил директор центра "Политэкономия", кандидат экономических наук Андраник Теванян, комментируя заложенную в проекте бюджета Армении на 2009 год сумму доходов в $ 3,2 млрд. "Эта сумма - дополнительное бремя для предпринимателей, в особенности малого и среднего бизнеса. За два года объем бюджета фактически удвоился - если сравнивать 2007-м годом. Государство провозгласило целью увеличение бюджета, тогда как это должно было бы стать результатом развитие экономики. Увеличение расходной части бюджета в два раза означает, что или бизнес-сфера увеличилась в два раза, или дважды увеличилось количество хозсубъектов, или же должен был в соответствующих масштабах увеличиться ВВП. Так как такого не произошло, получается, что бюджет будет исполняться просто за счет повышения налогового бремени. То есть, продолжится печально известная практика переплат или предоплат за услуги, увеличение налоговых процентных ставок", аргументировал экономист. Он подчеркнул, что новый бюджет наряду с финансовым кризисом станет серьезным вызовом экономике Армении. "Я предчувствую, что стагнационные процессы в Армении начнутся уже в первом квартале 2009 года", отметил Теванян. Комментируя заложенный в бюджет прогноз темпов инфляции в 4 +/- 1,5%, Теванян отметил, что уже за первые 9 месяцев 2008 года инфляция, несмотря на аналогичный прогноз, составила, только по официальным данным, 9%. "Правительство Армении в рамках политики Нового европейского соседства взяла обязательство не допустить инфляцию выше 4 +/- 1,5%, но уже в этом году это не получилось. В 2009-м запланированные цифры снова не будут исполнены", подчеркнул он, отметив, что в итоге антиинфляционной политики, проводимой государством, пострадали экспортеры, так как поднимающийся курс драма с особой силой "ударил" по экспорту. Касаясь сокращения бюджетного дефицита до 1% ВВП, эксперт отметил, что время покажет, большое ли это достижение. "Я не хотел бы судить об экономике на основе подобных индикаторов - важно, кто несет на себе тяжесть сбора бюджетных средств, а мы видим, что это бремя несет на себе малый и средний бизнес", резюмировал Теванян.

Армянский драм резко переоценен, и это является трагедией для Армении, считает руководитель программы "Доктор бизнес-менеджмента", академик РАН Абел Аганбегян. С 2003 по 2006 годы доллар США в Армении обесценился на 28,12%. В 2003 году средний расчетный курс доллара США равнялся 578,77 драма за $1, в 2004 году - 533,45 драма за $1, в 2005 году - 457,69 драма за $1, а в 2006 году - 416,04 драма. В конце 2007-го года драм укрепился до 304,22 драмов на конец года. "Драм очень сильно вырос по отношению к доллару - в 1,9 раза. Так по отношению к доллару не выросла ни одна валюта мира, кроме армянской", сказал Аганбегян в Ереване в ходе круглого стола "Экономики Армении и России: сегодня и завтра". Он отметил, что сильный драм ведет к тому, что экспорт из Армении невыгоден, в результате чего ряд отраслей страны разорился. В частности, по его словам, Армения могла быть одним из мировых центров по огранке алмазов и производству бриллиантов и ювелирных изделий. "В Армению пришли гранды мирового бизнеса, в том числе Лев Леваев, который построил в республике изумительный завод, предприятия были построены также крупнейшими индийскими и голландскими фирмами. Однако, когда драм стал укрепляться, прибыль от обработки алмазов исчезла, производство стало убыточным, и в частности Леваев бросил завод со всем оборудованием и созданную им мини-биржу бриллиантов и перевел свой бизнес в Шанхай, где валюта слабая и его деятельность была экономически выгодной", пояснил Аганбекян. С другой стороны, по словам академика, сильный драм крайне выгоден для импортеров с точки зрения прибыли. В Армении, по его мнению, стало невыгодным замещение импорта и развитие местного производства. "Без развития собственного производства ни одна страна не будет себя хорошо чувствовать", подчеркнул он. В этой связи Аганбекян отметил, что дальнейшее развитие ситуации зависит от политики Центробанка Армении. "Сейчас, слава богу, драм больше не укрепляется, он стабилизировался, но, по нашему мнению, национальная валюта явно переоценена по отношению к тому, что должно быть для Армении", резюмировал он. ("Новое время").

Ирландская компания Blackstairs Energy инвестировала в поиск нефти и газа в Армении с июня 2007 года по сей день около $1 млн. Об этом АрмИнфо сообщил генеральный менеджер Blackstairs Energy Armenia Тим Папуорт. По его словам, пока компания осуществляет геологические и геофизические исследований структур, перспективных для залежей нефти и газа в Армении. Для определения геологических структур компания заказала проведение гравиметрических исследований Институту сейсмики и инженерной геофизики Национальной Академии Наук РА. Папуорт добавил, что произведены фотоснимки со спутника и полученные данные интерпретированы со стороны соответствующих специалистов английской компании "Инфотерра". Сделаны геологические профили, из которых получены пробы газа и нефти. Генменеджер добавил, что в 2009 году компания проведет сейсмическую разведку на 170 погонных километрах, а к буровым работам планирует приступить в 2010 году. Он отметил, что по предварительным оценкам в Армении могут быть обнаружены залежи нефти и газа, однако пока рано делать выводы, поскольку необходимы более глубокие исследования. Папуорт напомнил, что 27 апреля 2007 года компания Blackstairs Energy заключила договор с Минэнергетики и Минэкологии РА на геологическую разведку нефти и газа на 4-ом, 5-ом и 6-ом лицензионных блоках, охватывающих территорию общей площадью в 13805 кв. км в центре и на юге Армении. Исследуемая площадь составляет почти половину общей территории РА. Объем инвестиций на ближайшие пять лет составляет $2,5 млн.