Приднестровское урегулирование: "В Молдавии опасаются, что Москва может заявить о признании Приднестровья". Власть: Сельские администрации жалуются на зависимость от центральных органов власти. Скандал: "Что украл Юрий Сухов знают Игорь Смирнов, Александр Королев и кто-то еще".

Приднестровское урегулирование: "В Молдавии опасаются, что Москва заявит о признании Приднестровья"

"Заявление специального представителя Европейского союза в Молдавии Кальмана Мижея о том, что любая попытка федерализации Молдавии "будет пресечена еще на старте", еще раз наглядно показывает, кто является настоящим хозяином в этой стране, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Кишинев - марионетка, самостоятельно он ничего не решает. За молдавские власти решения принимают США и ЕС. Кальман Мижей, цинично заявляя, что "мы можем гарантировать специальный автономный статус Приднестровья в составе молдавского государства", тем самым подчеркивает: о каких бы путях разрешения молдавско-приднестровского конфликта не говорили Кишинев и Тирасполь, (как, впрочем, и Москва), Запад не допустит иного сценария, нежели объединения страны на основе безусловного верховенства Молдавии над Приднестровьем. По сути, Мижей говорит о том, что Запад целиком разделяет положения, записанные в законе РМ "Об основных положениях особого правового статуса левобережных районов Молдовы" от 2005 года, и не только разделяет, но и подталкивает руководство Молдавии к реализации данного закона (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM)".

"Следует вспомнить, как Запад покончил с "Меморандумом Козака" в 2003 году, тем самым не только заведя в тупик на многие годы процесс молдавско-приднестровского урегулирования, но и низведя молдавско-российские отношения до нулевой отметки. Образовавшийся вакуум необходимо было заполнить, Молдавия должна была предложить хоть что-то. Но хватило ее только на закон "Об основных положениях...". Приняв его, Молдавия завела в еще больший тупик переговорный процесс. "План Козака" был отвергнут, "План Ющенко", предложенный за несколько месяцев до этого, закон торпедировал, Приднестровье к разработке закона не привлекали, и в Тирасполе его встретили неодобрительно, так как молдавской автономией ПМР становиться не намеревается. Пример Гагаузии у всех перед глазами", - отмечает информагентство.

"Молдавия сейчас без устали твердит, что урегулирование конфликта кроме как на основе закона 2005 года, она и обсуждать не намерена. Столь твердая непреклонность вкупе с полной поддержкой данного проекта усмирения Приднестровья со стороны США и ЕС говорят о консолидированной позиции Кишинева, Брюсселя и Вашингтона и совместной выработке этой позиции. Заявление же Кальмана Мижея о том, что любая попытка федерализации Молдавии будет пресечена еще на старте, наглядно показывает, что Запад намерен перехватить инициативу у основных игроков - России, Украины, Молдавии и Приднестровья. Однако приднестровская сторона с этим в корне не согласна. Президент ПМР Игорь Смирнов на встрече с Мижеем напомнил своему визави о том, что "ЕС является наблюдателем в консультативном формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), и круг прав и обязанностей наблюдателей четко определен договоренностями сторон и посредников". Тем самым, приднестровская сторона напомнила Западу, что в решении молдавско-приднестровской проблемы он не обладает правом голоса, а может лишь наблюдать за происходящим", - пишет информационное агентство.

"Однако Запад не намерен отказываться от своего влияния на происходящие в регионе события. Имея возможность диктовать свои условия посредством ОБСЕ и самой Молдавии в ходе переговорного процесса в формате "5+2", Вашингтон и Брюссель, судя по заявлению Мижея, собираются действовать и напрямую, пресекая любые попытки урегулирования конфликта не по западному сценарию. Думается, подобную откровенность еврочиновника оценят и в Москве, хотя там и без заявления Мижея прекрасно осознают, что Молдавия действует исключительно под диктовку Запада. Но, по крайней мере, заявление спецпредставителя ЕС не оставит никаких сомнений в отношении целей и задач, которые Запад преследует в молдавско-приднестровском урегулировании. Россия, которая всегда заявляла, что поддержит любое решение, принятое Кишиневом и Тирасполем, еще раз получила возможность убедиться, что решения принимает отнюдь не Кишинев, а значит, ждать каких-то подвижек в урегулировании не приходится. Молдавия, существующая за счет западных вливаний в экономику страны, просто не в состоянии проявить даже малейшую гибкость при выработке статуса Приднестровья. Любой отход от курса вашингтонского обкома чреват для нее большими проблемами", - отмечает ИА "Ольвия-пресс".

"Что же касается заявления Воронина, о том, что он хотел бы, "чтобы кто-то взял на себя инициативу, и внес конструктивные предложения по приднестровскому урегулированию, которые все остальные одобрили бы", а также о том, что "Молдавия и все остальные участники переговорного процесса ждут, чтобы эту инициативу взяла на себя Россия", то это - чистейшей воды провокация. Следуя логике Воронина, Москва должна выступить с инициативой автономизации Приднестровья, так как ничего другого ни Молдавия, ни слишком активные наблюдатели не поддержат. Официальный Кишинев будет готов считаться с мнением Москвы только в том случае, если оно не будет противоречить мнению Запада. Заявления же России, что она намерена урегулировать конфликт на основе территориальной целостности Молдавии, вселяют в Воронина определенные надежды, что подобный консенсус в принципе возможен. Но в сложившейся ситуации России сейчас меньше всего нужно следовать пожеланиям Запада в молдавско-приднестровском урегулировании. Не бывает так, чтобы два стратегических противника смогли, не уступая друг другу реализовать свои интересы. Запад, как доказывают факты, не собирается жертвовать своими позициями ни на Кавказе, ни в Сербии, ни на Украине, ни в Молдавии, ни где-либо еще", - резюмирует информагентство.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "В Кишиневе и слышать не хотят об отказе от принципа унитарного государства, а в Тирасполе меньше, чем о федерации двух равноправных субъектов и не помышляют. Такая позиция сторон сохраняется уже многие годы, и нет ни малейшего намёка на то, что кто-то из них готов к компромиссу. И вряд ли в Москве об этом не догадываются. Но догадываться - мало, нужны конкретные и решительные действия, так как Запад уже во всю заявляет о своем отношении к возможному урегулированию в формате "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия - страна-гарант - прим. ИА REGNUM). Спецпредставитель ЕС Кальман Мижей квалифицировал данный формат тройки как "аморальный", намекнув, что остальные участники переговорного процесса (ОБСЕ, Украина, но, главным образом, Евросоюз и США) не допустят "закулисной сделки", не учитывающей интересы "всех сторон". Впрочем, уже к середине сентября представители западных посольств в Кишиневе в частных беседах выражали уверенность, что наметившаяся активность россиян ни к чему не приведет".

"Переговорный процесс, как известно, прервался в феврале 2006 года. (28 февраля 2006 года в Тирасполе в здании офиса миссии ОБСЕ проходил второй этап четвертого раунда переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2". Переговоры проходили за закрытыми дверями. Более чем через четыре часа после начала совещания представители молдавской делегации во главе с министром реинтеграции Молдавии Василием Шовой покинули зал заседаний. Шову пытались остановить сначала глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл, потом - представитель делегации от Приднестровья Александр Порожан. Однако Василий Шова от своего намерения не отказался и без комментариев покинул переговоры - прим. ИА REGNUM). Прошло почти три года. О возобновлении этой важной части процесса разрешения конфликта на Днестре сначала долго и упорно молчали, теперь же много и упорно говорят. Причем не всегда по существу дела. Вот, например, в преддверии встречи Дмитрия Медведева с президентами ПМР и Молдавии появились слухи и догадки о том, к чему же этот разговор наедине может привести. Появились и разного рода документы, якобы составленные в Москве и подробно рассказывающие о том, как примирить Кишинев и Приднестровье", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

"Один из материалов был опубликован на сайте украинских коммунистов. Откуда он взят, - не уточняется. Но в нем по пунктам расписан план действий. Как заставить приднестровские власти пойти на открытие избирательных участков для молдавских парламентских выборов. Названа примерная цифра дополнительных голосов - порядка 150 тысяч. Заправлять всем процессом, согласно этому плану, должна Россия, ссылка на страну-гаранта обязательна, иначе Тирасполь не пойдет на авантюру. Также в данном плане не исключается, что разрешение молдавско-приднестровского конфликта и объединение двух сторон в единую Молдавию может произойти с помощью приведения к власти приднестровских коммунистов и объединения их с молдавскими коллегами. Много интересного и полезного можно узнать из этого плана. Так, например, к сентябрю 2009 года в Приднестровье планируется создать новый парламент, новое правительство, избрать нового президента и дать ПМР новый статус в составе Молдавии. Стоимость референдума в Приднестровье о новых выборах и о сдаче республики всего 600 тысяч евро. Согласно плану коммунистической революции в Приднестровье начало действий должно было прийтись как раз на сентябрь и октябрь 2008 года. Октябрь уж близится к концу, а каких-либо изменений в политической жизни республики не наблюдается. Что-то помешало внедрению смелых инициатив или все это - пустая профанация", - говорится в сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья.

Газета "Приднестровье" пишет: "В настоящее время в Молдавии предпринимают колоссальные усилия для того, чтобы представить Воронина наиболее пророссийским президентом. Подтасовывая факты и выдавая "черное за белое", везде и всюду утверждается, будто бы Воронин, в 2001 году став президентом страны, провозгласил "хорошие отношения с Россией в качестве стратегического приоритета для Молдавии". При этом факт, как этот же Воронин посредством ОБСЕ добивался выдворения Объединенной группы российских войск (ОГРВ) из Приднестровья, уничтожения российского вооружения и вывоза боеприпасов со складов в селе Колбасна, напрочь забыт! Ставя в заслуги Воронину восстановление диалога с Кремлем, совершено забывается о том, что в 2003 году Молдавия занимала жесткую проамериканскую позицию в отношении военного присутствия России в Приднестровье и замены российских миротворцев в Зоне безопасности на натовские".

"Для создания из нынешнего руководства официального Кишинева образа эдакой покладистой "миролюбивой овечки", идущей во всем навстречу Москве, в Молдавии буквально кричат о том, что на протяжении более двух лет, в отличие от Грузии, республика сократила свое участие в ГУАМ; контакты с НАТО переведены в чисто формальную плоскость; взаимоотношения с Румынией демонстративно заморожены; в отличие от Грузии, будучи по конституции нейтральным государством, Молдавия не стремится стать членом НАТО - и только Россия не признает нейтралитет Молдавии и незаконно содержит свои войска в Приднестровье. Все это ложь в квадрате. Реальные события доказывают обратное", - отмечает издание.

"Несмотря на оптимизм, с которым Воронин говорит о скором объединении с Приднестровьем, некоторые политологи Молдавии все же отрицают это и подтверждают вероятность признания Россией независимости ПМР по следующим факторам: Москва не дает согласия на пакетное соглашение, предложенное Молдавией по урегулированию проблемы на основе закона от 2005 года о статусе Приднестровья, и выступает за равноправный диалог и создание общего государства, состоящего из двух равноправных субъектов; поддерживает Тирасполь в предоставлении Приднестровью особого, надежно гарантированного статуса, способного накладывать вето на евроинтеграцию объединенной страны; Россия настаивает на длительном сохранении своего военного присутствия в Приднестровье (до окончательного разрешения конфликта) и не соглашается на изменение формата миротворческой операции", - пишет газета.

"В конечном итоге, в Молдавии крайне опасаются, что Москва может заявить о признании Приднестровья. Это может произойти, если РФ, предложив Кишиневу подписать заведомо неприемлемый для него документ, совместно с Тирасполем обвинит руководство республики в недоговороспособности, отсутствии воли к сотрудничеству и в нарушении ранее достигнутых соглашений", - подводит итог издание.

Власть: Сельские администрации жалуются на зависимость от центральных органов власти

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Кому подчиняются главы госадминистраций сел и поселков Приднестровья - тема эта обсуждается не первый месяц и даже не первый год. Конституционный суд так и не определил, к какой власти определить глав сельских и поселковых администраций, а исполнительная и законодательная ветви упорно спорят, какой же вертикали власти подчиняются главы сел - районному и затем Верховному совету либо же главе администрации района и президенту. Главы сельских советов, в отличие от руководителей районов и городов, лица выборные и одновременно являются председателями сельсоветов, но при этом выполняют функции исполнительных органов власти на местах. Поскольку к компромиссу пока прийти не удалось, была создана согласительная комиссия, в состав которой вошли представители исполнительной и законодательной власти. Ее очередное заседание состоялось на нынешней неделе. Ситуация беспокоит при этом и самих сельских глав, и политические силы республики, которые проводят свои круглые столы и вырабатывают свои рекомендации президенту и депутатам".

"В настоящее время особым объектом тревожного внимания прогрессивных партий республики является законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР". Сегодня документ находится на рассмотрении в Верховном совете ПМР. В его основе - решение Конституционного суда о том, что главы сельских госадминистраций не могут быть отнесены к системе исполнительных органов власти. Профильный парламентский комитет истолковывает эту ситуацию по-своему. И уже сегодня парламент рассматривает законопроект, который предполагает включение госадминистраций сел и поселков ПМР в систему законодательных органов ПМР. Законопроект предполагает довольно жесткую систему опеки, даже контроля высших региональных органов над местными администрациями. Законопроект определяет подотчетность сельских глав Верховному и районному советам. Тем временем разработчики проекта не учитывают мнение стороны непосредственно заинтересованной. По мнению исполнительной ветви власти, целесообразно сохранить самостоятельность сельских администраций по отношению к районным и республиканским структурам. К сожалению, данные аргументы пока не воспринимаются", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

"Учитывая опыт западных стран, где взаимоотношения между разными ветвями власти достигли максимального равновесия благодаря распределению полномочий. В европейских странах местные власти пользуются полной компетенцией на своей территории. Но у нас существует серьезная финансовая зависимость сельских администраций перед районными бюджетами, поскольку они все дотационные. В ПМР сельские администрации, прежде всего, являются исполнительно-распорядительными органами по отношению к районным советам народных депутатов, и вводить какую-то дополнительную систему контроля над их деятельностью со стороны региональных и Верховного совета - нецелесообразно", - говорится в сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья.

Газета "Приднестровье" пишет: "Патриотическая партия Приднестровья обратилась к президенту ПМР и председателю Верховного совета республики с предложением учесть мнение институтов гражданского общества при внесении поправок в закон "О местном самоуправлении". Реформа системы местного самоуправления в Приднестровье предложена комитетом по законодательству Верховного совета и поддержана парламентским большинством".

"В адрес Патриотической партии поступило обращение инициативной группы депутатов местных советов, в котором говорится, что в соответствии с этими изменениями сельские администрации становятся еще более зависимыми от центральных органов власти, чем ранее, а представители органов местного самоуправления не были должным образом привлечены к обсуждению указанных поправок. Представители местных советов считают необходимым организовать широкое обсуждение законопроекта с участием представителей политических партий и общественных объединений", - отмечает издание.

Скандал: "Что украл Юрий Сухов знают Игорь Смирнов, Александр Королев и кто-то еще"

Газета "Человек и его права" пишет: "В прессе появилась информация о том, что высокопоставленный чиновник администрации президента Приднестровской Молдавской Республики Юрий Сухов объявлен в розыск. Какое или какие преступления совершил бывший секретарь Совета безопасности и заместитель руководителя администрации президента ПМР не сообщается. Особые приметы разыскиваемого: возраст - старше 60 лет, рост - выше среднего, сухощавый, носит очки. Голос бубнящий (говорит невнятно). Лысоват. Поскольку не было сообщения о том, что он смещен с поста заместителя секретаря Совета безопасности и заместителя руководителя администрации президента ПМР при себе может иметь как одно, так и другое удостоверение".

"Юрий Сухов появился в Тирасполе несколько лет назад и сразу занял один из руководящих постов в партии "Республика", чем вызвал недоумение у наблюдателей. В средствах массовой информации неоднократно задавался вопрос руководству Приднестровья: чем вызвано приглашение в ПМР на руководящие должности именно этого человека? По возрасту он никак не мог считаться перспективным. О его былых заслугах тоже ничего не известно. По таким качествам, как харизма, умение говорить, убеждать не мог рассматриваться как лидер общественного объединения. Тем не менее, он был представлен общественности, как один из руководителей республики и лидер партии "Республика", - отмечает издание.

"Запомнился его ультиматум Верховному совету ПМР в 2006 году, который предупреждал парламентариев очень серьезно и в последний раз о том, что если вопрос на всенародный великий всемирно-исторический референдум не будет вынесен именно в представленной формулировке: "Вы "За!" независимость Приднестровья с последующим свободным вхождением в состав Российской Федерации", то он (Юрий Сухов) примет самые решительные меры, вплоть до его отъезда на родину. И приднестровские депутаты дрогнули. Вопрос вынесли на референдум именно в этой формулировке. Позже Юрий Сухов активно лоббировал интересы ПМР в вопросах по определению статуса участка железной дороги, проходящей по территории Приднестровья. Это явилось косвенным подтверждением информации о том, что он лично заинтересован в утверждении положения, при котором участок дороги оставался вне контроля Республики Молдова. Была даже информация о том, что Юрий Сухов является учредителем ООО "Виданта", располагающегося в двухкомнатной квартире на улице Пушкина в Одессе. И что это ООО присваивает себе львиную долю доходов от эксплуатации 40-километрового участка приднестровской железной дороги. Данную информацию не стал опровергать и президент ПМР Игорь Смирнов, когда ему был задан вопрос. Теперь же Юрий Сухов объявлен в розыск. Он оказался гастарбайтером из России в Приднестровье, который примчался в наш край "на ловлю счастья и чинов", - пишет газета "Человек и его права".

"Вскоре после своего прибытия в Приднестровье Юрий Сухов был назначен замсекретаря Совета безопасности ПМР. Секретарем же Совета безопасности является вице-президент ПМР Александр Королев. И поскольку последний занят еще и другими государственными делами, нашу безопасность обеспечивал как раз тот человек, который объявлен в розыск. Что украл, или в чем еще набедокурил Юрий Сухов знают Игорь Смирнов, Александр Королев, а может быть и еще кто-то... Но нам они об этом не скажут", - подводит итог издание.

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "На этой неделе сразу несколько информационных агентств разместили на сайтах информацию о том, что российскими правоохранительными органами разыскивается Юрий Сухов, о причинах розыска не сообщается. Однако администрация президента ПМР поторопилась официально заявить о том, что разыскиваемый Сухов уволился с занимаемых должностей (задокументированная версия - по состоянию здоровья) в августе 2008 года и сразу же уехал из Приднестровья. Никаких проблем с законом у него в приднестровском регионе не возникало".

"А кто же он такой, товарищ Юрий Сухов? Родился в 1947 году, с 1973 по 1990 гг. -второй, первый секретарь горкома комсомола города Чкаловск, инструктор отдела строительства обкома партии, первый секретарь горкома партии города Кайраккум, заведующий отделом организационно-партийной работы ЦК компартии Таджикистана, завотделом организационной партийной работы ЦК КПСС города Москва. Последнее место работы перед приездом в Приднестровье - менеджер фирмы "ЧиперЖофа" (Португалия), о которой нет никакой информации. В Приднестровье он прибыл не так давно - в 2005 году и сразу стал главным идеологическим наставником молодой пропрезидентской политической партии "Республика", - отмечает издание.

"Кулуарно поговаривали, что товарища Сухова специально "выписали" для того, чтобы раздробить железную дорогу и передать контроль над железнодорожными перевозками по территории Приднестровья в одни руки. По подсчетам специалистов, ежемесячно через территорию Приднестровья в Европу может проходить транзитом более 800 тысяч тонн грузов из России и Украины. Неудивительно, что еще в 2006 году по инициативе президента предлагалось включить Государственное унитарное предприятие "Приднестровская железная дорога" в программу разгосударствления и приватизации. Министр экономики Елена Черненко тогда сообщила, что такой подход призван способствовать возобновлению работы железной дороги. Каким-то образом удалось оставить железную дорогу государственной, не превратив ее в частный высокодоходный капитал", - пишет газета.

"Такой сценарий очень сильно напоминает уже знакомую драму, только главные роли в том спектакле достались Молдавской ГРЭС и экс-министру юстиции ПМР Виктору Балале, которого сейчас тоже днем с огнем в Приднестровье не сыскать", - резюмирует издание.