Строительство жилья и перспективное развитие города

"Точечное строительство в Москве велось всегда", утверждает "Вечерняя Москва" в номере от 20 мая. "В девятнадцатом веке дома в центре сносились активно - на месте старых строились новые. В советские времена искусно вмонтированные в старые московские дворы кирпичные постройки возводились под нужды ЦК КПСС, Совета министров и Президиума ВС СССР и многих других ведомств в самом центре города. Протестовать против такой застройки было в те годы как-то не принято", пишет газета, рассуждая о нынешней ситуации в столице, связанной с точечной застройкой и многочисленными конфликтами в этой сфере. "Строительство во дворе новой постройки всегда представляет определенное неудобство для жильцов. И хотя теперь перед началом всякого строительства специалистами оценивается представленный проект, габариты здания, его отдаленность от уже существующих построек, плотность существующей застройки, элемент неудобства неизбежен... Что такое "точка"? "Точка" - это строительство вне рамок Генплана. Когда вместо продовольственного магазина, расположенного во дворе, его владелец, скажем, решает строить высотный дом, не согласовывая свое решение ни с кем. Однако разница между "точечным" и "неточечным" строительством заметна не всякому. Зато ясно видно, что создание протестной группы создает значительные позиции для маневра, выдвижения требований, которые легко переориентировать затем в "политические"", констатирует "Вечерка".

"Независимая газета" в номере от 16 мая продолжает серию бесед с префектами административных округов Москвы по вопросам развития территории города, в том числе и в сфере градостроительства. "На этот раз пообщаться с корреспондентом согласилась единственная женщина-префект в Москве, глава Северо-Восточного административного округа Ирина Рабер. В интервью она рассказала о невыгодности привлечения девелоперов в строительство жилых домов, переносе высоковольтных линий под землю и расширении Крестовского путепровода до пяти полос", пишет газета, цитируя префекта: "Надо сказать, что сегодня в Москве реализация программы по ликвидации ветхого жилищного фонда в основном осуществляется за счет средств городского бюджета. Когда же строят многоквартирные дома с привлечением инвесторов, то при таком варианте лишь 30% от построенных квартир предназначено для жителей, которых переселяют из ветхого жилья, что нас никак не устраивает. В первые годы, когда программа только начала реализовываться, а было это более 10 лет назад, контракты заключались именно на таких условиях, а в результате на данный момент мы имеем выполнение программы менее 50% от запланированного. Поэтому когда городской бюджет смог выделять достаточно средств для того, чтобы все 100% построенного жилья предназначалось не для коммерческой продажи, а для социальных нужд, мы практически решили отказаться от услуг девелоперов. Кроме того, на принятие такого решения повлиял тот факт, что многие компании попросту не выполняли своих обязательств". Что касается проекта освоения земель под ЛЭП, то, по словам Рабер, "проект перекладки ЛЭП в кабельные линии разработан, находится на согласовании в Мосгорэкспертизе. Проект очень интересный, но в то же время требует привлечения огромного количества денежных ресурсов. Не так давно вышел распорядительный документ о проведении аукциона по выбору компании, которая будет заниматься реализацией данного проекта. Когда мы начали прорабатывать этот вопрос, то увидели, что многие территории, по которым сейчас проходят ЛЭП, интересны с точки зрения градостроительства, потому что некоторые из них находятся недалеко от станций метро, от природного комплекса. По нашим расчетам, когда территория будет освобождена от ЛЭП и реабилитирована, на освободившейся площади под застройку можно будет возвести примерно миллион квадратных метров жилья. Но там же мы столкнемся с переносом и гаражей. Префектурой проведена работа по инвентаризации гаражного хозяйства данной территории, на основании которой выявлено, что количество машино-мест, требующих перебазирования, составляет более 15,7 тысячи. По проектному предложению ЗАО "РИЭСК" индивидуальные гаражи переносятся в многоуровневые автостоянки, предусматриваемые проектом. Планируется, что строительство компенсационных паркингов будет начато в 2008 году, для этого выделены участки для начала перебазирования - это два участка на Проектируемом проезде и два по улице Корнейчука во владениях 42 и 82".

Аренда помещений в Москве

"В минувшую пятницу Федеральная налоговая служба (ФНС) в очередной раз предложила "спать спокойно" гражданам, сдающим в аренду жилье. При этом им напомнили: 13-процентный налог нужно платить не только с арендной платы, но и с части коммунальных платежей, которые вносит наниматель жилья. По мнению экспертов, этот призыв мало кто услышит: подоходный налог от сдачи квартир платит в лучшем случае каждый десятый", сообщают "Новые Известия" в номере от 19 мая. "По данным Мосжилсервиса, в Москве проживает более 120 тыс. человек, имеющих две и более квартиры. Однако подсчитать точно, сколько именно жителей столицы сдают жилье в аренду, практически невозможно. Тем не менее экспертные оценки в целом сходятся. Одни аналитические центры утверждают, что в мегаполисе сдается около 100 тыс. квартир. Другие полагают, что в городе арендуется около 5% московского жилья, а это практически одно и то же. Близки и оценки общего объема этого рынка: от 1 до 1,31 млрд. долларов ежегодно. При этом, как отмечают специалисты, спрос на аренду квартир в столице растет как снежный ком. Его формируют не только приезжие, но и москвичи, которые, будучи ни в состоянии купить жилье, предпочитают его снимать. Ведь сейчас, как утверждают эксперты, платить за аренду в 2,5 выгодней, чем брать ипотечный кредит и гасить его потом с процентами. А уже состоявшиеся владельцы квартир всячески стараются компенсировать свои затраты на покупку недвижимости за счет квартиросъемщиков. А вот "делиться" с государством наши люди не любят. По оценке руководителя Школы ипотечного брокера Алексея Теребкова, в настоящий момент только 10% владельцев жилья платят подоходный налог от его сдачи по всем правилам... По словам эксперта, аренда самой простой "однушки" на отшибе столицы составляет 20 тыс. руб., а за "двушку" в часе езды от центра редко просят меньше 28 тыс."

В номере от 22 мая "Новые Известия" продолжают тему аренды, посвятив материал ситуации на рынке аренды нежилых помещений под офисы. "Апрель стал в Москве рекордным по росту ставок за аренду офисных площадей, отмечают эксперты. Цена съемного помещения в пределах Садового кольца пробила историческую отметку в 1 тыс. долларов за "квадрат". У аналитиков рынка недвижимости нет единства в прогнозах на будущее. Одни полагают, что ставки будут постоянно повышаться, другие надеются, что ценам уже просто некуда расти... Если сравнивать ситуацию с прошлогодней, то рост составил фантастические 75%, и это не предел, уверен депутат Московской городской думы, член комиссии по перспективному развитию и градостроительству Сергей Митрохин. "Стоимость аренды в связи с инфляцией будет только расти, но причина не только в этом. Рост подстегивает еще и постоянное повышение стоимости продукции, которую арендаторы выпускают на рынок", - сообщил он "НИ". Иными словами, образуется порочный круг: дорогую аренду площадей съемщик закладывает в цену своих товаров или услуг, и это возвращается ему бумерангом. По мнению г-на Митрохина, ставки будут подниматься на все офисы, а не только на "премиум-класс", и это в первую очередь ударит по малому бизнесу. Кроме того, полагает депутат, отчасти в росте цен "виновата" продолжающаяся ценовая гонка на рынке жилья. Прямой связи, может быть, и нет, но в городе дорожает любая недвижимость, и это влияет на все ее виды". Между тем аналитики исследовательской компании Jones Lang LaSalle высокие ставки на качественные офисы в Москве объясняют их дефицитом и низкой долей пустующих помещений. Эксперты ожидают, что нехватка премиум-площадей будет способствовать дальнейшему росту ставок по крайней мере до 2010 года", констатируют "НИ".

Строительство нежилых объектов

"Как стало известно "Ведомостям", Mirax Group продает часть площадей в строящемся комплексе "Миракс-плаза" на Кутузовском проспекте. Покупателем может стать Промсвязьбанк. Эксперты оценивают сделку в $200 млн", сообщают "Ведмости" в номере от 22 мая. "Один из консультантов компании говорит, что квадратный метр будет продан по цене $13 000. Близкий к банку источник рассказывает, что в начале года Mirax Group был выдан краткосрочный кредит, который понадобился компании в том числе и для погашения в феврале облигационного займа в $100 млн. Собеседник "Ведомостей" не исключает, что Mirax расплачивается с кредитором площадями в "Миракс-плаза". Пресс-служба Промсвязьбанка не подтвердила сделку, пресс-служба Mirax воздержалась от комментариев... По словам близкого к компании источника, средства от продажи пойдут на погашение кредита", пишет газета. ""Цена в $13 000 за 1 кв. м вполне адекватна для объекта такого класса, сейчас офисы класса А в центре Москвы продаются по цене $15 000-20 000", - говорит партнер Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko Сергей Рябокобылко. Ставки аренды по таким объектам находятся на уровне $1200-1500 за 1 кв. м в год, текущая стоимость продажи составляет вложения с доходностью в 10%, продолжает управляющий директор Jones Lang LaSalle Владимир Пинаев. Он называет место "Миракс-плаза" престижным: на пересечении транспортных магистралей и практически в "Москва-Сити". Банк может рассматривать сделку как чистое вложение в недвижимость и в дальнейшем разместит здесь свой front office, полагает Пинаев. Сейчас Промсвязьбанк располагается в трех офисах - на Славянской площади, улицах Смирновской и Стромынке".

Гаражное строительство

"Строительство гаражей должно стать таким же приоритетом для Москвы, как и строительство детских садов. Такое указание дал на заседании московского правительства своим подчиненным мэр Юрий Лужков", сообщает "Московская правда" в номере от 19 мая. "Прошлому ее варианту, представленному на суд городского правительства в январе, явно не хватало амбициозности. К 2010 году планировалось построить гаражи и парковки лишь на 345 тысяч машино-мест. Это означало, что дефицит парковочного пространства в Москве был бы ликвидирован не раньше 2020 года. Между тем время не терпит: сегодня в столице насчитывается чуть менее 1 млн. парковочных мест, из них 660 тысяч - в многоэтажных паркингах, 300 тысяч - на плоскостных парковках... это лишь 38% от необходимого. Дальше - больше: по прогнозам экспертов, к 2010 году величина городского автопарка может вырасти до 4 млн. транспортных средств, а к 2015 году - до 5 млн., что почти вдвое больше нынешнего уровня...В новом варианте программы чиновникам удалось нарастить планы гаражного строительства на 50 тысяч машино-мест, то есть на четверть против результата предыдущих трех лет. В результате, по окончании реализации программы столичные автолюбители будут обеспечены гаражами на 60%. Причем гаражей должно быть не только много - они должны быть доступными, настаивает Юрий Лужков", пишет газета.

По словам замруководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константина Королевского, у стройкомплекса на руках уже имеется четыре новых проекта легковозводимых многоэтажных гаражей. Их будут строить на месте гаражных кооперативов. Строители также намерены поработать над удешевлением подземных гаражей. В результате, надеются в стройкомплексе, в ближайшее время удастся поставить на поток недорогие наземные (до 200 тысяч рублей за место) и подземные (до 500 тысяч рублей за место) паркинги... Впрочем, власти не планируют останавливаться на достигнутом. Ведь для того, чтобы достичь обозначенной в новом Генплане до 2025 года цели - 70-процентной обеспеченности гаражами - необходимо построить еще более полутора миллионов машино-мест... Поэтому, по словам Константина Королевского, атака на дефицит гаражей будет вестись по всем направлениям. Во-первых, необходимо увязывать строительство гаражей с вводом в строй новых жилых домов... Во-вторых, следует строить гаражи-стоянки для временного хранения машин под площадями и дорогами в центральной части города... Ситуацию предложено улучшить при помощи освоения подземного пространства", комментирует планы столичных властей "Московская правда". "Кроме того, правительство Москвы решило дать префектурам больше самостоятельности в постройке небольших гаражей. Раньше они могли строить паркинги площадью лишь не более полутора тысяч квадратных метров. Все проекты большей площади переправлялись в более высокие инстанции и "застревали" там на долгие месяцы. Теперь же префектуры смогут самостоятельно ведать строительством гаражей площадью до 5 тысяч квадратных метров".

Дорожное строительство

"На пересечении Ленинградского и Головинского шоссе продолжается сооружение новой транспортной развязки. Первая очередь эстакады уже открыта, вторую строители обещают закончить к сентябрю. Автомобилисты смогут вздохнуть с облегчением: под эстакадой появится полноценный перекресток, не мешающий движению по Ленинградскому шоссе", сообщают "Новые Известия" в номере от 20 мая, посвятив заметку одному из самых масштабных проектов Москвы в сфере дорожного строительства. "В середине апреля открылось движение по части эстакады на пересечении Ленинградского и Головинского шоссе. Это важный этап по созданию бессветофорного движения по Ленинградке. Здесь основная трасса поднимается на эстакаду. На ней будут сооружены по четыре полосы в каждую сторону и по три ряда на боковых проездах. Полностью эстакаду откроют ко Дню города - 7 сентября 2008 года. Как только откроется эта развязка, строители приступят к работам на пересечении Ленинградки с Фестивальной улицей. Здесь шоссе тоже поднимется на эстакаду, а по боковым проездам можно будет свернуть в любую сторону. Впрочем, следует заметить, что в ходе реконструкции трассы сооружаются не только эстакадные, но и тоннельные развязки... Всего в ходе реконструкции должно быть построено 7 развязок: на Пушкинской и Триумфальной площадях, у Тверской заставы, на пересечении Ленинградского проспекта с Фестивальной улицей, улицей Серегина, Волоколамским и Головинским шоссе", пишет газета. "На Триумфальной планируется строительство подземного паркинга, стоянки уйдут под землю и на площади Белорусского вокзала. Площадь Тверской Заставы станет комфортнее не только для автомобилистов, но и для пешеходов: ее поверхность сделают обогреваемой".

"Реконструкция Варшавского шоссе в самом разгаре. Здесь строят эстакады, убирают светофоры и расширяют тоннели. Движение по новой схеме откроется осенью. К сожалению, речь пока идет только о "замкадовской" части шоссе", сообщают "Известия" в номере от 16 мая, продолжая "дорожную" тему. "Реконструкция этой части Варшавки началась в прошлом году. На пятикилометровом участке от МКАД в сторону поселка Щербинка расселили несколько ближайших к дороге домов, снесли бывший пост ГАИ. Все для того, чтобы расширить бутылочное горлышко, в которое упирались машины на выезде из города в сторону области. Теперь вместо 2 полос по каждому направлению их будет по 4... При строительстве старого тоннеля Варшавка дала небольшой крюк. Теперь ее спрямляют: путь станет чуть короче, а скорости - выше... Пробки на Варшавке также спровоцированы двумя светофорами, которые останавливают движение по шоссе для въезда на него жителей Бутова. Теперь они будут въезжать на шоссе и съезжать с него по эстакадам, а светофоры уберут. Прилегающие к шоссе улицы расширят. Впрочем, кардинально проблему заторов на Варшавке это не решит. Те, кто едет в Подмосковье, будут упираться в узкое шоссе за Щербинкой. Трассу нужно расширять до Подольска, а этого областные власти не планируют. Буксует начало строительства и дублера части Варшавки - от Садового кольца до МКАД", пишет газета.

В номере от 19 мая "Известия" сообщают о планах строительства другой транспортной артерии города: Четвертого транспортного кольца. Конкурс на строительство второго участка ЧТК состоится 30 мая. "Второй участок ЧТК - это почти 4 километра между шоссе Энтузиастов и Измайловским (2,2 км по земле и 1,6 км - по эстакаде). По четыре полосы в каждую сторону. Плюс по одной-две полосы на участках съездов с кольца и въездов на него. Общая длина этих съездов-въездов - 12 километров. Окончание стройки намечено на 2011 год. Тогда, обещают проектировщики, будут разгружены ближайшие улицы, например, Перовская, проспект Буденного и сами шоссе. А замкнется новое кольцо (общая длина его 74 км) ближе к 2020 году. Цена лота строительства второго участка ЧТК - 67 миллиардов рублей. Плюс 10 миллиардов - на компенсацию людям и фирмам, чьи постройки попадают под снос. В ближайшие год-два отсюда переселят здания "Роснефти" (взамен построят несколько зданий), ТЭЦ-11 (между ее мазутным хранилищем и автострадой поставят противопожарные экраны) и семь тысяч водителей, чьи гаражи стоят на будущей трассе четвертого кольца в Восточном округе", пишет газета, цитируя слова первого зампрефекта ВАО Николая Ломакина: "Продаем по себестоимости, это около 350 000 рублей за машино-место, - рассказал первый зампрефекта ВАО Николай Ломакин. - Что сопоставимо по цене, которую оценщик определяет для сносимых гаражей". "Впрочем, чиновник, похоже, лукавит. Так, владельцам сносимых гаражей в районе бывшей заправки "ЮКОСа" предложили примерно по 160 000 рублей за гараж. Так что им выгоднее согласиться на место в новом паркинге. По данным зампрефекта, 1500 человек уже определились: деньги либо место в паркинге. Строящиеся паркинги, конечно, современнее сносимых металлических боксов, но не так удобно расположены. А кому-то, наоборот, повезло: и гараж новый, и к дому ближе. Их высота 6-8 этажей, вместимость 3800 и 1400 мест. Николай Ломакин заявил, что "город тут не сторонник силовых решений, но без конфликтов не обходится: собственность есть собственность, поэтому пожелания москвичей будем обсуждать за столом переговоров"".

Планы Москвы в сфере дорожного строительства столь грандиозны, что одному только городскому бюджету их точно не потянуть. "Астрономическую сумму в два триллиона рублей, назвал мэр столицы как необходимую для решения транспортных проблем в Москве. Причем столица готова взять половину расходов на себя", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 20 мая. "Страшновато, вроде бы звучит, но это, во-первых, в расчете на 5 лет - по 200 миллиардов рублей ежегодно, а во-вторых, куда деваться - ждать транспортного коллапса? Нередко, однако, можно слышать, что ликвидировать пробки быстрее, чем за 40 лет не удастся, что в условиях нашего города эта проблема вообще не решаема... асколько оправданы такие предсказания, "ВМ" решила выяснить у главного инженера НИПИ Генплана Юрия Короткова", пишет газета, цитируя слова собеседника: "По "красным линиям", предусмотренным Генпланом 1971 года, город должен иметь 2,5 тысячи километров магистральной сети, а мы имеем около полутора тысяч. Значит, есть возможность построить еще тысячу километров дорог в тех коридорах, которые зарезервированы 37 лет назад. К тому же современные строительные техника и технологии, инженерные решения позволяют строить дороги не только по земле, но и под землей, и над землей, особенно над линиями железной дороги, что для Москвы очень перспективно. Всё, опять-таки, упирается в инвестиции. Назову показательные цифры: транспортное движение в городе на 20 - 25 процентов зависит от его организации и на 75 - 80 процентов от дорожного строительства. Поэтому мэр и обращает первостепенное внимание на строительство дорог... ность застройки у нас в 3 раза выше, чем в европейских городах, сравнимых по размерам, а возможности и плотность транспортной сети во столько же раз меньше. Автомобильный бум совпал к тому же с хроническим недофинансированием развития транспортной инфраструктуры из-за отмены дорожного фонда. Поэтому так актуальны слова мэра о двух триллионах".

Метрострой

"В столичном метрополитене началось проектирование второй кольцевой ветки. Поезда по ней будут ходить без машинистов", сообщает "Труд" в номере от 16 мая. "На самом деле второе кольцо представляет собой полукольцо. Оно протянется от Парка Победы до станции метро "Каширская" и будет включать 20 станций метро. С нового кольца можно будет перейти на любую линию. По словам начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева, фактически оно соединит ветки на уровне вторых-третьих станций от кольца. Станции между ветками еще предстоит спроектировать. Еще одна новая ветка появится на юго-западе Москвы. Она соединит Парк Победы с Солнцево. На ней будет восемь станций: четыре - в Новопеределкино и Солнцево, одна около Олимпийской деревни, две по Мичуринскому проспекту и еще одна - ближе к Парку Победы. Обе новые линии будут управляться автоматически, в них не будет машинистов. Так Москва перенимает опыт Парижского метро, в котором автоматика появилась еще 10 лет назад. Новые ветки должны сдать к 2015 году", пишет газета.

Вероника Шарова