Что простил Гаагский трибунал албанскому террористу и перспективному косовскому политику Рамушу Харадинаю?
Балканы, 6 апреля, 2008, 16:20 — ИА Регнум. Гаагский трибунал выпустил на свободу убийцу, которого неоднократно называла преступником даже сама Карла дель Понте. Как передают СМИ Сербии, о зверствах Рамуша Харадиная, которому 40 лет, больше всего доказательств дали его собственные жертвы и те, кто не побоялся вслух сказать о преступлениях, совершенных этим деятелем во имя независимости Косово. Среди его жертв были не только сербы, но и албанцы, которые посмели сотрудничать с сербским государством. К сожалению, за последние 10 лет несколько свидетелей по этим делам были жестоко убиты в Косово, Черногории и западной Европе, а страх остальных, как выразилась в свое время бывший прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте, стал основным препятствием на пути следствия.
Свидетельство албанки Л. К. (42 года) до сих пор находится в специальном трибунале Сербии по расследованию военных преступлений, эти материалы были доставлены и в Гаагу. Свидетель в мае 1998 года вместе с группой албанок и цыганок была похищена и насильственно вывезена в полевой лагерь сепаратистов на горе Юник на границе с Албанией. Сразу же у входа в лагерь они увидели душераздирающее зрелище: два исколотых ножами сербских полицейских были привязаны к дереву. Полицейские, как узнала позднее Л.К. были похищены в районе села Раставица. Привезенные женщины видели, что у полицейских были отрезаны части тела и выколоты глаза, в кровоточащие раны была насыпана соль. Полицейские все еще были живы и от нестерпимых мучений громко стонали. По словам Л.К., Рамуш Харадинай тогда подошел к полицейским с рацией, настроенным на полицейскую волну. Он вынул нож и не спеша зарезал полицейских, так чтобы сербские полицейские услышали, как умирают их коллеги. Сохранилась и звукозапись этого варварского акта, сделанная полицейскими, находившимися у радиостанции на сербском блокпосте. По словам Л.К., после того как он зарезал полицейских, Харадинай вернулся к похищенным женщинам. Он связал руки свидетельствующей Л.К. и изнасиловал ее. Шрамы на руках женщины были видны в момент записи протокола свидетельства. В момент насилия Харадинай наносил женщине порезы ножом, которым до того зарезал полицейских. Позднее Харадинай совершил акт насилия и по отношению к другим женщинам из группы, привезенной в лагерь. Когда Л.К. повели вместе с остальными женщинами на расстрел, она смогла убежать и таким образом спаслась.
Другой свидетель - албанец из Косова, чье имя зашифровано с целью сохранения личной безопасности, также свидетельствовал об актах мести, которые Харадинай устраивал в его отношении "за сотрудничество с сербами". В 1999 Харадинай ворвался в его дом с четырьмя охранниками и зарезал его пятилетнего сына, а также супругу. После прихода НАТО в Косово Харадинай на месте заместителя начальника косовской полиции, а потом и премьера активно заметал следы. За несколько лет были ликвидированы практически все албанские свидетели, бывшие соратники Харадиная, которые могли свидетельствовать против полевого командира. Например, только в течении 2003 года было убито 4 свидетеля. Именного тогда был убит Тахир Земаль, с сыном Энисом и родственником Хасаном. Земаль был полевым командиром в зоне Дукаджин (часть Метохии), где действовал и сам Харадинай. Командир Земаль был близок партии более либерального и умеренного Ибрахима Руговы и поэтому выразил согласие свидетельствовать перед Гаагским трибуналом против Харадиная. Вскоре после этого 4 января 2003 года Тахир Земаль был убит, в результате нападения, в котором участвовало около 40 человек. Этот случай описала в своих мемуарах "Охота" и сама отставная фрау-прокурор Карла дель Понте.
Дель Понте констатировала в своих мемуарах ощутимое давление и на других свидетелей. "Некоторые получали угрожающие послания, другие телефонные звонки. Под окнами свидетелей раздавались автоматные очереди, а в отдельных случаях местная полиция приходила с обыском. Один из свидетелей увидел на своей супруге красную точку лазерного прицела снайперской винтовки, а другой потерял ногу, в результате взрыва заминированного автомобиля", - пишет она. Но Харадинай всегда оставался "эксклюзивным" обвиняемым. По словам дель Понте, в Гаагу Харадиная возили на немецком самолете, который однажды совершил посадку в Германии, где подозреваемого в преступлениях лидера албанских сепаратистов встречал почетный караул. Тесные связи поддерживает семья Харадиная и с руководством миссии ООН в Косово. В мемуарах дель Понте содержится описание визита Лари Росина (нынешнего заместителя главы миссии ООН в Косово) на свадьбу близкого родственника Харадиная. Именно Росин дал личные гарантии в Гаагском трибунале от имени миссии ООН в Косово, что Харадинай своим поведением доказал, что "может защищаться со свободы". С другой стороны, Соррен Есен-Петерсен, предыдущий глава миссии ООН в Косово, обращаясь в Гаагский трибунал, просил отпустить Харадиная, т.к. "его присутствие в Косово является гарантией мира и безопасности". Прощаясь с улетавшим в Гаагу Хардинаем, глава миссии ООН в Косово публично обратился к нему со словами: "Мой друг! Я желаю тебе скорейшего возвращения!"
Харадиная обвиняли за организацию 200 убийств и личное участие в 60 совершенных с особой жестокостью экзекуциях, а также в ряде похищений. Сербский Специальный трибунал передал в Гаагу свыше 200000 страниц записей свидетельств, заявлений жертв и следственных актов. В результате 3 апреля 2008 Гаагский трибунал вынес оправдательный приговор в отношении Рамуша Харадиная. Согласно приговору суда, обвинению удалось доказать, что члены Освободительной армии Косова совершали преступления, включая убийства, пытки и изнасилования, но не смогло однозначно доказать, что в эти события был вовлечен или ответственен за них сам Рамуш Харадинай или другие обвиняемые. В то же время даже в самом решении суда зафиксировано, что существует "серьезное впечатление, что суд проходил в атмосфере, в которой свидетели не чувствовали себя в безопасности", и что "трудности, связанные с получением доказательств, являются ключевой характеристикой этого судебного дела".
О том, что эта констатация суда не является пустым реверансом, свидетельствуют и сухие факты. Прокуратура не смогла предоставить суду 10 (!) свидетелей, т.к. 9 из них погибли до суда. Куйтин Бериш был сбит джипом в Черногории, Илир Сельмай был зарезан в спровоцированной драке. Свидетели утверждают, что он якобы с голыми руками напал на 6 громил, которые зарезали его на глазах у остальных посетителей. Беким Мустафа и Ауни Элезай были расстреляны из огнестрельного оружия. Сабахета Тава и Исук Хакляй, сотрудники косовской полиции, согласившиеся свидетельствовать против Харадиная, были убиты, а автомобиль с их телами был сожжен после ликвидации. Из 9 убитых свидетелей 3 были "специальными свидетелями" Гаагского трибунала, которым он пообещал свою защиту. Все трое Джейдин Муста, Садрик Муричи и Весел Муричи были убиты в профессионально организованных заказных убийствах. Последний - Рамир Муричи был ранен, и после этого отказался свидетельствовать.
Погибшие свидетели албанцы были готовы подтвердить, что Харадинай лично присутствовал в качестве командира отряда при убийствах и пытках гражданских лиц. Для своей защиты защиты Харадинай привлек британскую адвокатскую канцелярию "Матрикс", чей гонорар за подобные услуги составляет от 7 до 15 млн. евро. Интересно, что в этой канцелярии работает и Чери Блер - супруга Тони Блера, бывшего британского премьера. Канцелярия "Матрикса" не вывела в защиту своего клиента ни одного свидетеля защиты, заявив, что против их подзащитного нет никаких доказательств... Всего после 1999 в Косово погибло около 40 албанских свидетелей преступлений, которые совершила Освободительная армия Косова. Настоящее значение оправдательного приговора над Харадинаем объяснил премьер Косова Хашим Тачи, который также обвиняется судом Специального трибунала Сербии за убийства гражданских лиц. Албанский политик, поздравил Харадиная с заслуженным оправдательным приговором и заявил, что "Решение Гаагского трибунала еще раз свидетельствует, что война, которую вела Освободительная армия Косова была справедливой и соответствовала международным конвенциям".