Каким был 2007 год для дагестанских милиционеров в интервью ИА REGNUM рассказал глава МВД по Республике Дагестан Адильгерей Магомедтагиров.

ИА REGNUM: Адильгерей Магомедович, подводя итоги года, как вы считаете, насколько он был сложным для правоохранительных органов Дагестана в сравнении с предыдущими годами? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Во многом благодаря стараниям правоохранительных органов в текущем году значительно снижена угроза терроризма. Об этом говорят цифры: если в 2005 году было зарегистрировано 47 терактов, а в 2006 - 16, то в этом всего один. Удалось снизить и преступления террористической направленности - в этом году их было 29 против 49 за 2006 год.

Но это всего лишь цифры. И хочу, чтобы народ Дагестана знал, что эти показатели нас не обольщают. Нам хорошо известно, что бандподполье не отказалось от своих намерений дестабилизировать обстановку в республике. В 2007 году ими совершено 83 посягательства на сотрудников правоохранительных органов (эта цифра выше, чем в прошлом году - 65), в результате которых погибли 46 и ранены 83 сотрудника правоохранительных органов и военнослужащих федеральных сил (в прошлом - соответственно - 35 и 61). Есть, к сожалению, потери и среди мирного населения: 12 человек в результате этих преступлений погибли, 19 получили ранения.

Экстремистами совершен ряд громких убийств депутатов, духовных лиц и мирных граждан, среди которых я бы выделил убийство 29 сентября текущего года в селе Губден Карабудахкентского района авторитетного ученого арабиста Нурмагомеда Гаджимагомедова. В селе Гонода Гунибского района 30 сентября убиты участковый уполномоченный милиции ОВД по Гунибскому району и 8 местных молодых ребят. В селе Гимры Унцукульского района 10 декабря убит бывший депутат Народного собрания РД Газимагомед Магомедов (Гимринский - прим. REGNUM).

В целях противодействия экстремизму и терроризму в текущем году на территории республики проведено 3 этапа специальной комплексной профилактической операции (СКПО), 11 контртеррористических и 19 специальных операций, в ходе которых уничтожены 55 членов НВФ, в том числе лидер НВФ Дагестана Раппани Халилов, так называемый "командующий Дагестанским фронтом", эмир Дагестана.

В общей сложности в уходящем году выявлены и задержаны 47 членов экстремистского бандподполья и более 50 их пособников, обнаружено 32 схрона, 31 блиндаж и 1 лагерь бандгрупп. У задержанных, уничтоженных членов бандгрупп и из обнаруженных тайников изъято огромное количество оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

Благодаря принятым мерам, удалось предотвратить на стадии подготовки ряд диверсионно-террористических акций экстремистов. Так, 8 мая нынешнего года в городе Хасавюрт в домовладении Аджиевой обнаружено и изъято 3 радиоуправляемых самодельных взрывных устройства, 3 кг пластида, 5 кг аммонита, мешок с аммиачной селитрой, 3 автомата, пистолет Макарова, подствольный гранатомет, 4 ручных противотанковых гранатомета, 10 гранат Ф-1, радиоуправляемые взрыватели на базе автосигнализации с пультом дистанционного управления и электронных часов. В багажнике находящейся во дворе автомашины ВАЗ-2106 обнаружено еще одно самодельное взрывное устройство, вмонтированное в газовое оборудование автомобиля, мощностью 100 кг в тротиловом эквиваленте, два пакета с аммиачной селитрой весом 30кг, металлические фрагменты кусков арматуры, шариков от подшипников, болтов и гаек.

6 сентября текущего года в Хасавюрте при осмотре домовладения Махиева обнаружены и изъяты взрывные устройства эквивалентные 20кг тротила, состоящие из самодельных металлических бочек, оснащенных порохом, аммиачной селитрой, электродетонатором, проводами, поражающими элементами в виде болтов и гаек, залитых бетоном и монтажной пеной. Также обнаружены 2 заготовки для взрывных устройств из газовых баллонов, ручной противотанковый гранатомет, 3 мешка с аммиачной селитрой, общим весом 120 кг, 38 детонаторов кустарного производства, большое количество гаек, болтов, многожильные провода, элементы питания.

30 ноября текущего года в Хасавюрте задержан Магомедов, у которого изъят пояс "шахида". Магомедов высказывал намерения совершить террористический акт в отношении сотрудников правоохранительных органов в день проведения выборов в Государственную Думу РФ 2 декабря.

И таких примеров можно привести еще немало.

ИА REGNUM: По вашим оценкам, долго ли еще может продлиться борьба с экстремистскими группами на Северном Кавказе, в частности, Дагестане? Какова сейчас обстановка в Унцукульском районе?

Борьба будет длиться до тех пор, пока мы не уничтожим последнего бандита, пока не изымем последнее оружие.

Хочу подчеркнуть, что наряду с силовой составляющей, нами активно проводится работа в сфере идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму.

Считаю, что в данном аспекте проблемам борьбы с преступностью, противодействию экстремизму и терроризму уделяется крайне мало внимания. Пассивно ведется разъяснительная работа среди населения о несостоятельности и пагубности идей религиозного фундаментализма местным духовенством, другими общественно-политическими организациями, практически отсутствует профилактическая работа в образовательных учреждениях, школах, вузах, о чем свидетельствуют факты присутствия в рядах НВФ студентов.

Незанятость подростков учебой или трудом является одной из причин совершения ими преступлений, а также вовлечения их в экстремистскую деятельность.

В будущем году работу в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом будем наращивать. С этой целью по решению министра внутренних дел России с начала нового года на территории нашей республики продолжится специальная контрольная профилактическая операция, в рамках которой будет реализован большой объем мероприятий антиэкстремистского и антитеррористического характера.

ИА REGNUM: Насколько остра сегодня проблема экстремизма в республике? Правильно ли связывают общую обстановку, когда эта угроза выходит на первый план, с политикой в Северокавказском регионе и России? Например, в одном из интервью начальник ГУ боевой подготовки и службы войск Владимир Шаманов высказал мнение, что "обстановка останется напряженной, как минимум до середины 2008 года (до выборов в США)". К тому же, генерал прогнозирует, что совсем скоро боевики начнут получать больше денег: "Финансовая подпитка идет, и есть основания полагать, что в ближайшее время она станет основательнее. Средства поступают через разные каналы, в том числе и через исламские благотворительные фонды, что, впрочем, отнюдь не означает, что эти деньги мусульманские".

Мне сложно комментировать мнение Владимира Шаманова. И, если я не ошибаюсь, речь в его высказываниях идет обо всем Северном Кавказе. Я лишь отвечаю за оперативную обстановку в Дагестане.

Да. Проблема экстремизма в республике действительно стоит очень остро. И в предыдущем ответе я отчасти объяснил некоторые причины этого явления. Что касается финансовой составляющей бандподполья, то отмечу, что в этом году при поддержке наших коллег из федерального центра мы выявляли и пресекали каналы поступления денег. Эта работа является одной из приоритетных на следующий год.

ИА REGNUM: Не секрет, что среди сотрудников милиции попадаются люди, использующие законы в своих интересах, что приводит к недоверию населения к сотрудникам правоохранительной системы. Насколько серьезно эта проблема рассматривается руководством МВД Дагестана, как решается?

К этой проблеме руководство МВД относится очень серьезно. Мы не скрывали и не собираемся впредь утаивать случаи, когда милиционеры Дагестана превышают полномочия или занимаются поборами. Но, в который уже раз подчеркиваю: без помощи населения выявлять "оборотней" крайне сложно.

ИА REGNUM: В республике в этом году вновь проводилась операция "Оружие". Каковы ее сегодняшние результаты, что преимущественно сдают, как учитываются недоработки прошлогодней операции (с выплатой денег)? Можно ли вообще предположительно сказать, сколько у населения на руках оружия?

Операция успешно завершилась 25 декабря. Нам удалось выкупить у населения оружия и боеприпасов меньше, чем в прошлую кампанию. Но это не означает, что мероприятия не удались. Если не ошибаюсь, Дагестан - единственный регион, кому удалось собрать столько запрещенных предметов. Говоря о сумме, она перевалила за 3 миллиона рублей. Но уже в следующем году сразу после праздников мы выйдем с предложением в правительство Дагестана о возобновлении операции в январе-феврале.

Что касается наименований, то здесь представлены все виды вооружения и боеприпасов от пулеметов до патронов разных калибров и взрывчатых веществ.

По поводу выплаты все вопросы были решены заранее. После определенной процедуры (начиная с заявления гражданина о желании сдать оружие, заканчивая экспертизой) финансовый отдел МВД Дагестана направляет материал в Минфин РД, после чего на пластиковую карточку гражданина будет зачисляться необходимая сумма.

ИА REGNUM: Какие основные задачи на 2008 год вы ставите перед собой?

Они неизменны. Будем продолжать наращивать темпы в борьбе с экстремизмом, охраной общественного порядка. Это особенно актуально в свете мартовских выборов президента страны. К приоритетным также относится работа в сфере экономической безопасности. В рыночной сфере и в малом бизнесе республики нужно навести порядок. Профилактика дорожно-транспортных происшествий также оставляет желать лучшего. Ну и, конечно же, пропагандистской работе будем уделять особое внимание.