Российский бизнес в Эстонии. Цена памяти
Эстония, 28 апреля, 2007, 17:43 — ИА Регнум. Второй день в Таллине продолжаются беспорядки. Второй день льется кровь и на улицах избивают людей. Всех, кто выходит на улицы, полиция считает мародерами. А государство в лице представителя МВД грозит зачинщикам беспорядков высылкой из страны. Тюрем не хватает, людей держат в грузовом терминале Морского порта... Почему так случилось? Почему мирный, тихий, уютный, красивый и романтичный Таллин стал таким? Наверное, однозначный ответ на этот вопрос не существует. Все, что происходит в Эстонии, - безусловно, внутренне дело этой страны. Это ее проблемы и ее правительству с ними разбираться. Кроме одного.
Катализатором всего этого стала попытка государства отобрать у русских людей их историческую память. Раз за разом на протяжении 15 лет национальная элита пыталась объяснить русским эстоноземельцам, что погибшие во второй мировой солдаты многих национальностей - не борцы с фашизмом, а всего лишь оккупанты свободолюбивой Эстонии. И что именно они - русские - виноваты во многих бедах маленькой, но гордой нации лишь на основании того, что когда-то именно сюда "родное советское правительство" переселило их родителей. Кстати переселяли для того, чтобы поднимать разрушенную войной экономику Эстонии.
При этом нынешние руководители этой страны во главе с инструктором горкома КПСС г. Тарту "дорогим товарищем" Ансипом стараются не вспоминать о том, что именно они в годы советской власти находились у партийной кормушки и активно пользовались благами эстонского социализма, усиленно его воспевая. Они, а не простые люди, стоявшие в очередях за колбасой! И не просто воспевали, но яростно преследовали инакомыслящих вплоть до разгона мирной демонстрации в г. Тарту в 1988 году, аккурат во времена работы в горкоме КПСС товарища Ансипа.Видимо, спустя 19 лет подобный опыт пришелся как нельзя кстати уже господину Ансипу.
А когда за 15 лет такой "интеграции" добиться ничего не удалось, когда выяснилось, что выделенные на это евросоюзовские деньги потрачены впустую, когда стало понятно, что объединение общин не произошло, нашли крайнего - Памятник. И именно его сделали главным виновником проблем Эстонии. Разумеется, после совершенного акта государственного вандализма - ночного сноса Памятника - людей прорвало и они вышли на улицы. Без сомнения, вандалы, громящие магазины, должны быть наказаны. Но вандалы, а не мирные граждане. Что-то не верится, что более 600 человек, задержанных в течение двух суток, - сплошь бандиты, громившие магазины. Если это так, почему погромы не останавливаются? И почему эти 600 человек до сей поры были на свободе? Либо ловят не тех, либо властям Эстонии нужно признать, что она сама толкает людей на погромы, не предоставляя им иной возможности выразить свой протест. Но повторюсь: все, что происходит внутри Эстонии, - это дело самой Эстонии. А вот память о наших предках, которые погибли, чтобы жил многонациональный народ и существовала современная Европа, - это уже и наше дело, и дело всей Европы.
Как поступает нормальный человек, когда про его погибшего в бою отца говорят, что, скорее всего, он был мародером или пьяницей, и уж точно воевал не за то, чтобы жили его дети, а был на самом деле бандитом? Нормальный человек перестанет общаться с таким "деятелем" либо просто даст ему в морду. И мы не в праве его за это осуждать, потому что оскорблять мертвых может только последний подонок. Высшее руководство Эстонии не только сказало оскорбительные слова, оно разрушило Памятник тем, кто сражался, чтобы мы жили.
Естественна реакция простого народа в России. Она искренна, не мотивирована ничем сверху и потому бесценна. Но сколько бы мы, простые граждане, не возмущались и не переставали покупать эстонские продукты, Эстонию мы этим особо сильно не накажем.
Поражает другое. Народ российский оскорблен. А российские бизнесмены, работающие в Эстонии, судя по всему, нет. По крайней мере, что-то пока не слышно заявлений об активном уходе оттуда российского бизнеса. Почему серьезная российская компания "Северстальтранс" не сокращает свою работу в стране, громящей памятники? Почему сын губернатора Санкт-Петербурга - города пережившего блокаду! - не заявляет, что он отказывается от своих земельных приобретений в Эстонии и от вида на жительство в этой стране? Почему Минтранс России не принимает решения о повышении транспортных тарифов в сторону эстонских портов? Мы боимся, что Россию упрекнут в использовании нерыночных методов? А поправка Джессона - Веника - рыночная? Почему МИД России не закрывает визы эстонским бизнесменам, делающим состояние в России и финансирующим при этом эстонских националистов? Или это тоже не дипломатично? А запрет на въезд в США всех, кто имеет отношение к петербургскому Военмеху, лишь на том основании, что на гражданских факультетах они обучают студентов из Ирана, дипломатичен? Очевидно, российские бизнесмены, работающие с Эстонией, не считают, что их оскорбили. Либо считают, что памятью предков торговать все-таки можно - вопрос лишь в цене.
Во многих городах России пройдут в эти дни акции протеста. Около посольства Эстонии в Москве выставлен круглосуточный пикет. Но только нужно понимать, что для Эстонии все эти народные негодования как булавочный укол. Может, "Нашим", "Молодой гвардии" и иже с ними имеет смысл развернуть митинги около офисов российских транзитных компаний или российских владельцев крупной эстонской недвижимости? Недаром посол Эстонии в России госпожа Кальюранд заявила, что Эстония не боится российских экономических санкций. Естественно, не боится, потому что политики Эстонии точно знают, что для ряда наших чиновников и бизнесменов копеечка значит больше, чем гордость за свою страну и память предков.
Сергей Артеменко - эксперт по вопросам регионального развития на постсоветском пространстве
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Путин об атаке на Казань: противник столкнётся с ещё большими разрушениями
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- Путин напомнил об итогах «нулевой мировой войны», начавшейся с Крыма