ИА REGNUM начинает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом Аналитического центра "Кавказ" Эдуардом Абрамяном. Первая работа эксперта посвящена истории и проблематике кварельских аварцев - национального меньшинства, проживающего на территории Грузии. "Уже в кратковременной перспективе в течение 10-12 лет аварское население практически полностью покинет регион, положив тем самым конец развитию аварского этноса в верхней долине Алазани, а этноним "кварельские аварцы" займет место в списке исчезнувших народов Кавказа. Этот вариант более вероятен, учитывая последовательность политики грузинского руководства в аварском вопросе", - приходит к выводу Абрамян в представленной ниже работе.

Кварельские аварцы: вчера, сегодня, завтра

Территория нынешней Кахетии, входящая на сегодняшний день в состав республики Грузия, на протяжении десятков столетий непрерывно подвергалась бурным этнополитическим трансформациям. Основная часть Кахетии с I века по VI век входила в состав государства Кавказская Албания, представлявшего собой племенной союз 26 народностей. Южная часть Кахетии, т.е. правый берег реки Алазань, была преимущественно заселена удинами (лезгинская группа нахско-дагестанской языковой семьи), а левобережье (северная часть Кахетии) - цунтинцами, дидойцами (цезская подгруппа аварской группы) и другими аварскими народностями.

По ходу усиления христианства в регионе, начиная с IV века до конца VIII века, удинское и аварское население попало под сильное влияние армяно-григорианского христианства. Затем, с VI века по XII, левый берег, а также часть правобережья Алазани (Камбечани, Кварели) входили в состав аварского христианского государственного образования под названием Сарир.

Первые грузины в этих краях появились с началом распада аварского государства в начале XII века, когда в 1104 году в битве при Эрцухи войска Сарира были разгромлены. Грузины, согласно средневековым летописям, аварцев и удин Кахетии называли "леками" (1). Сразу же после захвата региона была основана епархия грузинской церкви, с чего и начался процесс грузинизации местного населения Кахетии. Одним из главных факторов ассимиляции аварцев в этом регионе было то, что языком церковного богослужения был грузинский (2). В результате пятисотлетней грузинизации, удины нижней Кварелии как отдельный этнокультурный элемент исчезли полностью.

Несмотря на ассимиляционные процессы, этнический облик аваронаселенного региона оставался практически неизменным до начала XVII века, когда во время вторжения армии Шах-Аббаса все левобережье реки Алазань было разграблено, разорено, а часть населения либо уничтожена, либо угнана в рабство. После опустошительных походов иранского шаха впервые началось массовое проникновение грузинского этнического элемента в Кахетию из Западной Грузии. Новые поселенцы-грузины были обязаны платить дань местным аварцам за проживание на этих территориях (3), земля которых была плодороднее, чем в тех районах, откуда прибывали грузинские поселенцы. Численность грузинского населения продолжала расти и в течение двух столетий аварское население из абсолютного большинства в Северной Кахетии стали абсолютным меньшинством. В конце XIX века из-за трудных этнополитических условий началась массовая миграция кварельских аварцев в "Цор", т.е. в Закатальский уезд, где компактно поживали их соотечественники (нынешний Азербайджан). Таким образом, к началу ХХ века, после частичных вытеснений, нападений на аварское население, согласно данным журнала "Кавказский календарь", вышедшего в 1910 г., в левобережье Алазани осталось лишь четыре аварских селения.

С началом советизации Грузии политика по отношению к автохтонному населению региона не изменилась: создавались различные экономические трудности, не строились коммуникации, местное население в 1930-40 гг. не получало никакого образования, одновременно пропагандировалась идея, согласно которой "аварцы Грузии - пришлый народ и грузины лишь из-за гуманности позволили "лекам" жить в Кварелии и Лагодехи". В сельскохозяйственных и всесоюзных переписях кварельские аварцы не числились отдельной графой, а проходили как "иные народности". Известно, что по состоянию на 1944 г. аварцы остались лишь в селениях Тиви (аварское название "Гургин росо" - ("круглое село"), основано в 1727 г.), Тебелджохи и в мелких селениях долины Ареши. В том же году в августе началось заранее спланированное массовое выселение аварцев из их сёл и переселение их в Чечню, в основном в Веденский и Ножай-Юртовский районы, опустевшие в результате депортации чеченского населения. Всего было переселено 633 хозяйства, 2035 человек, и все до единого переселенцы были кварельскими аварцами. Избежали переселения лишь те из них, которые бежали в центральную Грузию и горный Дагестан. Одновременно грузинское руководство начало постепенно заселять частично опустошенные селения, и в крае появились имеретинцы, аджарцы, кахетинцы, рачинцы, осетины. Тем самым аварские селения Кварелии были отделены от аварцев Лагодехского района, которые, в свою очередь, начали мигрировать в Дагестан. Неопровержимым фактом является то, что около половины выселенных аварцев погибли в результате эпидемий тифа и малярии (4).

В конце 1950-х - начале 1960-х годов аварцы начали постепенно возвращаться из Чечни в Кварелию. Селения долины Ареши были заселены грузинами, аварцам вход туда был воспрещен. Вскоре Ареши был переименован в Мтисдзири, а мелкие селения соединены в один населенный пункт. С 1957 г. аварцы были поселены на болотистые пустыри, которые 15-20 лет им пришлось осушать и облагораживать (5). В частности аварцы, которые до депортации жили в селении Гунзиб долины Ареши, возвратившись в Кварелию по известным причинам были вынуждены основать для себя отдельные поселения в не совсем благоприятных участках (грузинское руководство края само решало, куда заселяться аварцам; в основном это были или засушливая гористая местность, или болотистые территории к юго-востоку от райцентра Кварели). Таким образом, возвратившиеся аварцы основали селения Чантлис-куре, Сарусо и Тихлисцкаро. Чантлис-куре был основан в 1957-60-х гг., он расположен к юго-востоку от райцентра и находится неподалеку от аварского селения Тиви и удинского селения Октомбери (удины переселились в Кварелию в 1912-1915 гг. в результате армяно-азербайджанских вооруженных столкновений в Варташене (Шеки) на севере Азербайджана). Сарусо основан в те же годы, но расположен к востоку от грузинского села Ахалсопели. Единственное селение, куда возвратились аварцы - это Тиви.

Очередной попыткой выселить кварельских аварцев из Грузии являются события 1990-91 гг., когда вооруженные отряды Звиада Гамсахурдия попытались силой заставить аварцев уйти из республики. Согласно заявлению дагестанского правозащитника, математика по профессии Вазифа Мейланова, сделанному на конференции по правам человека "Вильнюс - Ленинград 1990", первые антиаварские акции начались 14 июня 1990 г. во время многотысячного митинга в грузинском селе Ахалсопели, на котором Гамсахурдия, руководствуясь лозунгом "Грузия для грузин", публично предложил "выгнать аварцев с грузинских земель". Одновременно, согласно материалам известного правозащитника, Гамсахурдия начал публично оскорблять и наказывать районных руководителей, которые продавали аварцам земельные участки (6), или же способствовали разрешению их хозяйственно-коммунальных проблем. Также вызывает интерес другое заявление Гамсахурдия, сделанное им во время того же митинга: "Быть может, к вам приедут люди, говорящие вам "леки (дагестанцы) - наши братья", - гоните их". После этих высказываний далеко не каждый грузин - проживающий бок обок с аварцами решился бы каким-то образом помочь или заступится за них. Боясь мести Гамсахурдия и его сторонников, многие грузины даже не пытались оказать помощь раненным аварцам. В ночь после митинга 14 июня село Тиви было окружено и началась его семидневная блокада, за которой последовали непрерывные грузино-аварские столкновения и локальные зачистки. В результате кратковременных столкновений грузинам удалось полностью выселить аварское население аула Тихлисцкаро (ок. 100 чел.). Сейчас эти аварцы живут в селении Стальское Кизилюртовского района Дагестана.

Во время июньских событий также начался массовый уход аварцев из Тиви, Чантлис-куре и из города Лагодехи. Во время стычек имели место акты насилия и издевательств разного рода. Известно, что держа в блокаде село Тиви, соратники Гамсахурдия пытались уморить голодом аварцев, к примеру, старушку, которая шла за хлебом в Ахалсопели, вернули под дулом автомата. Известен другой факт: грузинские подростки вместе с соратниками Гамсахурдия "требовали у женщины-врача, просившей хлеб для детей, встать вместе с ними на колени и попросить получше" (7).

Эти события вынудили правительства Дагестана и Российской Федерации обратить внимание на положение дел аварцев в Грузии. 30 апреля 1991 г. был подписан Договор между правительствами Республики Дагестан и Грузии "О неотложных мерах по обеспечению организованного переселения жителей аварской национальности, проживающих в Кварельском районе Республики Грузия, в Дагестанскую АССР", согласно которому было принято решение о переселении кварельских аварцев в город Южно-Сухокумск на севере Дагестана. В соответствии с договором, правительство Грузии взяло на себя обязательство компенсировать все финансовые и материальные затраты, связанные с практической реализацией данной договоренности. Тем не менее, в ответном письме (№ 186/5 от 7 апреля 1992г.) оно отказалось от компенсации затрат на обустройство переселенческих поселков на новом месте (8). Грузия имеет свое отношение к самому факту переселения, называя его "добровольным и взаимовыгодным".

Тогдашняя пассивность, а вернее пораженческая политика руководства Дагестана могла бы привести к аваро-ногайской межэтнической эскалации в тех частях Дагестана, куда переселялись аварцы. Согласно тогдашней позиции официальной Махачкалы, "кварельский вопрос" должен был решиться исключительно путем переселения аварского этнического меньшинства в Дагестан. Однако для переселения кварельских аварцев руководство Дагестана избрало наихудший вариант, ведший к нагнетанию напряжения в регионе, поскольку переселение аварцев на север Дагестана вело к довольно радикальному изменению всей этнической картины этого региона, особенно с учетом того, что естественный прирост у аварцев выше по сравнению с населявшими тот регион народами.,

Для самих кварельских аварцев переселение в эти районы также неприемлемо, поскольку аварцев планируют заселить в степях, к чему ни в экономическом, ни в климатическом плане они не приспособлены (9). Лишь единицы до сегодняшнего дня согласились переселиться в Южно-Сухокумск.

Кварельские аварцы в данный момент продолжают проживать на территориях Кварельского и Лагодехского районов Грузии.

В Лагодехском районе аварцы жили компактно вплоть до 1990 г. Они проживали в селении Бешкен (Ульяновка) и в райцентре Лагодехи - на четырех улицах одного квартала. После событий 1990-91 гг. начался массовый уход аварцев и из Лагодехского района. На сегодняшний день аварцы проживают лишь на двух улицах города, где осталось до 200 аварцев - в основном пожилые люди, женщины и дети. Всего в Лагодехском районе проживает около 300 аварцев. Численность аварцев Кварельского района Грузии за последние 17 лет также уменьшилось. В селении Тихлицкаро на сегодняшний день проживает около 160 человек, из которых 98% составляют этнические грузины. В селе осталось лишь несколько аварок, вышедшие замуж за грузин в советский период, которые не покинули аул во время событий 1990-91 гг. Самым крупным аваронаселенным селом Грузии и на сегодняшний день остается Тиви, население которого составляет около 1070 человек, из которых 91% - аварцы.

В Чантлис-куре проживает 700 человек (93% - цезы, народ, родственный аварцам). Численность грузин, однако, в этом селении постепенно увеличивается не только из-за миграции аварской молодежи в РФ, но также и из-за сегодняшней политики Тбилиси по отношению к аварцам. В частности, руководством республики активно скупаются дома и земельные участки аваронаселенных селений региона, которые впоследствии передаются новым поселенцам - грузинам из Имеретии, Кахетии, а также беженцами из Осетии и Абхазии.

Третьим по величине аварским селом является Сарусо, с населением в 410 человек, где аварцы (точнее, гунзибцы - близкородственный аварцам народ цезской подгруппы) составляют около 90% населения. Остальное аварское население региона, а это около 100-120 человек, разбросанно в соседних селениях, в городе Кварели и в Тбилиси.

Согласно спискам ЦИК Грузии, в аварских трех селениях имеют право избирать и быть избранными 346 аварцев в селе Чантлис-куре, 349 аварцев в селе Тиви и 197 аварцев в селе Сарусо.

Социально-экономическое положение кварельских аварцев остается тяжелым. Из-за закрытия российско-грузинской государственной границы аварцы региона остаются в полной изоляции от остальной части аварского этноса, живущего в Дагестане. По этой же причине у кварельских аварцев возникли проблемы и со скотоводством, поскольку летними пастбищами для них всегда служили дагестанские горы. Это объясняет традиционные связи кварельских и дагестанских аварцев, с одной стороны, и непостоянство во взаимоотношениях кварельских и дагестанских аварцев, с другой. На сегодняшний день связь междну аварцами Кварелии и Азербайджана (Белоканский и Закатальский районы) технически легкоосуществима, но интенсивность контактов сдерживается отсутствием близких родственных связей между этими этни ческими группами. Немаловажную роль здесь играет то, что, в отличие от азербайджанских аварцев, которые более или менее интегрированы в общество страны, кварельские аварцы живут изолированно от грузин, довольно патриархальной традиционной жизнью, точно так, как их соотечественники в горных районов Дагестана. Связи с удинами села Октомбери и вайнахским населением Грузии, проживающим неподалеку, у кварельских аварцев практически отсутствуют.

Как уже было отмечено, кварельские аварцы занимаются в основном животноводством (овцы и крупный рогатый скот), производят знаменитый аварский сыр, продают мясо. Исповедуют ислам суннитского направления.

Одна из многочисленных проблем аварцев Грузии связана со школьным образованием. Лишь в селе Тиви есть русская школа, которая, однако, не дает полного среднего образования, и вместо 10-летней учебы школьники учатся лишь 9 лет. В остальных двух селениях школы находятся в ужасном состоянии. Кроме того, что нет учебников, также имеется острая нехватка преподавателей аварского языка. До ужесточения пограничного режима нередки были случаи, когда родители, три-четыре раза в неделю переходя границу, устраивали детей в школу селения Караузек Бабаюртовского района Дагестана для изучения аварского языка (10). Настоящей трагедией для аварцев может стать полная грузинизация школ селений Тиви и Чантлис-куре, в результате которого все преподавание будет вестись лишь на грузинском языке.

Целенаправленная политика Тбилиси по созданию невыносимых социально-политических и правовых условий для кварельских аварцев ведется до сих пор.

В связи с тем, что в Грузии происходит приватизация земель, аварцы в земельном вопросе оказываются в ущемлённом положении. При раздаче колхозных земельных участков на каждую аварскую семью было выдано в 2,5 раза меньше земель, чем выделялось грузинам (согласно среднестатистическим данным, аварские семьи имеют в 2 раза больше детей, чем грузинские). Кроме того, при приватизации земель богатые семь из Тбилиси и другх районови, а также государство покупают земли в Кахетии, одновременно создавая множество препятствий для представителей этнических меньшинств страны, которые желают приобрести недвижимость в регионе (11).

Несмотря на то, что во время правления Эдуарда Шеварнадзе обещало предоставить некоторое количество гектар для нужд аварского населения, после прихода к власти Михаила Саакашвили этот план был отменен, более того, правительство в 2006 г. приняло решение продать через аукцион ореховые рощи возле селения Чантлис-куре.

Грузинская сторона уже пятый год не выдает пенсии и пособия аварскому населению края, вынуждая его требовать от дагестанских властей скорейшего переселения. Банки Грузии также отказываются выдавать кредит аварцам.

За последние семь лет в Дагестане получило постоянную регистрацию около 920 аварцев из Грузии. Они получают там пенсии, пособия и т.д., официально в Грузии не учитываются, но фактически почти непрерывно проживают в Кварелии. Несмотря на это, основная часть аварского населения желает покинуть родину, переселится в Дагестан - Кизлярский, Кизилюртовский, Бабаюртовский районы, или же в другие регионы Российской Федерации. Особенно заметна сильная миграция молодежи и молодых семей. Кроме того, очевиден и факт миграции грузинского населения из бывших аварских аулов. Грузины, поселенные в аварских домах, выкупленных Тбилиси в середине 1990-х, большей частью уже покинули их. В каждом селе остались по 7-10% от населения начала 90-х (в том числе и в тех селениях, где проживают сами аварцы). Ассимиляции аварцы трех кварельских селений также не подвергаются, однако остальная их часть, проживающая в других районах республики, постепенно теряет свою аварскую идентичность. В свою очередь, грузины, живущие в трех аварских селениях Кварели, зачастую знают аварский язык.

Все же необходимо отметить, что основная масса грузинского населения региона относится к аварцам если не враждебно, то достаточно отрицательно - часто в разговорах напоминая, что "они должны вернутся назад (т.е. в Дагестан)". Кроме того, современная грузинская историография пытается показать своему обществу, что кварельские аварцы - вовсе не автохтонный народ, а потомки пришлых пастухов, которые в конце XIX века переселились из горного Дагестана в Кварелию. Подобная позиция также усложняет проблему, косвенным образом поддерживая все те же националистические идеи Гамсахурдия, которые и сегодня не утратили свою актуальность в мышлении грузинского этнического большинства в стране. Лишним подтверждением роста нетерпимости к "своим" этническим меньшинствам является опрос, проведенный в феврале 2006 г. грузинской Ассоциации региональной прессы в рамках проекта "Время реформ". Согласно опросу, 72,2% респондентов считают, что решить проблему нацменьшинств возможно лишь их выдворением из страны; 8,8% считают, что данную проблему можно решить путем их ассимиляции, и только 18,5% предлагают создать такие условия, при которых нацменьшинства сумели бы сохранить культурную и религиозную самобытность, изучить грузинский язык и стать полноправными участниками созидания грузинского государства (12).

Как видим, грузинский народ полностью одобряет политику своего руководства на сегодняшний день. Численность кварельских аварцев в Грузии в течение 15 лет уменьшилась более чем наполовину. Согласно последней общесоветской переписи населения, в 1989 г. их было до 4,230 человек (13). На сегодняшний день число "леков", как называют аварцев грузины, составляет чуть больше 2200 человек (включая аварцев, которые официально прописаны в РФ). Уменьшение численности кварельских аварцев и частичная ассимиляция продолжается: аварцы региона не чувствуют себя уверенными в своем будущем. Периодические заявления старейшин селений, адресованных руководству РФ, Грузии и Дагестана, не дают ощутимых результатов, поэтому многие аварцы самостоятельно пытаются выехать из страны.

За последнее время руководство Дагестана как-то пытается протянуть руку помощи кварельским аварцам, которые проживают на родине. Правительство Дагестана открыло, обеспечило и содержит врачебную амбулаторию в Чантлис-куре. Выдавать зарплату учителям русскоязычной школы селения Тиви и школы селения Чантлис-куре в Министерстве образования Дагестана на данный момент не считают возможным. Руководство Цунтинского и Тляратинского районов полтора года назад направило в Кварелию 2-3 десятка начальных учебных пособий на аварском языке, но этого количества явно недостаточно(14).

Есть два варианта развития этнической ситуации в регионе. Первый вариант возможен при попытке РФ предотвратить отток аварского этнического меньшинства из региона путем открытия и содержания хотя бы двух аварских школ и аренде земельных участков для развития сельского хозяйства. Также для этого потребовалось бы финансирование проекта создания электротранспортных коммуникаций в аваронаселенных селах, создание условий для удобного получения питьевой воды, котоаяе подается крайне редко. Необходимо открыть дагестанский культурный центр в районе, который будет заниматься решением различных проблем местного аварского населения. При таком варианте за 7-10 лет можно будет восстановить численность кварельских аварцев уровня 1989 года.

Второй вариант развития - это сохранение нынешней плачевной ситуации. В этом случае уже в течение ближайших 10-12 лет аварское население практически полностью покинет регион, положив тем самым конец развитию аварского этноса в верхней долине Алазани, а этноним "кварельские аварцы" займет свое место в списке "исчезнувших народов Кавказа". Этот вариант более вероятен, учитывая политику грузинского руководства в аварском вопросе.

Список ссылок:

1. "Картлис Цховреба", I, стр. 345

2. Шахбанов М. Последний исход - вопрос времени? (www.chernovik.net)

3. Норденстам И. И. Описание Анкратля. 1832 г. // ИГЭД, XVIII-XIX вв. М., 1958 г., с. 323

4. Джамалудин Джамбулаев, "Россия и Дагестан не бросили кварельских аварцев в беде".

5. Цит. по: Шахбанов М. Последний исход - вопрос времени? (www.chernovik.net)

6. Мейланов В., "Гамсахурдиа: "зачистить Кварели от аварцев!"" (www.khabal.info)

7. "Продолжится ли противостояние?", "Комсомолец Дагестана", Махачкала. No29. 21 июля 1990 г., с. 6.

9. "Проблемы кварельских аварцев", "Народы Дагестана". Махачкала. №3. 1999 г., с. 3.

10. Кульчик, Ю.Г., Конькова, З.Б. Нижне-терское и гребенское казачество на территории Дагестана: поиск путей выживания, (http://www.igpi.ru/bibl/igpi_publ/kazachestvo.html)

11. Согласно обращению аварцев села Чантлис-куре Кварельского района (май 2006 г.)

12. Цит. по: (www.regnum.ru/news/584759.html)

13. International Centre: "For Peaceful Caucasus", National Minorities in Georgia, 2006, p.26.

14. Меликов В., "Дагестаногрузин", 10 октября 2005 г., (http://www.narodru.ru/article3879.html)