Ситуацию на Украине, сложившуюся после указа Виктора Ющенко о роспуске Верховной Рады, прокомментировал 10 апреля 2007 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM украинский политолог Даниил Коптив.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на Украине после указа Ющенко о роспуске Верховной Рады?

Эта ситуация не является чем-то непредсказуемым. Кризис украинской государственности в той унитарной форме, в которой она существует, был неизбежен. И существующая унитарная модель государственного устройства Украины просто обречена на перманентный кризис. То, что сейчас ни одна из ветвей власти не действует - ни полураспущенная Рада, ни полуконституционный президент, ни полуразвалившийся Конституционный суд - очередное доказательство несостоятельности этой системы. Нормальных механизмов выхода из этого тяжелейшего кризиса в правовом поле практически не осталось. Шансы на то, что эта унитарная модель государства сможет работать еще хотя бы какое-то время - минимальны.

ИА REGNUM: Какими последствиями чреват этот кризис? Есть ли выход из него?

Этот кризис может привести к реальному расколу страны, если противостояние в высших эшелонах власти будет вовлекать в свою орбиту все больше и больше институтов унитарного государства. Самое опасное, что может произойти - вовлечение в этот кризис регионов. Тогда противостояние ветвей власти перерастет в противостояние регионов. Поэтому выходом из сложившейся на данный момент ситуации должна стать активность областных и городских советов, которые были выбраны всего год назад, и демократичность и легитимность этих выборов была признана всем международным сообществом: и Россией, и Европой, и Америкой. Местные советы должны взять на себя ответственность за то, что происходит на подведомственных им территориях. Хочу отметить, что, в отличие от глав регионов, которые назначены президентом, местные советы в конфликт ветвей власти на сегодняшний день не вовлечены.

ИА REGNUM: Каков механизм принятия на себя ответственности местными советами?

Это зависит от ситуации в конкретном регионе, степень кризиса в каждом из которых ощущается по-разному. К примеру - местные советы могут усилить контроль над региональными структурами МВД и не допускать использования сотрудников МВД из одного региона для подавления выступлений в другом, чтобы политический кризис не превратился в гражданскую войну. Возможно, в некоторых регионах местным советам придется сформировать структуры, которые обеспечивали бы мирное функционирование власти на местах до разрешения кризиса. То есть речь сейчас идет о чрезвычайной ситуации, которая сложилась на Украине, правового поля фактически уже не существует, и в этих обстоятельствах нужно сделать все возможное, чтобы народ смог пережить этот кризис мирно и без потрясений. Поэтому не исключено, что где-то местным советам придется сформировать и какие-то временные органы власти до урегулирования кризиса.

ИА REGNUM: Не приведет ли подобное решение вопроса к фактическому расколу страны на несколько частей? Насколько способны местные советы Украины взять ответственность на себя?

Напротив, тот факт, что регионы не будут вмешиваться в противостояние центральных властей и, более того, продемонстрируют свое нежелание вовлекаться в конфликт, будет способствовать скорейшему его окончанию. Смысл предоставления чрезвычайных полномочий местным советам как раз и заключается в том, чтобы не дать вовлечь регионы в конфликт между ветвями унитарной власти. Что касается способности местных советов к подобному решению, то она зависит от степени доверия им народа, а эти советы, повторяю, были избраны в марте 2006 года именно народом, с соблюдением всех демократических норм.

ИА REGNUM: Нет ли опасности того, что временные чрезвычайные полномочия местных советов могут превратиться в постоянные?

Чем быстрее регионы заявят о своем нежелании участвовать в киевских дрязгах, тем скорее завершится кризис. В противном случае, регионы будут втягиваться в воронку этого конфликта, и в случае обострения ситуации это может кончиться кровью, гражданской войной.

ИА REGNUM: Главной причиной нынешнего кризиса вы называете несовершенство политического и административного устройства Украины. Что и как нужно изменить?

Должно измениться само политико-административное устройство. Я уже неоднократно заявлял об этом - унитарная модель функционирования державы, состоящей из таких разнородных регионов, нежизнеспособна. Эта модель не учитывает их различий, их этнических, культурных, ментальных и экономических особенностей. Поэтому выходом из нынешнего кризиса должны стать досрочные выборы парламента, президента и создание новой конституции. Не переписывание старой, я подчеркиваю, а создание новой конституции - конституции Федеративной Республики Украина. Если бы Украина была федерацией, кризис, подобный нынешнему, был бы невозможен. Мы бы имели систему сдержек и противовесов, если бы Рада была не одно-, а двухпалатной, в которой верхняя палата представляла бы интересы всех наших областей и крупных городов, а не каких-то кланов или партий, которые сегодня есть, а завтра их нет. На данный момент все три ветви власти унитарной Украины воюют между собой и фактически парализованы: конституционность действующих президента и парламента поставлена под вопрос, а Конституционный суд, который должен решать конфликты между ними, разваливается, так как сам является полем противостояния между президентом и парламентом. Что и неудивительно, если вспомнить, что он сформирован по унитарному принципу - треть его членов от судей, треть - от парламента, и треть - от президента.