ИА REGNUM публикует статью социального педагога региональной общественной организации "Я - человек" Натальи Степиной, посвященную федеральной программе "Дети России".

21 марта 2007 года Правительство РФ приняло Постановление № 172 "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы". Очень интересным оказалось просто прочитать Программу, задавая вопросы (возможно, риторические) и попутно сопоставляя популистские лозунги сегодняшнего дня с тем, что государство реально собирается делать.

Начнем с цифр, которые всегда любопытны. Во-первых, на начало 2007 года в России проживает 29 миллионов детей (еще 5 лет назад было 30). Из них 731 тыс. детей-сирот (запомним это), 587 тыс. детей-инвалидов и еще 676 тыс. детей, которые названы "детьми, находящимися в социально опасном положении". Что это такое, правда, ни в преамбуле к Программе, ни где бы то ни было во всем тексте документа не поясняется. Может быть, это те самые беспризорные и безнадзорные дети, которых, даже несмотря на президентскую кампанию по борьбе с беспризорностью 2002 года, до сих пор так и не научились считать? Или дети семей, находящихся за чертой бедности, или малолетние правонарушители, или дети мигрантов, дети Чечни? Вопросы остаются без ответа, да, собственно, кроме подсчета по необозначенному параметру, никаких действий с этим контингентом детей Программа не предлагает. Тем не менее, прибавим и их к двум другим, более внятным категориям, и получим 1 994 тыс. детей, или 6,9 % от общего числа детей, перед которыми государство числит за собой хоть какие-то обязательства, тем самым признавая, что примерно 1 ребенок из 15 нуждается в его усиленной поддержке.

Сама Программа включает 3 подпрограммы - "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" (последняя в свою очередь включает подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты"). Таким образом, приоритеты отчасти определены.

Теперь несколько наблюдений. В качестве новизны Программы неоднократно отмечена "ориентированность на... поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ".

Действительно, в Программе много говорится о помощи детям-инвалидам, в том числе в их "полноценной" социализации и интеграции в общество. Но, судя по комплексу мероприятий, социализацию инвалидов понимают по старинке - как получение "специализированных услуг" в "специализированных учреждениях". Долгие годы в нашей стране под интеграцией инвалидов подразумевалось создание социальных резерваций (специнтернаты, потом спецПТУ, потом специальные учреждения для взрослых), где каждый инвалид мог "найти свое место в обществе". Поддержка семье выражалась в том, что ребенок с тяжелой инвалидностью из нее изымался и получал свои "специализированные услуги" в спецучреждениях. И сейчас, посетовав на то, что у нас большинство инвалидов по-прежнему воспитываются в семьях, к 2011 году Программа предполагает довести удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, до 43,1% общего количества детей-инвалидов (сейчас 31%), а число семей с детьми-инвалидами, получившими такие услуги, до 25, 2% от числа нуждающихся. Остается неясным, будут ли эти дети-инвалиды получать свои "услуги" отдельно от семьи (то есть по-прежнему изолироваться в специнтернатах) или в понятие "специализированные учреждения" входят-таки службы по сопровождению семей и комплекс мер, позволяющих растить любого ребенка в семье. Судя по тому, что в Программе нет ни слова о развитии учреждений, где дети с проблемами будут расти и учиться рядом с ровесниками, ни слова о создании центров по подготовке специалистов в сфере инклюзивного образования, ни слова о развитии среды, благоприятной для ребенка-инвалида (а это детские площадки, группы в детских садах, приспособления в школах, сделанные с учетом потребностей таких детей), и соответственно - НИ КОПЕЙКИ на это, все останется по-прежнему. Дети отдельно, а дети-инвалиды отдельно. Что, конечно, будет способствовать их "полноценной интеграции" в общество, но, похоже, не в наше, а в какое-то другое, отдельное...

Теперь любимая тема - дети-сироты. Что число детей в интернатах и детских домах в ближайшие годы будет изо всех сил сокращаться, а число усыновленных и помещенных в приемные семьи - расти, сейчас уже знают все. Многие даже знают, что это называется деинституционализацией. Теперь мы знаем, как это все произойдет. Сначала опять цифры. По указанным данным, в 2006 году сирот было 731 тысяча, из них в семьях воспитывалось 68% (в детских домах и интернатах, понятно, 32%). Сколько у нас сирот будет к 2011 году, в Программе не сказано, зато четко указывается, сколько их предполагается взращивать в семьях - 72% (в сиротских учреждениях, таким образом, останется 28%). Теперь совершенно необходимая ремарка. Последние лет 10 общее число детей, лишившихся своих родителей, у нас колеблется в районе 720 тысяч (плюс-минус), из них около двух третей - ВСЕГДА остается в какой-либо семье (оформляли опекунство родственники, были усыновлены и др.), а одна треть попадает в интернаты. Эту треть мы видим сейчас. Что же предполагается радикально изменить к 2011 году?! Сейчас в учреждениях (по цифрам, указанным в Программе) 234 тысяч сирот (надо сказать, что сирот у нас тоже считают с трудом и по разным официальным источникам, их в учреждениях от 188 до 250 тыс.). И даже если бы в этом году был выполнен "план по сиротам", в учреждениях все равно осталось бы 205 тыс. детей. Если это действительно те темпы, с которыми планируется проводить деинституционализацию, то на наш век сирот хватит, как сказал один коллега, без работы не останемся.

Тем не менее, что же предполагается сделать, чтобы "обеспечить постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства, чтобы развивать "систему социализации детей-сирот"? Во-первых, построить и реконструировать 68 детских домов и интернатов. Конечно, понятно, что если уж детям суждено жить в детском доме, то пусть живут в хороших условиях, а если та или иная местность не может обойтись без нового учреждения - то нужно его построить. Но где обещанные центры по устройству детей в семью, где переустройство детских домов в службы семейного сопровождения? На это ведь тоже нужны средства? Впрочем, в Программе есть специальный раздел "Внедрение семейных форм устройства детей-сирот" с указанием, на что будут направлены средства (говорю только по федеральному бюджету): 7 млн. - на обеспечение работы федерального банка данных о детях-сиротах, 12,8 млн. - на организацию семинаров и тренингов для специалистов, 13 - на разработку и внедрение современных технологий по профилактике сиротства и семейным формам и 24,7 млн. - на пропаганду семейного устройства (социальная реклама, видеоролики, интернат-сайт). Где средства на обучение и переобучение специалистов, на трудоустройство педагогов, потерявших свои рабочие места из-за сокращения числа детских домов? Где службы поддержки приемных семей, специалистов которых тоже надо готовить? Нет об этом ни слова и на это ни копейки.

Кто же, собственно, будет эту деинституционализацию осуществлять? Или, по мнению разработчиков Программы, все произойдет само собой - достаточно на каждом столбе приклеить соответствующий социальный плакат? Создается впечатление, что вообще разговоры о деинституционализации преждевременны, так как до 2011 года новые технологии только будут разрабатываться и новые идеи пропагандироваться, а вот после 2011 года и начнем полномасштабно - с оставшимися, как вы помните, 28 процентами. Кстати, Программа указывает, что будет кому пополнить эти ряды, так к 2011 году у нас и безнадзорных детей останется "2,17% общей численности детского населения" (сейчас 2,4%), из которых 83,3% пройдут "социальную реабилитацию в специализированных учреждениях" (приютах, а потом детских домах?). (2,17% от сегодняшних 29 млн "детского населения" - это 629 тысяч.).

Вообще, осталось стойкое ощущение, что Программа на порядок отстает даже от уже анонсированных шагов и никакие волны современности ее не коснулись. Иначе непонятно, почему в разделе о малолетних правонарушителях нет ни слова о ювенальной юстиции, а в разделе "Здоровое поколение" не сказано, когда ВСЕ дети с заболеваниями, угрожающими жизни, получат соответствующее лечение.