Выборы через интернет в Эстонии могли нарушить принципы тайного голосования: интервью Максима Каневского
Эксперт центра интернет-политики Московского государственного института международных отношений Максим Каневский сегодня, 7 марта, прокомментировал ИА REGNUM прошедшие 4 марта выборы в парламент Эстонии.
ИА REGNUM: Эстония заявила о том, что первая в мире ввела в практику голосование через интернет на парламентских выборах. Почему другие страны этого еще не сделали, ведь почти поголовный доступ к интернету есть во многих странах мира?
Эстония ввела практику интернет-голосования по нескольким причинам. Во-первых, это было первое голосование в Эстонии с момента вхождения страны в Европейский Союз и к стране было повышенное внимание. Прозорливые власти воспользовались вышеуказанной ситуацией, чтобы подтвердить лидерство своей страны в том, что касается внедрения E-government. Во-вторых, были решены внутренние проблемы - в частности, повышена явка избирателей. А что касается термина "первые", то это верно лишь относительно стран, входящих в ЕС.
Отвечая на вопрос о голосовании в других странах мира, хотел бы напомнить, что все войны на территории бывшей Югославии начинались с референдума, а в Сараево баррикады возвели в день голосования. Сам акт голосования становился некой кризисной точкой. Так что пока Европа чувствует себя вполне комфортно, наблюдая за развитием событий на полигоне под кодовым названием "выборы в Riigikogu".
ИА REGNUM: Насколько голосование через интернет способно активизировать людей, не ходящих на выборы?
Давайте вспомним, как возникла идея интернет-голосования. В 2002 были приняты законодательные акты, регулирующие голосование на выборах в местные органы самоуправления. Инициаторы нововведений ссылались на низкую явку избирателей на участки. В 2005 году, за месяц до самого голосования, эти изменения были приняты парламентом. Интересно, что президент страны отказался визировать новый закон, сославшись на то, что с введением интернет-голосования будет нарушена конституция. По мнению господина Рюйтеля, граждане, проголосовавшие традиционным способом, не могут изменить свой выбор так, как это позволено голосующим с помощью интернет. (В Эстонии можно неоднократно голосовать с помощью интернет в течение периода досрочного голосования - прим. ИА REGNUM). Однако министр юстиции отклонил претензии президента, отметив, что возможность онлайн голосования предоставляется всем жителям страны без исключения. И здесь он прав. В Эстонии, где публичный (бесплатный) WI-FI установлен под каждым кустом, это онлайн-голосование может увлечь и, как мы видим, увлекает. На прошлых выборах в органы местного самоуправления в интернет проголосовало около 10 тысяч, а в этот раз уже более 30 тысяч избирателей. Также не будем забывать, какую привлекательную роль играет фактор новизны и фактор патриотизма. "Мы - первые!" - внушают гражданам Эстонии сегодня, и они торопятся проголосовать. Совершенно неизвестно, будет ли такой же успех через несколько лет, когда им вновь предложат обойти стороной избирательные участки. Однако было бы несправедливо не признать значительный успех официальной Эстонии в повышении электоральной активности граждан.
ИА REGNUM: Может ли голосование через интернет стать массовым или это удел узкого круга "продвинутых" пользователей?
В каждой стране по-разному. Если говорить о России, можно попробовать провести параллели с социальной картой москвича и т.п. Но все же стоит признать, что пока мы живем в стране, где на некоторые избирательные участки бюллетени доставляются сухогрузами и вертолетами. Так что можно даже не мечтать о введении интернет-голосования на территории того, что осталось от одной шестой части суши. Насколько мне известно, учитывая массовое распространение в России мобильной связи, в кулуарах ЦИК рассматривается возможность внедрения мобильного голосования. Подождем до 2011 года. Возвращаясь к Эстонии, где ID-карта - основной документ, интернет-голосование буквально захлестнуло всю страну. Так что i-Voting безусловно можно назвать массовым сервисом.
ИА REGNUM: Насколько можно проконтролировать ход электронного голосования? На традиционных выборах присутствуют независимые наблюдатели, при интернет-голосовании этого нет....
Для того чтобы контролировать ход голосования, во-первых, необходимо понять и принять сами принципы такого интернет-действа. А они довольно неоднозначные. По действующему законодательству, гражданин Эстонии в течение ТРЕХ ДНЕЙ может "играть в голосование", изменяя своей партии с помощью онлайн-транзакций или, когда наскучит, засунуть по-старинке бюллетень в избирательную урну. Лично я не представляю, как в такой ситуации вообще можно контролировать ход голосования. А в частности, насколько известно, сама система онлайн-транзакций, разработанная в негосударственной компании, не подвергалась никакому контролю со стороны общественности. Например, в США проводятся так называемые Cyber Wars, когда правительство, заинтересованное в устранение интернет-уязвимостей, предоставляет возможность всем желающим взломать онлайн-симуляторы национальных агентств, служб и стратегических учреждений. Хакеры получают удовольствие и в некоторых случаях даже деньги за определение уязвимостей, а власти США решают проблему безопасности. Но это в США. В тоже время не стоит забывать, что управление сетью Эстонии регулируется также, как и настольная лампа: один щелчок на тумблере ICANN и.... вся доменная зона точка "ee" отключается. Все вышеизложенные опасности можно классифицировать как создание неконтролируемой технической среды, сохраняющей возможности для нарушения принципов тайного голосования, а также предоставляющей дополнительной возможности для покупки голосов избирателей.
ИА REGNUM: Может ли избиратель быть уверен, что его голос попал именно той партии, за которую он проголосовал? Ведь выборы тайные, и невозможно проверить, какой именно партии попал голос?
До тех пор пока гражданам Эстонии, а еще лучше членам Еврокомиссии публично не предъявлен механизм, с одной стороны, обеспечивающий анонимность голосования, а с другой, четко засчитывающий голос избирателя, никакой уверенности в результатах голосования быть не может. Необходимо проверить процедуру, тогда и в результатах голосования не будет никакого сомнения.
ИА REGNUM: Насколько легко результаты голосования через интернет могут быть фальсифицированы?
Как уже было сказано голосование в интернет, равно как и само пребывание в сети, подразумевают наличие ряда традиционных уязвимостей в формате внешнего и внутреннего вмешательства в работу сервера. Что касается внешнего вмешательства, все уже сказано, а вот насчет внутреннего, это дело правоохранительных органов Эстонии. Разумеется, когда действующая партия побеждает по результатам интернет-голосования с 34,5% и получает перевес более чем в 10 000 голосов, это вызывает вопросы. Ведь для этого достаточно менее 1% погрешности в подсчете результатов голосования.
Максим Каневский - эксперт центра интернет-политики МГИМО, автор проекта альтернативного национального SMS голосования во время президентских выборов в 2004 году - "оSMыSли выборы" и агентства народных новостей "Мобильный репортер" в 2005. Входит в международную группу политических практиков Mobile Active. Автор книги "Мобильный дозор. оSMыSливая политику".
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России отмечают День матери
- Есть ли «Южмаш»? Захарова призвала Киев определиться — 1004-й день СВО
- В Молдавии заявили, что контракт Санду с «Газпромом» убил экономику страны