Политика. Азербайджан-Россия. Геополитика. Азербайджан-Грузия. Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха. Экономика.

Политика

Исследовательский центр "Южный Кавказ" подвел итоги экспертного опроса по определению рейтинга политиков и общественных деятелей за сентябрь, пишет Analitika.Az.

При анализе результатов ответа на первый вопрос "Кого вы считаете самым активным политиком месяца" оказалось, что второе место в этом списке после президента Ильхама Алиева занимает министр внутренних дел Рамиль Усубов. Кампания, начатая на страницах печати против Усубова, обвинения в его адрес, прогнозы о его скорой отставке и та сила, с которой глава МВД отбивался от нападок, организовал в СМИ свою кампанию, вывели его на второе место в рейтингах в категории активности (3,9 балла). Для сравнения, по итогам опроса за август Усубов набрал всего лишь 2,4 балла. Третий - лидер Партии Народного фронта (ПНФА) Али Керимли (3,6 балла). Отметим, что рейтинг Керимли в категории активности по сравнению с августом упал на 4,2 пункта. Глава МИД Эльмар Мамедъяров, обычно занимающий вторую или третью строчку в рейтингах в данной категории, на этот раз сильно потерял - он набрал всего лишь 3,1 пункта (в августе - 13,2). Подрастерял свои позиции в данной категории и лидер партии "Мусават" Иса Гамбар (1,4 пункта, в августе - 8,2). Первый же, как всегда, президент Ильхам Алиев - 6,2 пункта. В сентябре повысился рейтинг по показателю активности и у главы МЧС Кемаледдина Гейдарова. Газеты постоянно упоминали его имя, как одного из участников противостояния во власти. Однако Гейдаров, в отличие от Рамиля Усубова, не делал никаких публичных заявлений на этот счет и поэтому рост его рейтинга скромный - 1,4 пункта (2,8). (Analitika.Az)

По мнению экспертов, в сентябре перспектива урегулирования карабахского конфликта до конца этого года выглядела менее реальной, чем в августе. Так считают 90% опрошенных, тогда как в августе этого мнения придерживались 57% респондентов. Причем сегодня практически все опрошенные эксперты полагают, что карабахский вопрос невозможно решить до конца нынешнего года. Причем 56,9% респондентов уверены, что переговоры по урегулированию конфликта велись, однако они не повлияли на существующую ситуацию. Иными словами, из месяца в месяц азербайджанские эксперты все больше сомневаются в возможности мирного урегулирования карабахского конфликта до конца 2006 года. И подобное сомнение возникает у экспертов в результате заявлений азербайджанских и армянских дипломатов, обсуждений путей урегулирования общественностями обеих стран и, естественно, в связи с тем, что и времени осталось совсем немного. При ответе на вопрос, чье участие в переговорном процессе сделает урегулирование конфликта более реальным, большинство участников опроса вновь сошлись на Ильхаме Алиеве (6,4 пункта). На втором месте - глава МИД Эльмар Мамедъяров - 3,8 пункта. Замыкает тройку лидер партии "Мусават" Иса Гамбар, набравший по данному показателю 0,6 пункта. (Analitika.Az)

В сентябре, по мнению большинства опрошенных экспертов, Азербайджан еще более сблизился с Россией. Так, 22,2% респондентов полагают, что позиции официальной Москвы и Баку совпадают по большему спектру вопросов, нежели в августе. Одной из причин подобного изменения является визит в страну исполнительного секретаря СНГ Владимира Рушайло. Многие эксперты полагают, что официальная цель визита - участие в конференции офтальмологов стран СНГ - является не более чем предлогом. Главной целью стало обсуждение вопросов, накопившихся между Азербайджаном и Россией. С этой точки зрения не случайно, что в сентябре эксперты самым пророссийским азербайджанским политиком назвали главу исполнительного аппарата президента Рамиза Мехтиева (73,6%), пишет Analitika.Az. Показатель Ильхама Алиева в данной категории также вырос и достиг 37,2%.

В ответ на вопрос "Если бы президентские выборы проводились в сентябре, у кого было бы больше шансов на победу?" 63,8% респондентов назвали Ильхама Алиева. Рейтинг президента в данной категории составил 9,8 пункта. Идущая на втором месте первая леди страны Мехрибан Алиева набрала 3,4, а третий - Али Керимли - 2,2 пункта. (Analitika.Az)

Ильхама Алиева продолжают воспринимать как самого влиятельного человека во власти - 9,6 пункта. На втором месте глава президентской администрации Рамиз Мехтиев - 8,4, третий - Кемаледдин Гейдаров (7,6). Первая леди страны по степени влиятельности названа экспертами четвертой (6,2). (Analitika.Az)

Интересны ответы на вопрос "Кого вы считаете лидером оппозиции?". В августе лидер "Мусават" Иса Гамбар начал опережать своего извечного соперника Али Керимли. Но в сентябре ситуация вновь изменилась. На этот раз Али Керимли первый (8,4 пункта), Иса Гамбар второй (7,6), а замыкает лидирующую тройку Лала Шовкет Гаджиева (3,8). По всей видимости, на рейтинге Исы Гамбара отрицательно сказались чрезвычайно сложные и скандальные выборы в меджлис партии. Ведущие функционеры партии в открытой форме обвиняли друг друга, что не могло не отразиться на рейтинге лидера партии, считает Analitika.Az.

В сентябре эксперты посчитали наиболее сильной Партию национальной независимости (ПННА) - 58,3%. Партия власти "Ени Азербайджан" - вторая (58,3%), третья - "Мусават" (47,2%). (Analitika.Az)

Внутривластная борьба отразилась и на рейтинге парламентариев в категории активности. Так, до сих пор обычно рейтинг отдельно взятого депутата в данной категории составлял максимум 1-2 пункта. На этот раз первое место в данной категории занял Гусейн Абдуллаев (3,8 пункта), запомнившийся тем, что еще до начала сессии парламента заявлял о том, что намерен добиться отчета министра внутренних дел перед законодательным органом. Он резко критиковал Рамиля Усубова, заявляя о его ответственности за скандалы, происходящие в системе МВД. (Analitika.Az)

"В случае провала нынешнего раунда мирных переговоров по Карабаху и продолжения на этом фоне со стороны официального Баку "сбалансированной" внешней политики, Запад собирается запустить новую, широкомасштабную программу "Поддержка демократии", по сути, для реанимации прозападной оппозиции", - отмечает газета "Зеркало". Далее газета пишет: "Кроме того, надо учитывать и то, что в правящей элите, раздираемой внутренними противоречиями, есть достаточно влиятельные фигуры, готовые под определенные гарантии встать на сторону Запада. Как стало известно, под реализацию этого "проекта" уже выделены огромные средства. Запад просто ждет итогов нынешнего раунда переговоров по урегулированию конфликта, а также того, насколько реакция официального Баку на ответы со стороны руководства НАТО на все "беспокоящие его вопросы" удовлетворит лидеров Североатлантического блока".

Выступая в Кедабекском районе страны, президент Ильхам Алиев заявил, что в Азербайджане наблюдается стремительный экономический прогресс, и добавил, что за последние три года в Азербайджане открыто 500 тысяч новых рабочих мест, построено более 700 новых школ. "Мы уделяем развитию предпринимательства повышенное внимание. Ежегодно из госбюджета на развитие предпринимательства выделяется более 200 млн. долларов. Мы постоянно стремимся повышать зарплату преподавателей и работников сферы здравоохранения, минимальную зарплату и пенсии. Мы будем продолжать эту политику. Одним из основных направлений экономического развития является развитие сельского хозяйства. К сожалению, в республике потребность в продукции сельского хозяйства и продуктах не полностью восполняется за счет внутреннего производства. Наряду с этим, в последние годы в этой области отмечен рост местного производства", - сказал Алиев. ("525-я газета")

"Венецианская комиссия считает очень жесткими ограничения, введенные на свободу собраний в Азербайджане". Об этом в интервью ИА "Азери-Пресс" заявил администратор отдела сотрудничества по конституционным законам Венецианской комиссии (ВК) Ален Шабле, комментируя данное исполнительной властью Баку определение мест собраний людей. Шабле отметил, что этот вопрос затронут и в выписке ВК в связи с законом "О свободе собраний". Он добавил, что проведены переговоры с администрацией президента по этому вопросу и подчеркнул, что ждет предложений азербайджанской стороны по смягчению этих условий: "Мы надеемся, что этот пункт, как и другие вопросы, найдет свое решение".

Азербайджан-Россия

Из интервью политолога Арифа Юнусова интернет-изданию Day.Az:

"Насколько ныне велико влияние России на Азербайджан?

Если сравнивать с уровнем влияния США в Азербайджане, то полагаю, что сегодня пока влияние американцев чуть-чуть больше. Правда, раньше, в первые два года правления Ильхама Алиева, влияние США было намного больше. Но за последние месяцы Россия заметно активизировалась в Азербайджане.

Как точно отмечали в отечественных СМИ, арест в октябре 2005 г. прозападно настроенного министра экономического развития Фархада Алиева, который многими рассматривался как азербайджанский вариант а-ля Ющенко или Саакашвили, безусловно, был сделан благодаря России, точнее ее спецслужбам. Это была самая большая победа России над США за последние годы в Азербайджане.

Кроме того, у России есть такие возможности для давления, как пророссийски настроенные члены команды Ильхама Алиева, у многих из которых есть бизнес в России. Добавим к этому роль наших мигрантов. Ведь от грузино-российского кризиса наши мигранты пострадали не меньше. А если будет обострение азербайджано-российских отношений, то этот фактор сыграет для нашей республики еще более серьезную роль.

Не меньшую, а может, и большую роль играет в пользу России и сильнейшее разочарование в Азербайджане политикой Запада и, в первую очередь, США. Рост антиамериканских настроений в Азербайджане уже столь силен, что даже американцы стали обращать на это внимание. И что чаще всего говорят наши граждане? Если суммировать, то говорят так: "Россия никогда не говорит о том, что хочет строить демократию у нас. Она откровенно заявляет, что имеет свои интересы в регионе и у нас и хочет восстановить свое влияние. В этом отношении Россия не лицемерна. А вот американцы постоянно говорят о том, что в Азербайджане они думают только о строительстве демократии, но на деле думают о нашей нефти и использовании территории страны против мусульман".

Вот почему мне приходится говорить, что авторитет России в Азербайджане растет вопреки политике России у нас. Власти России своими топорными действиями в регионе делают все, чтобы их не любили, но есть американцы, которые это делают лучше них". (Day.Az)

В Баку по инициативе азербайджанского филиала Российского фонда развития "Кавказский институт демократии" состоялось заседание круглого стола на тему "Энергетическая безопасность Азербайджана. Плюсы и минусы сотрудничества с Россией". С российской стороны в работе круглого стола приняли участие независимый эксперт в области энергетики Илья Заславский, эксперт в области нефти и газа Георгий Нозадзе и сотрудник Центра изучения стран СНГ Московского государственного университета (МГУ) Александр Караваев. Александр Караваев отметил первостепенную важность политического аспекта в деле энергетического сотрудничества двух стран. Он также затронул тему повышения Россией цен на газ. Сотрудник Центра изучения стран СНГ МГУ считает, что "газовое оружие, которым Россия сейчас пытается воспользоваться в полной мере, не приносит ожидаемых плодов". По его мнению, Азербайджан находится в равноправной с Россией позиции, так как имеет свои энергетические ресурсы и способы транспортировки. "Не думаю, что Россия имеет рычаги давления на Азербайджан посредством энергетической сферы, так что энергетическая безопасность Азербайджана находится вне каких бы то ни было давления и угроз. Иное дело обстоит с Грузией и Арменией, которые энергетически достаточно серьезно зависят от России", - заключил Александр Караваев. В свою очередь политолог, председатель Азербайджанского национального общественного комитета по интеграции Ильгар Мамедов отметил, что в случае очередного повышения цен на газ со стороны России Азербайджан в определенной степени оказывается в выигрышном положении. "Дело в том, что после первого повышения цен на газ для своих партнеров, в частности, в Армении были очень недовольны этим шагом, и определенные силы даже устремили свои взгляды на Запад. В случае очередного скачка цен Армения еще больше отдалится от России, что сыграет на руку нам в вопросе разрешения нагорно-карабахского конфликта. Так или иначе, в случае повышения цен на российский газ энергетическая безопасность Азербайджана никак не пострадает", - резюмировал Ильгар Мамедов. Глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу отметил, что если Россия и дальше будет держать Грузию в энергетической блокаде, то Азербайджан обязательно поддержит своего соседа и хотя бы частично восполнит потребность Грузии в газе. "Что касается энергетической безопасности Азербайджана, то нам, вообще-то, было бы выгодным более тесное сотрудничество в этой сфере России с Турцией". То, что энергетическое сотрудничество стран в большей степени зависит от политических аспектов, нежели от экономических, еще раз отметил политолог Ариф Юнус. "Что же касается России, то у меня складывается ощущение, что у этой страны нет как таковой четкой энергетической политики. Да, в первое время после повышения цен на газ в России можно было наблюдать некую эйфорию по этому поводу в отношении Украины, но ведь параллельно повышение затронуло и стратегических партнеров России - Армению и Беларусь, и это должно беспокоить Россию. Налицо отсутствие энергетической политики, а нам бы хотелось четко знать, каковы энергетические приоритеты и цели нашего соседа, ведь энергетическая безопасность зависит от комплекса геополитических факторов". ("Эхо")

"Зеркало" пишет: "Укрепление российско-армянских взаимоотношений не может не отразиться на внешней политике Азербайджана. До последнего времени в азербайджано-российских взаимоотношениях сформировался определенный статус-кво - уровень, от которого стороны отталкивались. Нынешнее сближение между Москвой и Ереваном может привести к тому, что политика официального Баку станет прозападной. Тем более, что все это происходит в преддверии визита Ильхама Алиева в Брюссель, в штаб-квартиру НАТО.

Также необходимо учесть, что совсем недавно в Баку побывал спецпредставитель Североатлантического блока по странам Южного Кавказа Роберт Симмонс, который практически в открытой форме попросил руководство Азербайджана четко сформулировать внешнюю политику страны. Тогда ответа натовский дипломат не получил, а на итоговой пресс-конференции заявил, что в первой декаде ноября в Брюсселе будет дан ответ по всем вопросам, "беспокоящим" Азербайджан.

Если эти ответы будут даны и они устроят официальный Баку, то не исключено, что в ближайшем будущем в регионе сложится новый баланс сил - прозападный тандем Азербайджан-Грузия, за которым стоят США, против России-Армении. Подобное развитие событий приведет к тому, что Азербайджан сменит свою нынешнюю позицию в вопросе введения санкций против Ирана.

Однако есть и другой путь. На первую декаду ноября запланирован визит Ильхама Алиева и в Москву. На фоне усиления российско-армянских взаимоотношений Владимир Путин должен предложить Азербайджану нечто такое, что удержало бы официальный Баку от сближения с Североатлантическим альянсом. Причем эти предложения не должны быть ультимативными. И, наконец, они явно не будут касаться мирного урегулирования карабахского конфликта. Россия доказала, что Армения ей ближе, и поэтому выгодные для Азербайджана предложения по карабахскому вопросу из Москвы не поступят". ("Зеркало")

Геополитика

"И в Москве, и в Вашингтоне не исключают, что для того чтобы поставить все точки над "i" в большой геополитической игре на Южном Кавказе, на предстоящих выборах как в Армении, так и Азербайджане придется играть на смену власти. Однако подобная игра на грани фола, при которой можно проиграть если не все, то все же многое, по крайней мере на определенный период времени, является опасной с точки зрения геополитических интересов на Южном Кавказе как Запада, так и России. Поэтому стороны пытаются договориться и направить соперничество в регионе в "цивилизованное русло". На деле этот второй вариант развития событий означает достижение договоренностей по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта", - пишет "Зеркало".

"Во-первых, в этом случае удается избежать жесткого геополитического противостояния в регионе, что отвечает как интересам Запада, так и России. Ведь в Кремле прекрасно осознают, что даже при нынешних бешеных доходах от экспорта нефти Россия не способна до конца придерживаться конфронтационной линии поведения во взаимоотношениях с Западом и, прежде всего, с США. Тогда России придется превратиться в полностью "закрытое общество", как было во времена Советского Союза. А это чревато очередным "общегосударственным дефолтом". Достаточно обратить внимание на то, что в последние дни тон заявлений российских официальных лиц по поводу взаимоотношений с Грузией стал меняться.

Однако, учитывая зависимость от российских энергоресурсов, Запад также не хотел бы говорить с Кремлем исключительно на языке "кнута".

Во-вторых, так как Россия выступит в качестве одного из гарантов мирных соглашений, это само по себе усилит, хотя бы на время, ее политическое влияние в регионе. На Карабахе, от принадлежности которого Армении или же Азербайджану с точки зрения геополитических интересов России ни тепло, ни холодно, Кремль может на деле "продемонстрировать свою приверженность" мирному урегулированию территориально-этнических конфликтов на территории СНГ. А это создаст Кремлю поле для маневра, когда наступит час урегулировать абхазский или же осетинский конфликт, где у России ярко выраженные геополитические интересы.

В-третьих, как уже писал автор этих строк, Россия через Азербайджан получит надежный сухопутный коридор в Армению, Иран и далее в Турцию, чего после обострения отношений с Грузией она лишилась. Кроме того, хотя на время, сохранение крупной военной группировки в Армении, которая ныне практически полностью блокирована со всех сторон, будет возможно чем-то обосновать с точки зрения военно-политической целесообразности.

А для Запада урегулирование армяно-азербайджанского конфликта создает возможность для массированной политико-экономической интервенции во все страны Южного Кавказа, прежде всего в Армению, которая, будучи в связке с Россией, до сих пор оставалась вне региональных интеграционных процессов. По мнению западных аналитиков, в результате массированной политико-экономической интервенции буквально через 3-5 лет евро-атлантическая ориентация всех стран Южного Кавказа станет необратимым процессом. То есть России все равно придется уйти из Южного Кавказа, но постепенно, получая некоторые политико-экономические преференции, самое главное - без катаклизмов и сохраняя лицо. По мнению некоторых западных аналитиков, серьезные катаклизмы внутриполитического характера с вовлечением России в странах Южного Кавказа, наоборот, могут затормозить процесс евро-атлантической интеграции данного региона.

Поэтому можно предположить, что сегодня мы становимся свидетелями сложной дипломатической игры, результатом которой станет "сговор" между Россией и Западом на условиях урегулирования армяно-азербайджанского конфликта и сохранения ныне существующего внутриполитического статус-кво как в Армении, так и Азербайджане. Ведь западные сопредседатели МГ ОБСЕ (Минская группа ОБСЕ. - прим. ИА REGNUM) не раз намекали, что правящим элитам и Армении, и Азербайджана намного проще будет, если они пойдут на выборы с урегулированным конфликтом вокруг Нагорного Карабаха". ("Зеркало")

Азербайджан-Грузия

Глава МИД Грузии Гела Бежуашвили совершил краткосрочную остановку в Баку по пути в Москву на встречу министров иностранных дел стран Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). В Баку главы МИД Азербайджана и Грузии обсудили вопросы развития азербайджано-грузинских отношений и взаимодействия двух стран в международных организациях. Как сообщил на пресс-конференции по итогам переговоров глава МИД Азербайджанской Республики (АР) Эльмар Мамедъяров, стороны обсудили все аспекты двустороннего сотрудничества. В политическом плане двусторонние связи базируются на отношениях стратегического партнерства, сказал Мамедъяров. "Активное сотрудничество в экономической сфере оказывает позитивное влияние на общую ситуацию", - отметил он. (ИА "Тренд")

Был затронут вопрос о положении азербайджанцев в Грузии, сообщил Мамедъяров. Главы МИД затронули и вопросы, связанные с делимитацией госграницы. Достигнута договоренность о проведении в ноябре в Баку заседания госкомиссий по делимитации. Между тем источники в МИД Грузии сообщают, что Тбилиси предлагает Баку часть грузинской территории в обмен на архитектурный комплекс Давид-Гареджи. Отметим, что этот архитектурный памятник был создан в первой половине шестого века. Комплекс представляет собой около 20 монастырей, высеченных в скалах, и охватывает территории трех районов Грузии. Граница между двумя странами проходит по вершине горы, а монастырь находится на азербайджанской территории - на южном склоне горы. Еще один монастырь - Чичхиктури - и церковь Воскресения также стоят на азербайджанской территории. Помимо них, на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Грузинская сторона предлагает перенести границу с вершины горы (высота 813 м) до линии нижней пещеры (800 м) на южном склоне. Эти предложения грузинских общественных организаций об обмене территориями вызвали резкий протест общественности Азербайджана. ("Зеркало")

"Участок границы, который сопряжен с монастырским комплексом Давид Гареджи на территории Грузии, несогласован с азербайджанской стороной". Об этом в интервью ИА "Азери-Пресс" заявил замминистра иностранных дел Грузии, председатель государственной комиссии по делимитации и демаркации Георгий Манджгаладзе. По его словам, часть монастыря, общая площадь которого составляет около 100 кв. км, в период СССР находилась на территории Азербайджана. "Это довольно большой монастырский комплекс, на территории площадью около 100 кв. км, часть его еще в советское время находилась на территории Азербайджана. Исходя из того, что памятник является памятником культурного значения, я не исключаю, что возможен компромиссный вариант относительно этой территории, такой как обмен частями пограничных районов. Это довольно распространенный прецедент в мировой практике". Георгий Манджгаладзе опроверг сообщения грузинских СМИ о занятии части монастырского комплекса азербайджанскими пограничниками. "Эти сообщения необоснованны. Согласно обоюдному соглашению между странами, пограничные ведомства действуют скоординированно на несогласованных участках госграницы".

Председатель фракции "Демократический фронт" парламента Грузии Звиад Дзидзигури призывает правительство принять меры для защиты памятника грузинской культуры в Азербайджане - комплекса Давида Гареджи. На чрезвычайном брифинге депутат указал, что азербайджанские пограничники разместились у комплекса Давида Гареджи и сделали это не по собственному желанию, "а по указанию свыше". Он призвал президента Грузии Михаила Саакашвили и правительство своевременно прореагировать на этот факт, "иначе памятник грузинской культуры вскоре может быть объявлен собственностью древней Албании". ("Эхо")

Депутат азербайджанского парламента (Милли Мджлис) Фазиль Мустафаев считает недопустимыми претензии грузинских коллег. "Нельзя допустить, чтобы другая страна под предлогом защиты культурного памятника попыталась добиться получения какой-то части территории Азербайджана или каких-то привилегий. Наше правительство должно указать, что, независимо от местонахождения какого-либо монастыря, подобные памятники защищаются азербайджанской стороной", - сказал "Эхо" парламентарий. Мустафаев не разделяет мнения о том, что грузинские депутаты действуют в этом вопросе активнее, чем их азербайджанские коллеги. Он утверждает, что как раз в "грузинском" вопросе народные избранники Азербайджана занимают весьма активную позицию. "Депутаты, входящие в азербайджано-грузинскую межпарламентскую рабочую группу, несколько раз посещали Грузию и поднимали проблемы, связанные с этой страной. Однако подобная активность не чувствуется в деятельности исполнительных структур. Они полагают, что "грузинский" вопрос сам по себе разрешится. Но на самом деле в грузино-азербайджанских отношениях существует множество пробелов", - подчеркнул народный избранник. По его словам, несмотря на уступки азербайджанской стороны в вопросах, связанных с прокладкой нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, не было достигнуто продвижений в судьбе азербайджанцев, проживающих в Грузии. И это приводит, по его мнению, к тому, что грузинские парламентарии, пользуясь безразличным отношением официального Баку, пытаются добиться более весомых выгод. "Это заявление не может стать для нас неожиданностью. Азербайджанская сторона должна демонстрировать в таких вопросах еще более откровенную и жесткую позицию", - уверяет он. Кроме того, он считает, что переговоры по поводу делимитации границ зависят от соглашения между правительствами двух стран. Он заметил, что азербайджанская сторона должна продемонстрировать большую заинтересованность и добиться скорейшего разрешения этого спорного вопроса. "Нынешние условия показывают, что за Грузией стоит больше международных сил, чем за Азербайджаном. Азербайджан должен учитывать, что в спорных вопросах в дальнейшем он может столкнуться с куда более сложными проблемами. Рассмотрение вопросов делимитации и демаркации границ продолжается уже более 10 лет, и они должны были быть давно завершены. Несмотря на подобные заявления, у грузинской стороны нет какого-либо серьезного упрека в адрес Азербайджана. Если азербайджанская сторона проявит активность, то сможет добиться скорейшего завершения этого обсуждения", - заключил он.

Глава МИД Грузии Гела Бежуашвили заявил в Баку, что Грузия заинтересована в альтернативных источниках газа, включая Азербайджан, и транзите газа из других стран через территорию Азербайджана. В то же время Тбилиси готов продолжить сотрудничество в энергетической сфере с Россией. Однако это сотрудничество будет зависеть от коммерческих условий поставок газа. Отвечая на вопрос о возможном посредничестве Азербайджана в нормализации грузино-российских отношений, Бежуашвили сказал, что в таком посредничестве необходимости нет. Он отрицательно ответил на вопрос о возможном визите президента Михаила Саакашвили в Россию. Однако он не исключил возможности контактов глав двух государств на предстоящем саммите СНГ. Двусторонняя встреча не запланирована, "но нам всем надо работать, чтобы такая встреча в обозримом будущем состоялась", сказал Бежуашвили. ("Новое время")

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

"Зеркало" пишет: "Что касается обсуждения вопроса о неурегулированных конфликтах на Генассамблее ООН, то Азербайджан, кажется, пока не собирается торопить события. Ведь, в отличие от грузинских и молдавского конфликтов, урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха находится в центре внимания международных посредников в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Стороны, по крайней мере в своих публичных заявлениях, не исключают, что до конца этого, а может быть, в начале будущего года удастся достичь каких-то договоренностей. Поэтому официальному Баку нецелесообразно настаивать на обсуждении данного вопроса на Генассамблее ООН до завершения нынешнего раунда мирных переговоров. Тем более, что глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров буквально накануне заявил, что новые предложения сопредседателей МГ ОБСЕ в принципе приемлемы для Азербайджана. По словам главы МИД, можно сделать вывод о том, что посредники ждут официальной реакции Армении на эти предложения. Если сторонам удастся договориться, то обсуждение армяно-азербайджанского конфликта на Генассамблее ООН потеряет свою актуальность. А если нет, то официальный Баку может потребовать обсуждения этого вопроса в течение почти всего будущего года, по сентябрь включительно. Кроме того, в случае провала нынешнего раунда мирных переговоров Баку может настаивать на включении в резолюцию Генассамблеи очень жестких формулировок в отношении Армении, что вполне укладывается в русло заявлений Ильхама Алиева о возможном пересмотре стратегии урегулирования армяно-азербайджанского конфликта".

Свое мнение о последних событиях вокруг переговорного процесса по Карабаху в интервью газете "Эхо" высказал политолог Ильгар Мамедов:

"Если позиция азербайджанского руководства остается неизменной, то есть та позиция, которую сформулировал и неоднократно повторял президент страны: Азербайджан ни сейчас, ни когда-либо в будущем не согласится на проект, предполагающий отторжение Нагорного Карабаха от нашей страны, то приемлемы и возможны все варианты разрешения армяно-азербайджанского конфликта. Все эти пакетные, поэтапные, пакетно-поэтапные варианты - просто декорация. Вопрос сводится к тому, чьим будет Карабах после полного воплощения в жизнь плана урегулирования.

Но ведь на протяжении многих лет Баку настаивает на поэтапном урегулировании, а Ереван видит решение конфликта только в пакетном соглашении...

Можно найти пакетное соглашение, которое устроит Азербайджан и, напротив, не устроит Армению. В данном случае разговоры о пакетном или поэтапном урегулировании - это пропагандистская волна для несведущих. Мнение о том, что любой поэтапный план для Азербайджана лучше пакетного - глупость. То есть, к примеру, в пакетное соглашение может включать пункт о том, что Карабах является суверенной территорией. Разве нам не выгодно?!

Армянский министр утверждает, что Ереван будет обсуждать вопрос территорий только после того, когда возникнет конкретика в вопросе статуса Нагорного Карабаха?

Это другой вариант словесного оформления известной армянской позиции. Но вместе с тем она выглядит несколько смягченной, чем прежний вариант. Одно дело - ждать конкретики в статусе Карабаха и рассуждать, каким он должен быть, и совсем другое - упорно утверждать, что Нагорный Карабах не может быть в составе Азербайджана. То есть ощущается малозаметное, но смягчение позиции. В этом контексте не исключено, что армянская сторона может использовать это смягчение для получения дивидендов на предстоящих парламентских выборах.

Последнее время наблюдается интенсивный график встреч между главами МИД Армении и Азербайджана. Хотя ранее армянский министр и вовсе отказался встречаться со своим азербайджанским коллегой. Чем вызван, на ваш взгляд, этот плотный график?

Я больше склонен думать, что на стороны давят и они вынуждены встречаться. Но тут постепенно в переговорный процесс вмешивается фактор предстоящих парламентских выборов в Армении, которые должны состояться в следующем году. Это решающие выборы. Руководству Армении хотелось бы видеть поддержку и поблажки со стороны тех, кто подстегивает и давит на переговорный процесс. В этом плане для Азербайджана открываются интересные перспективы. Посмотрим, насколько они реализуемы.

Кстати, в последнее время очень много говорят о военном бюджете Азербайджана на 2007 год, который составит порядка одного миллиарда долларов США и превысит весь бюджет Республики Армения. Но вместе с тем и в Ереване, и ряд местных экспертов указывают на высокий уровень коррупции и иные факторы, которые не позволят Баку реально изменить ситуацию в этом направлении...

Даже если половину выделяемых средств "съедят", оставшаяся часть, при условии постоянного наращивания военного бюджета, создаст прекрасные условия для военного преимущества Азербайджана, которое станет политическим фактором". ("Эхо")

Министр обороны Армении Серж Саркисян считает, что его азербайджанский коллега также выступает за сохранение режима прекращения огня. "Он тоже желает, чтобы режим прекращения огня не нарушался", - сказал Саркисян журналистам, комментируя недавнюю встречу глав оборонных ведомств двух стран. "Просто мы должны осознавать, что если с двух сторон стоят десятки тысяч вооруженных людей, то в определенных случаях могут быть выстрелы. Важно, чтобы эти выстрелы не были преднамеренными и не вылились в крупные инциденты", - отметил министр обороны Армении. (ИА "Тренд")

Из интервью главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова интернет-изданию Day.Az:

"Как вы можете охарактеризовать итоги встречи с министром иностранных дел Армении во Франции? Чего вы ожидаете от предстоящей встречи в Брюсселе?

Встреча в Париже - это уже история. Как вы уже знаете, очередная встреча пройдет 14 ноября в Брюсселе. В указанный день и Азербайджан, и Грузия, и Армения должны подписать с Европейским союзом план действия по сотрудничеству в рамках Новой европейской политики добрососедства. И в преддверии этого события мы собираемся провести такую встречу, на которой планируется обсудить новые предложения и идеи, с которыми в Москве выступили сопредседатели Минской группы ОБСЕ.

Вы можете раскрыть суть этих предложений?

Пока еще рано это делать. Если говорить кратко, то среди существующих 8-9 элементов мы затронули один-два момента и на самом деле затруднялись с определением вопроса, имеются ли какие-нибудь подвижки вперед. И в последний раз в Москве сопредседатели поделились с нами некоторыми новыми мыслями, чтобы мы тоже их обдумали. И мы, и армянская сторона, в свою очередь, подумали, что, возможно, здесь может возникнуть удобная возможность, чтобы мы работали в этом направлении. В настоящее время обдумываем их, рассматриваем с различных ракурсов и пришли к мнению, что над ними, в принципе, можно поработать. Но, как вы знаете, это не односложный путь. Ведь учитывается не только позиция азербайджанской стороны, изучается также и мнение противоположного лагеря. И в результате должно быть определено направление, в котором необходимо продолжать работу".

Экономика

В Международном суде по защите инвестиций компания "Бармек-Азербайджан" потребует от правительства Азербайджана выплатить в качестве компенсации 291 млн. манатов. (более 310 млн. долл.). Об этом ИА "Азери-Пресс" сообщил президент компании Гусейн Арабул. По его словам, если учитывать проценты, то сумма компенсации может возрасти: "На суде я поднял несколько вопросов. Первое, согласно договору, правительство должно выплатить 140-150 млн. манатов. По условиям документа, правительство обязалось рассмотреть тарифы в 2005-2006 годах, однако не выполнило обязательства. Я требую выплаты средств вместе с процентами за 4 года". Арабул подчеркнул, что АО "Азерэнержи" рассчитало технические издержки "Бармек" по 17,63%, за что Министерство налогов оштрафовало компанию на 4 млн. долларов. Отметим, что иск "Бармек" Международный суд принял к рассмотрению 18 октября.

В связи с резким повышением стоимости цемента в Азербайджане Департамент по антимонопольной политике Министерства экономического развития (МЭР) Азербайджана начал мониторинг рынка аналогичной продукции, пишет "Эхо". По сообщению пресс-службы МЭР, целью рабочей группы, созданной для проведения мониторинга, является выявление факторов, влияющих на стоимость цемента. "Задачами группы также являются определение уровня выполнения антимонопольного законодательства при создании дилерской и дистрибьюторской сети реализации продукции, качество цемента и его маркировка".

Но представители неправительственных организаций, эксперты которых периодически проводят изучение состояния рынка, подчеркивают, что причинами столь резкого подорожания являются сети розничной и оптовой продажи цемента. Наблюдения показали, что большая часть торговых объектов реализует цемент без сопутствующих документов, в частности счетов-фактур, поэтому невозможно определить их производителя. С другой стороны, фактический объем ежегодного спроса страны в цементе составляет 3,5 млн. тонн, в то время как официальные структуры оценивают этот показатель на уровне 2,6 млн. тонн. Как пишет "Эхо", официально оглашенный объем ежегодного импорта цемента в Азербайджан, определенный на уровне 0,4-0,5 млн. тонн, также занижен.

В свою очередь один из членов парламента, пожелавший остаться неизвестным, сообщил газете "Эхо", что за последнее время стоимость цемента на потребительском рынке действительно резко повысилась. "Подобные перемены на рынке стимулируют рост стоимости недвижимости, в частности квартир в новостройках. Также повышаются расходы владельцев частных домов, которые возводят жилье на своих земельных участках". По его словам, вряд ли проверки приведут к снижению стоимости цемента, так как некоторые виды потребительских товаров, как правило, повышаются в цене в результате "усилий" монопольных формирований.

В течение последней недели цены на цемент в Азербайджане выросли на 28%, достигнув 9 манатов (более 10 долларов), в то время как наибольшая отпускная стоимость товара составляет 4,27 маната за упаковку. (ИА "Туран")

С 1997 года до конца сентября 2006 года по Северному экспортному трубопроводу (Баку-Новороссийск) было экспортировано примерно 172 миллиона баррелей нефти. В настоящее время партнеры проекта "Азери-Чыраг-Гюнешли" (АЧГ) посредством Северного экспортного трубопровода транспортируют в день 20 тысяч баррелей нефти. (ИА "АзерТАдж")

CITES (Конвенция о международной торговле вымирающими видами дикой флоры и фауны) вновь оставила в силе запрет на экспорт черной икры и осетровых Каспия. Этот запрет касается всех прикаспийских стран, кроме Ирана. Отвечая на вопросы ИА "Азери-Пресс", министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Гусейн Багиров заявил: "Решение CITES нелогично, равно как и голосование США за этот запрет. С другой стороны, остается неясным, чему оно служит. Если бы запрет касался всех прикаспийских государств, мы бы только приветствовали этот шаг". "Решение CITES преследует политические цели. Однако это не повлечет убытков для Азербайджана", - сказал министр. Отвечая на вопрос: "Иностранные компании продолжают производство золота на оккупированных азербайджанских территориях. Что вы делаете для устранения этого?", министр сказал: "От Армении - государства-агрессора - можно ожидать таких действий. Однако непонятна позиция компаний, наделенных правом добывать золото на территории Азербайджана. Например, такое право имеет канадская R.V. Investment, которая не должна допускать деятельность других компаний на выделенной ей территории, добиться решения проблемы судебным путем. В Кельбаджаре добычей золота занимается канадская First Dynasty Mines. Поскольку First Dynasty Mines прошла регистрацию в Канаде, R.V. Investment может добиться решения проблемы в рамках законов своей страны".

Как сообщает ИА "АзерТАдж" со ссылкой на компанию British Petroleum (BP), в настоящее время на платформе "Центральный Азери" (ЦА) нефть добывается из 11 скважин. Эксплуатационная производительность платформы составляет 91 процент. По данным на конец сентября с "Центрального Азери" было добыто примерно 60 миллионов баррелей нефти (около 8 миллионов тонн). А на платформе "Западный Азери" эксплуатируется пять скважин. С начала ввода в действие платформы, с января и по сей день, добыт 21 миллион баррелей нефти (около 3 миллионов тонн). Вторая пробуренная с платформы скважина сдана в эксплуатацию в начале октября. По мере увеличения числа пробуренных с платформы скважин возрастет и добыча нефти. Отбор нефти из первой из восьми опережающих скважин на месторождении "Восточный Азери" (ВА) начался с 21 октября, с опережением графика на 4 месяца. Напомним, что "Восточным Азери" ("ВА") завершается 2-я фаза освоения блока "Азери-Чыраг-Гюнешли" в азербайджанском секторе Каспийского моря. Первая нефть из "ВА" в настоящее время транспортируется в направлении берега по новому подводному трубопроводу. Ожидается, что она достигнет Сангачальского терминала примерно через 10 дней. Ныне из одной скважины в день добывается около 25 тысяч баррелей нефти. В ходе самой высокой добычи на платформе "ВА" в течение дня будет добываться 260 тысяч баррелей нефти, таким образом, включая "Западный" и "Центральный Азери", на месторождении "Азери" объем общей добычи составит свыше 800 тысяч баррелей нефти в день.

За третий квартал 2006 года объем внешнего долга под государственные гарантии вырос на 6,1%. К 1 октября объем внешнего долга составлял $1915,7 млн. против $1806,3 млн. кварталом ранее. При этом освоенный долг эквивалентен 9,7% валового внутреннего продукта. На душу населения приходится $225,8 долга. За полугодие расходы по обслуживанию внешних долгов составили $97,8 млн., включая $73,7 млн., пошедших на погашение основных сумм, и $24,1 млн. - на выплату процентов. При этом $29,2 млн. было выплачено из государственного бюджета, а на погашение основного долга перед МВФ Национальный банк направил $31,6 млн. Взносы в международные организации составили $4,8 млн., в том числе в общественно-политические - $2,9 млн., в финансово-кредитные - $1,9 млн. Остаток по долгу на инвестиционные цели составил $1521,7 млн., включая $730,3 млн. для электроэнергетики, $297,5 млн. для дорожного строительства и транспорта, $142,9 млн. для социальной сферы, $132,5 млн. для сельского хозяйства. Остаток по долгу на экономические реформы, равный $394 млн., сложился из долга перед МВФ ($138,4 млн.) и перед группой Всемирного банка ($255,6 млн.). (ИА "Финэко")