"Карикатурный" скандал, затронувший и Россию, заставляет еще раз обратить внимание на тему воспитания культуры межнационального общения. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с доцентом исторического факультета МГУ им. Ломоносова, председателем правления Межрегиональной общественной организации "Объединение преподавателей истории" (МОООПИ) Александром Шевыревым - одним из редакторов недавно изданного учебного пособия "Мозаика культур", предназначенного для преподавания истории и обществознания в средней школе и направленного на развитие толерантности в условиях поликультурного общества.

REGNUM: Александр Павлович, почти два года назад мы беседовали с вами о проекте "Мозаика культур", который тогда находился в стадии разработки.

Наш проект завершился. Его результатом стало издание пособия "Мозаика культур", которое состоит из двух книг, одна из которых предназначена для учеников средней школы, а другая является методическим пособием для учителей. Его авторы: Виктор Шаповал, Ирина Уколова, Ольга Стрелова, Светлана Яловицына, Марина Ерохина, Ирина Хромова, Артур Цуциев, Юлия Кушнерева, Людмила Гатагова, а редактировали пособие Тамара Эйдельман и я.

Материалы, собранные в этом пособии, могут быть использованы на уроках истории и обществознания в разных классах, начиная с седьмого, но преимущественно пособие ориентировано на старшие классы - десятый и одиннадцатый. Учитывая, что сейчас школы получили право вводить у себя так называемые элективные курсы, то есть курсы по выбору учащихся, мы полагаем, что наше пособие можно использовать и как основу отдельного курса, посвященного основам межнациональной, межрелигиозной и межкультурной толерантности в условиях поликультурного общества.

Нам удалось выпустить пособие тиражом в 2500 экземпляров для учеников и 500 - для учителей. Книги красиво изданы - на хорошей бумаге с отличными иллюстрациями и картами. Некоторое время мы колебались - не стоит ли сэкономить на полиграфии и за счет этого сделать более массовый тираж, но опыт предыдущего издательского проекта убедил нас, что низкое качество иллюстраций существенно снижает эффективность пособия. Главное в наших картинках - это то, что их нужно рассматривать. В пособии много заданий заключается именно в работе с ними. Мы хотим научить школьников обращать внимание на детали, на особенности незнакомой культуры, будь то культура другого народа или культура современного мегаполиса, и иллюстрации играют в этом очень важную роль.

Мы бесплатно разослали наше пособие через Институты повышения квалификации учителей в шесть регионов - Приморский и Хабаровский края, Ростовскую область, Северную Осетию, Татарстан и Москву. В этих регионах мы проводили семинары для учителей, пока шла работа над пособием, и многих учителей знаем лично. Сейчас учителя уже получили эти книги и начинают работать по ним; в конце учебного года мы ожидаем поступления первых отзывов.

Сейчас весь тираж уже разошелся, но мы планируем переиздание.

REGNUM: Имеет ли ваше пособие гриф Министерства образования и науки?

Нет, получение грифа обязательно только для учебников, наше пособие является дополнительным. Но мы собираемся подать заявку в Федеральный экспертный совет, перед тем как запустить второе издание.

REGNUM: После выхода пособия "Мозаика культур" МОООПИ собирается продолжать работать над темой воспитания толерантности?

Да, причем в самых разнообразных формах. Мы работаем над программой повышения квалификации для учителей по этой тематике, планируем организовать в Москве очные и заочные курсы по преподаванию истории в поликультурном обществе.

Кроме того, мы объявили конкурс работ школьников "Встреча культур" на те сюжеты, которые затронуты и в "Мозаике культур", - "Разнообразие в единстве", "Религиозная палитра России", "Город - единство непохожих" и др. Мы предложили представлять работы в самых разнообразных формах: историческое или социологическое исследование, анализ содержания СМИ и Интернет-ресурсов, создание сайта, социальные проекты. Главная задача этого конкурса - содействовать развитию толерантности, осознанию многообразности, поликультурности нашего общества и нашей истории. Для нас очень важно, чтобы дети использовали свой региональный материал и, конечно, чтобы они демонстрировали собственный взгляд на проблему. Мы получили больше 300 работ (честно говоря, такая активность стала для нас неожиданностью), сейчас над ними работает жюри. Победители будут объявлены в мае.

REGNUM: Вы планируете сделать этот конкурс ежегодным?

Конечно, мы хотели бы. Но сейчас мы занимаемся этим практически на голом энтузиазме. Нам удалось осуществить издание пособия благодаря гранту голландской программы МАТРА, но сейчас эти деньги закончились. Сейчас мы озабочены тем, чтобы изыскать средства на призы победителям конкурса. Изначально мы планировали награждение почетными дипломами - это предусмотрено условиями конкурса, но хочется, конечно, чтобы авторы 6-10 лучших работ получили более существенные награды - хорошие книги, компакт-диски или полезную для учебы технику.

REGNUM: Чем, на ваш взгляд, тематика толерантности и межкультурного общения может привлекать современных подростков?

Спасибо за этот очень хороший вопрос. Мы действительно должны думать о том, чтобы именно привлекать внимание к этой тематике. На наш взгляд, демонстрация историческими примерами "нормальности" поликультурного общества, органичности миграций людей, возможности разрешения конфликтов безболезненными средствами и достойного поведения в условиях острейших конфликтов - это те средства, которые помогут осознать, что сегодняшние проблемы возникли не вчера, и что человечество уже накопило немалый опыт их разрешения.

Другой способ привлечь внимание подростков - это перейти на их интеллектуально-эмоциональный уровень восприятия чужой культуры, дать им возможность побывать в шкуре другого и почувствовать, что другой - это не обязательно чужой. Например, изучение истории миграций собственной семьи, анализ воспоминаний депортированных детей или сочинение автобиографии изображенного на фотографии гастарбайтера могут помочь осознать мотивы миграций и трудности, с которыми сталкиваются обыкновенные мигранты.

Наконец, надо дать школьникам понять, что у другого есть своя правда. В любом историческом событии участвуют многие люди, и каждый из них имеет свое видение этого события. Одной, единственно правильной оценки не существует, поэтому, чтобы сформировать свое отношение как к историческим, так и к современным событиям, нужно уметь внимательно выслушать другого. Работая над пособием "Мозаика культур", объявляя конкурс "Встреча культур", мы надеялись решить именно эти задачи.