После строительства ядерного могильника в Литве на отдыхе интуристов можно поставить крест: интервью Дайниса Иванса ИА REGNUM
Планы Евросоюза построить в Литве ядерный могильник, в котором будут храниться отходы от Игналинской АЭС, продолжают вызывать неоднозначную реакцию в Прибалтике. Согласно проектным расчетам, территория хранилища составит 40 гектаров, на которых в особой зоне хранения (3 га) разместят 50 емкостей общим объемом 100 тысяч кубометров ядерных отходов. Пользоваться хранилищем планируют до 2030 года, при этом еще 300 лет этот участок земли должен находиться под надзором Литвы. Ситуацию ИА REGNUM комментирует депутат Рижской городской думы, известный латвийский политик и публицист Дайнис Иванс, принявший участие в прошедшем 27 августа международном форуме "Литва-Евросоюз: проблемы ядерной безопасности".
ИА REGNUM: Насколько, по-вашему, сильно в Латвии общественное мнение против строительства ядерного могильника?
Я удивлен информацией, которую узнал на форуме. Мы слышали, что закрывается Игналина, что это европейское требование и строить ядерный могильник тоже будет Евросоюз. А значит, нам нечего беспокоиться. Здесь же я узнал, что дело более чем серьезно. Факты, которые я узнал на форуме, заставили меня сомневаться, происходит ли достаточно серьезная подготовка к открытию могильника. А это все-таки касается наших границ (могильник предполагается построить в 11,5 км от латвийской границы. - ИА REGNUM). Причем, потенциально опасный объект будет находиться в 20 км от нашей главной водной артерии Даугавы, которая питает Ригу. И сегодняшний разговор о последствиях катастрофы на Чернобыльской АЭС и будущей ликвидации Игналинской АЭС - это разговор в контексте всего Балтийского региона.
ИА REGNUM: Но, может быть, раз Европейский Союз построит ядерный могильник, то нет повода опасаться. Все будет в высшей степени на современном технологическом уровне с максимальными требованиями к экологии...
Повод есть, поскольку уже происходят нарушения. Тот факт, что представителями Евросоюза до сих пор не проведены общественные слушания, а уже заключены первые контракты на строительство хранилища, совершенно неизвестен общественности Латвии. Есть еще психологический фактор не в пользу наших соседей. Взять литовскую Бутингу, где сейчас расположен нефтетерминал. Рядом с ним такие красивые пляжи, но там никто не отдыхает. Один такой терминал на 50% снижает рекреационный бизнес. Есть Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, который "прекрасно" загрязняет. А если будет еще могильник, то на отдыхе иностранных туристов в Литве, думаю, можно будет поставить крест.
ИА REGNUM: Можно спрогнозировать - латвийская общественность поднимется на защиту?
К сожалению, это проблема массовой культуры и гонение за деньгами, когда люди становятся недееспособными, как после ядерной бомбы. С другой стороны, я вспоминаю конец 80-х годов, когда я выступал в прессе против строительства еще Советским Союзом Даугавпилской ГЭС. И мне говорили, ты что - дурак, да никто же не остановит процес, в который СССР вложил 20 млн. рублей. Но за год мы подняли общественность республики и остановили разрушительное для природы производство. Я остаюсь публицистом и обязательно напишу в одной из центральных газет Латвии статью о сегодяшней встрече. Но мне кажется, что за 20 лет после чернобыльской катастрофы, мы как-то забыли о полученном уроке, за который мы будем еще долго платить.
ИА REGNUM: По вашему мнению, насколько Евросоюз мощней СССР, и воспримет ли он ваше будущее общественное мнение против строительства в Прибалтике хранилища ядерных отходов?
Возможности Евросоюза велики, но, я думаю, что снизу и с палкой мы должны заставить "белые воротнички" думать во благо людей.
- Илон Маск назвал ключевое условие для урегулирования конфликта на Украине
- Несколько украинских беспилотников сбили над Воронежской областью
- Евросоюз ужесточил рекомендации по полётам в воздушном пространстве России
- В бундестаге проверят законность агитации Маска в поддержку АдГ
- Заявившего о наличии бомб пассажира рейса Нижнекамск — Москва задержали