Каким президентом хотела стать Тимошенко? Интервью Тараса Черновила ИА REGNUM
Справка ИА REGNUM. Чорновил Тарас Вячеславович - Народный депутат Украины, сын известного общественного деятеля, правозащитника, впоследствии - председателя Львовского областного совета и народного депутата Украины Вячеслава Чорновила. В школьные годы сотрудничал с правозащитной Украинской Хельсинской группой, за что преследовался органами КГБ СССР. Активный участник и организатор акций оппозиции в 1986-90 гг. и в 2000-2001 гг. Член-основатель Форума национального спасения и Гражданского комитета "За правду!" (2001 г.) Член парламентской фракции "Регионы Украины".
ИА REGNUM: Почему вы называете "оранжевую" революцию переворотом?
Собственно говоря, это даже не переворот. Это вариант дворцового путча. Революция предполагает кардинальную смену властных элит, принципов деятельности государства, моральных принципов, политической доктрины. Этого не произошло. Власть, по сути, не поменялась. Переворот - это ведь тоже кардинальный перелом. А вот дворцовый переворот, подходит под то, что произошло на Украине. Одного сменил другой.
ИА REGNUM: Вы говорите о какой-то преемственности между Кучмой и Ющенко?
Ющенко был поставлен премьер-министром именно Кучмой. Причем он был поставлен в то период, когда у Кучмы были огромные проблемы после выборов 1999 года. Тогда очень серьезно во всем мире предали сомнению исход выборов. И Кучма искал способ себя как-то легитимизировать. У Ющенко уже тогда был определенный прозападный имидж, имидж банкира, который сотрудничал с Международным Валютным Фондом. Поэтому Кучма поставил Ющенко как человека, который может дать ему дополнительную легитимность. Он практически стал спасателем Кучмы. И в течение 2000 года у Кучмы исчезло множество проблем. Легитимизация прошла полная. Это уже потом было дело Гонгадзе, скандал с "Кольчугами" и все пошло не так.
ИА REGNUM: А потом Ющенко стал оппозиционером?
И то только формально. Взять хотя бы дело Гонгадзе. "Оранжевая" оппозиция вознесла на свой щит этого журналиста. Но Гонгадзе исчез, когда Ющенко был премьер-министром. При этом никаких распоряжений о срочном расследовании или каких-то заявлений Ющенко не делал. Более того, в это время в конце 2000 года проходит акция "Украина без Кучмы". Ни слова со стороны Ющенко не было сказано. Дальше с жесточайшими нарушениями процедуры снимают с поста его заместителя вице-премьера Юлию Тимошенко, перед этим снимают министра иностранных дел - прозападного Тарасюка. Причем снимают их действительно с нарушением конституционной процедуры. Ющенко же всё постфактум задним числом подписывает, полностью со всем соглашается.
Ющенко в это время предал именно тех, кто действительно хотел сделать революцию по событиям 2001 года. Я их и характеризую как неудавшихся революционеров.
ИА REGNUM: Вы имеете в виду движение "Украина без Кучмы"?
Это было намного шире. Помимо "Украины без Кучмы", был и "Фронт национального спасения", кроме того, было очень много других самостоятельных групп, которые тогда поднимались.
И Ющенко снова спас Кучму, когда вместе с ним подписал так называемое письмо троих. Его подписали Ющенко, Кучма и тогдашний спикер парламента Иван Плющ - теперешний соратник Ющенко. В этом письме все оппозиционеры, которые боролись против Кучмы, были названы национал-социалистами, фашистами, предателями Родины и так далее. Было жесточайшее заявление.
И в этой ситуации говорить о том, что произошла революция? Нет, просто Ющенко - один из фаворитов Кучмы, который потом впал в немилость.
Кучме надо было регулярно обновлять властные элиты, чтобы всем дать порулить, чтобы всех успокоить. Именно те люди, которые раньше были при Кучме, сегодня собрались вокруг Ющенко. Например, Пётр Порошенко [ныне глава Совета Безопасности и Обороны Украины, - ИА REGNUM] был особенно приближен к Кучме. Он в свое время был одним из основателей Партии Регионов, Кучма помогал ему создавать свою партию. То есть пришла та же самая часть камарильи, которая в определенное время оказалась обиженной и немного отстранена от власти. То есть это классический дворцовый переворот.
ИА REGNUM: Можно ли тогда было называть Тимошенко оппозиционером?
Тимошенко, по крайней мере, попробовала оппозиционный хлеб. Но в действительности то, что было в 2001 году, было во многом конъюнктурной оппозицией. Мы с Юлией Тимошенко тогда были ближайшими друзьями. Я к ней пришел на следующий день после того, как ее сняли с поста вице-премьера. Мы вместе сели и начали разрабатывать структурирование оппозиции. Буквально через день мы уже выписывали структуры и людей. Но уже через несколько месяцев, когда она уже отсидела в тюрьме, стало абсолютно четко видно, что она находится в оппозиции не столько к системе, сколько к определенному человеку - Кучме. Она начала разрушать ту системную оппозицию, которую мы вместе создавали, и начала создавать структуры, направленные исключительно на точечный и персонифицированный удар. То есть - на снятие Кучмы и новые выборы, на которых она рассчитывала победить. Ющенко тогда еще не был настолько безальтернативным. Тогда стало ясно, что у нее задание было совсем другое, чем у нас всех. Она хотела убрать с кресла Кучму, посадить себя и сохранить всю эту систему.
Но если говорить об оппозиционности - то она была в оппозиции. Даже притом, что раньше она обслуживала Кучму и Лазаренко по основным финансовым потокам и была довольно серьезной частью той системы.
ИА REGNUM: Чем в той системе занималась Тимошенко?
Нефтегазовой сферой. Она принимала активное участие в регулировании значительной части финансовых потоков, особенно тех, которые шли из государственного бюджета через нее по энергетическому комплексу. Когда же ее посадили в 2001-ом, то, по сути, не смогли даже довести дело до суда. Ее выпустили из-за того, что все реальные обвинения не могли выдвинуть по единственной причине - по каждому пункту обязательно в каком-то качестве фигурировал бы и Кучма.
ИА REGNUM: Как вы сейчас относитесь к Тимошенко?
Мне кажется, что очень многое изменилось в ней самой. Если тогда в 2001-ом я видел человека, который очень конструктивно мыслил, человека, который практически не делал ошибок, то сегодня у меня такое чувство, что что-то с ней самой произошло, и она уже просто психологически не контролирует того, что говорит и делает. Потому что сегодня она делает грубейшие ошибки, допускает экономические провалы, бездарные вещи.
ИА REGNUM: Что же именно в ней изменилось?
В ней появился психологический надрыв и исчезло трезвое нормальное мышление. То есть я не вижу логического мышления, которое всегда у нее доминировало. Иногда она делала вещи, которые, я считал, были неправильными. Но я всегда знал, что она делает то, что считает нужным. И делает это филигранно точно в направлении своих интересов. Но сегодня у нее удивительно неадекватное поведение.
Хотя я не исключаю, что она действует по другому принципу - чем хуже, тем лучше. Она ведь знает, что она основной конкурент Ющенко. И единственное, что ее ожидает - это то, что в определенный момент ее начнут скидывать с властного олимпа. До парламентских выборов ее, конечно, хотят удержать на привязи. Но у нее-то аппетиты большие. Она сейчас ощущает, что если она пойдет сама, то наберет столько же, а может и больше, чем список Ющенко. То есть она хочет доминировать.
ИА REGNUM: Сколько она может самостоятельно взять на парламентских выборах весной 2006-го?
Всё еще может измениться, но сейчас она работает на то, чтобы заполучить 30%.
Мне кажется, что игра идет в такой форме (если это, конечно, игра): она проводит через Верховную Раду очень много обещаний, очень много законопроектов, которые, по сути, сулят народу золотые горы, и одновременно провоцирует, чтобы ее в определенный момент убрали с поста премьер-министра. Она может довести ситуацию до конфликта, когда она просто сможет хлопнуть дверьми и сказать: "У меня были прекрасные идеи, прекрасные планы, но мне не дали работать. Поэтому разбирайтесь сами". А после этого начинается упадок, приходит та кризисная грань, после которой уже начинают чувствоваться плоды ее деятельности. А все эти провалы будут списаны на Ющенко, а все перспективы, которые были - на Тимошенко.
ИА REGNUM: Когда вы думаете, ее отправят в отставку?
Дальше осени тянуть нельзя. Потому, что тогда начнется формирование списков. Если ее сбросить где-то в декабре, то тогда она вряд ли сможет раскрутиться для того, чтобы серьезно выйти на выборы. Ей просто будет это уже трудно сделать. К тому же, если координирует акцию против нее, скажем, Порошенко - человек довольно циничный, то там могут пойти на все, включая и то, что ее партию или блок могут просто снять перед выборами, чтобы Ющенко избавился от своих конкурентов.
- Народный артист России Марк Розовский поддержал жертв террористов. Израильских
- В зону СВО из Грозного отправили новую группу добровольцев
- Эксперт по этике рассказала, как не попасть впросак с новогодним подарком
- В проект ГОСТа для шаурмы внесли два названия продукта
- Ограничение на звонки в мессенджерах назвали жёсткой, но вынужденной мерой