"Выбор сделан" и "главный нарушитель границы - браконьер": обзор прессы Еврейской АО
"Выбор сделан" - так называется материал, опубликованный в областной газете "Биробиджанская звезда". "22 мая на территории Еврейской автономной области состоялись выборы депутатов представительных органов недавно образованных городских и сельских поселений. Кроме того, в Биробиджанском районе проводились дополнительные выборы депутата Законодательного собрания третьего созыва взамен выбывшего. Самая высокая явка избирателей была в Биробиджанском районе - более 56%, в Смидовичском - более 53%, в Ленинском - почти 53%, в Октябрьском и Облученском несколько ниже - соответственно 48% и 36%. На этих выборах порог явки не установлен, поэтому они считаются состоявшимися независимо от активности избирателей. Таким образом, выборы во всех поселениях состоялись, они признаны действительными.
Из политических партий, участвовавших в выборах, наибольшее число мест - 61 - досталось "Единой России". На втором месте - КПРФ с 13 мандатами. Одно место получила ЛДПР. Всего должно было быть избрано 319 депутатов, фактически избрано 317. В Теплоозерском городском поселении, во втором округе, более 25% избирателей проголосовали против всех. Поэтому вместо 6 депутатов здесь избрано только 4. В течение года здесь должны состояться повторные выборы. В целом по поселению должно быть 12 депутатов, а избрано 10. Таким образом, орган сформирован в полномочном составе и может начинать работу.
Что касается Законодательного собрания, здесь выборы считаются состоявшимися при явке не менее 20% избирателей. Уже к 12 часам дня проголосовали более 20%. А к концу дня явка составила почти 60%. Убедительную победу одержал Николай Лысак. Он набрал свыше 60% голосов. Против всех в Биробиджанском районе проголосовало незначительное число избирателей. Директор Валдгеймской школы Николай Лысак был выдвинут кандидатом от регионального отделения политической партии "Единая Россия". Столь активная поддержка избирателей говорит о том, что люди знают и уважают этого человека. Его соперница - частный предприниматель Наталья Байтман - набрала, по предварительным данным, около 20% голосов.
Выборы депутатов представительных органов обошлись областному бюджету в 6 млн. рублей. Для сравнения газета приводит такой факт: на выборы губернатора, когда еще не вышел закон о его назначении, предполагалось затратить 5 млн. рублей".
"Главный нарушитель границы - браконьер", материал с таким названием опубликовала областная газета "Биробиджанер штерн". "В отличие от времен Никиты Карацупы (легендарный дальневосточный пограничник, задержавший в тридцатые годы прошлого века десятки нарушителей границы), сейчас через государственный рубеж между Россией и Китаем нашествия лазутчиков, диверсантов, шпионов не наблюдается. Однако это не означает, что граница с дружественным нам государством стала "прозрачной". Сегодня у пограничников Приамурья другая "головная боль": контрабандисты, незаконные мигранты, "рейды" китайских рыбаков в российские воды Амура, а также набеги ловцов всякой живности.
Не успел еще толком зимний лед пройти по Амуру, как в зону действия некоторых застав Биробиджанского пограничного отряда стали настойчиво стремиться китайские рыбаки. Четверых непрошенных гостей пограничники заставы "Воскресеновская" с помощью народных дружинников задержали при попытке установить сети в российских водах. На другой заставе были взяты в "плен" сразу восемь китайцев. Трофеями пограничных нарядов становятся даже не сотни метров, а целые километры сетей, крючковые снасти, мелкоячеистые вентеря, а иногда... взрывчатка, которой зарубежные браконьеры "бомбят" зимовальные ямы и места скопления рыбы во время нереста.
Проблемой хищнического промысла рыбы озабочено не только командование Биробиджанского отряда, но и их коллеги из погранохраны провинции Хэйлунцзян. Начавшаяся на днях широкомасштабная операция "Путина-Амур-2005" совпала с подобной рыбоохранной акцией на китайской стороне реки, в которой самое активное участие принимают китайские пограничники. При этом по договоренности командования обеих сторон будет проведено несколько совместных рейдов по контролю за режимом границы и правилами рыболовства. С 1 июня по 25 июля по Протоколу Пекинского Соглашения 1994 года в пограничных водах Амура и Уссури приостанавливаются любые виды рыболовства. Режим покоя вводится для того, чтобы дать возможность отнереститься самой ценной рыбе Амура - осетрам и калугам. Как сообщили корреспонденту газеты в штабе отряда, "осетровый" этап охраны (а осенью - "кетовый") китайские пограничники контролируют тотально и жестко. В отличие от российского, рыбоохранное законодательство КНР предусматривает очень серьезные меры наказания за браконьерство.
Более чем 500-километровый участок границы Биробиджанского отряда всегда под неослабным контролем. Этому и подчинена жизнь крупного воинского формирования с более чем двадцатью заставами, учебным центром, где из призывников "выковывают" защитников российского рубежа, штаба, из которого ведется круглосуточное управление всеми подразделениями".
"По какому пути развивалась бы российская словесность, не будь Октября 1917 года" - так называется материал, опубликованный в областной газете "Биробиджанская звезда". Статья опубликована в Дни празднования славянской письменности и культуры. Корреспондент газеты взял интервью у декана филолого-исторического факультета Биробиджанского пединститута профессор Лидии Капуцыной.
- Лидия Николаевна, представьте, что не было не только советской литературы, но даже Октябрь 1917 года в России так и не настал. Был обычный календарный день... Какой бы тогда стала, на ваш взгляд, литература в России?
- История альтернатив не ведает. Та литература, которую мы знаем с 1917 года, появилась не вдруг. Еще с конца XIX - начала XX веков искусство в России было полно тревожных предчувствий: в поэзии, в прозе, в живописи этого времени можно найти прямые пророчества скорых перемен. Ведь поэт, художник - это, образно говоря, нервная система нации. Помните, у Маяковского: "В терновом венке революций грядет шестнадцатый год...". Мне кажется, не будь этих предчувствий, литература в России развивалась бы стабильно. Традиции Достоевского, Толстого, Чехова достались в наследство мироощущению XX века. Оказалось, что зло, о котором предупреждал Достоевский, существует не только в литературных образах, но и в жизни. "Без Бога нам все дозволено, без Бога человек погибнет", - говорил писатель. И вот смотрите: мировые войны, геноцид, атомные бомбардировки - все это теперь реальность. Новый век явил миру незнакомое до этих пор лицо человечества. Тогда что же есть человек? Зло? Мировая литература стала искать ответ.
-... Так появляется роман Булгакова "Мастер и Маргарита"...
- Конечно. И не только. Появляется литература экзистенциализма, описывающая существование человека без Бога. В книге "Посторонний" Камю создает потрясающее впечатление от одиночества человека в кругу близких ему людей. Или вспомните роман японского писателя Кобо Абэ "Женщина в песках", в котором тот показал трагедию человека, живущего вне природы. Ответ на вопрос - откуда берется зло - дан и в романе американца Джона Фаулза "Коллекционер". Зло там, где люди воспитываются без любви...
И вот представьте, что по идеологическим причинам советская литература была лишена возможности изучать мировой опыт, который был накоплен человечеством в течение последних ста лет... Мы не могли размышлять над этими вопросами. Хотя, конечно, в Советском Союзе литература ставила другие, не менее важные для страны вопросы. Было и немало талантов - Пришвин, настоящий философ, Паустовский с чистотой и ясностью внутреннего мира... А что касается Булгакова - его роман "Собачье сердце" я прочла только в 1982 году. Подпольно, можно сказать, по-диссидентски получила из рук в руки копию с французского издания 1927 года. И дошло же оно до Дальнего Востока! Тогда же я прочла "Мастера и Маргариту". Знаете, как было обидно: кто, по какому праву лишил меня возможности читать такие книги? И почему Булгакова лишили права своевременного влияния на литературный процесс века? Вот чем обделил нас Октябрь 1917 года.
- А что же нам делать с советской литературой? Спихнуть с корабля современности?
- Любое уничтожение опять-таки развязывает в человеке тягу к злу, к вседозволенности. В Китае, например, прекрасно уживаются рядом разные идеологии - конфуцианство, даосизм и буддизм. Теперь еще коммунизм. В этом, на мой взгляд, секрет долголетия цивилизации. На самом деле любое произведение, пусть даже самое тенденциозное, интересно как явление времени, как его портрет, памятник.
- У одного литературного критика я вычитала такое выражение "веселые прогульщики социализма". Интересно, кто эти "прогульщики"?
- А давайте поразмышляем. "Прогульщик социализма" - тот, кто остался в стороне от официальной литературы. Возможно, это Довлатов, который не публиковался в России. Или Виктор Ерофеев, литературный критик, исключенный из Союза писателей. Или Высоцкий, о смерти которого "Литературная газета" отозвалась буквально одной строкой. А, может, Битов, чьи книги, несомненно, новаторские, написаны в 70-е годы, а опубликованы только 15 лет спустя? Ахматова? Зощенко? Нет! Я не могу вспомнить ни одного угодившего советскому режиму веселого писателя. Судьба каждого из них - трагедия забвения, преследования, осмеяния. Здесь нет ничего веселого.
- Недаром говорят, что лучшие произведения искусства создаются в момент кризиса. Кажется, Россия как раз переживает такой период?
- Очевидно, любая экстремальная ситуация порождает скрытые силы. Это закон выживания, кстати, очень свойственный для русской нации. Когда-нибудь в русскоязычной литературе появятся новые имена... Но пока российская словесность, как мне кажется, проживает ту стадию постмодернизма, которую уже прошла западная литература. Наши писатели, даже лучшие из них, делают открытия для себя, но не для читателя. Поэтому в произведениях, например, Пелевина я не вижу ничего такого, что бы меня удивило и восхитило.
- А каким должно быть хорошее литературное произведение сегодня?
- Это книга, написанная, прежде всего, хорошим литературным языком. Что теперь, к сожалению, редкость" В области литературоведения, поэзии, прозы все чаще появляются издания, претендующие на высокое искусство, а на деле оказывающиеся низкосортной подделкой. Этакая хлестаковщина, только далеко не безобидная. Ведь на крючок самозванцев от литературы легко ловятся читатели, особо не искушенные в данном деле. В моей библиотеке есть полка, куда я ставлю такие сочинения. Некоторые из них написаны в Биробиджане и теперь хранятся в библиотеках. Это страшно. Потому что чтение низкосортных книжек, пусть даже напечатанных в дорогом переплете, грозит развращением умов молодежи, формированием у нее дурного вкуса. Эта проблема касается не только провинции.
На Урале недавно вышел словарь поэтов ХVII-ХIХ веков, в котором я нашла не только примеры наглого плагиата научных статей известных критиков, но и некоторые грубейшие фактические ошибки. Как вам, например, такое: Яков Полонский, бывший в Крыму в 1845 году, оказывается, тесно подружился там с Пушкиным и даже подарил ему свой сборник стихотворений и попросил маститого поэта передать книгу Плетневу, редактору журнала "Современник". Бред абсолютный. Пушкин был восемь лет в могиле, да и во время пребывания Александра Сергеевича в Крыму Полонскому был год. А Плетнев стал редактором "Современника" после смерти Пушкина. Примеры элементарной безграмотности можно найти в энциклопедиях, в словарях, в художественной литературе.
- Лидия Николаевна, получается, что россияне, придумавшие слово "интеллигенция", уже не живут геном интеллекта?
- Когда-то писатель Боборыкин ввел это слово в русскую речь. Геном интеллекта Россия явно не живет. Пока она просто выживает. Но всегда хочется надеяться, что кризис рано или поздно пробудит в нации те скрытые творческие силы, которые и возродят ее самосознание, ее духовность, ее интеллект.
- И последнее: может ли высокая литература появиться в провинции? Или "талант" и "популярность" - это приоритет столичных писателей и поэтов?
- Безусловно, писатели стремятся в столицу. И не только потому, что там больше возможностей для издания книг - теперь печататься можно и на периферии. В столице всегда есть стимулы для созидания - там другой темп жизни, больше впечатлений, интересного общения. Но во все времена таланты в России жили не только в Москве и Петербурге. Например, Виктор Астафьев или Михаил Бахтин. По-моему, когда талант или гений оказывается в провинции поневоле, то для него это трагедия, для провинции - счастье. В Еврейской автономии самым талантливым поэтом для меня стал Анатолий Овечкин. Когда-нибудь творчество этого человека исследуют, о нем напишут книги... Но это будет потом. Жаль, что, когда Овечкин был жив, о его стихах знали немногие...".
"Кто задает современные стандарты" - материал с таким названием опубликовала областная газета "Биробиджанер штерн". На вопросы корреспондента газеты отвечала директор областного института усовершенствования учителей Татьяна Файн. Тема разговора недавнее послание президента страны.
- За последние годы практически впервые на таком высоком уровне подчеркнута значимость учительского труда. Как вы оцениваете эту часть послания президента России?
- Когда руководитель страны придерживается четкой и ясной позиции по такой острой теме, высоко поднимает статус учителя и отдает должное его роли для будущего страны, - это очень приятно и вместе с тем очень ответственно. Владимир Владимирович Путин смело и открыто обозначил проблему крайне низкой заработной платы учителей, что вселяет веру в будущие конкретные шаги, которые позволят всем работникам образования быть более защищенными в материальном плане. Но, по моему мнению, обращение к проблеме заработной платы учителей должно рассматриваться не столько как главный постулат в этой части президентского Послания, сколько как понимание президентом педагогической ответственности за будущее страны.
- И вы считаете, что из России реально сделать "город Солнца" силами только одних учителей?
- Но президент вовсе и не перекладывает это на учительские плечи. Он лишь правомерно утверждает, что от качественной, профессиональной работы педагогов, от их каждодневного кропотливого труда по формированию нынешней и будущей элиты России зависит степень защищенности нашей страны, уровень свободы, справедливости и демократии в ней.
- Кстати, о демократии: вы всерьез верите, что она может быть в нашей стране? И вообще, с чего, на ваш взгляд, начинается демократия?
- Истоки демократии, свободы и справедливости очевидны. Это - совесть, доброта, милосердие. В российском обществе эти ценности всегда доминировали, а значит, у нас есть все предпосылки для построения истинной демократии. И когда некоторые политики или чиновники разделяют эти понятия, они неизбежно заставляют общество скатываться назад. А сейчас, когда Россия справедливо претендует на лидерство по многим направлениям, у нас, россиян, нет права поворачивать историю вспять.
Поэтому сегодня призыв Путина "учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии" актуален как никогда. Язык сотрудничества является ключевым понятием для педагогической общественности уже с начала 90-х годов, когда появилась педагогика сотрудничества, суть которой - максимальное раскрытие внутренних возможностей и ресурсов каждого ребенка для обеспечения его будущего успеха не только в школьной, но и во взрослой жизни.
- С одной стороны, вы поддерживаете президента в его уверенности, что учитель должен формировать элиту нации, с другой - говорите о педагогике сотрудничества, призванной воспитать Личность в каждом ребенке. Так чем же должен заниматься педагог: готовить избранных (а элита - это избранные) для неких высоких целей или формировать умы молодого поколения в целом?
- В новой свободной России должна быть широкая прослойка элиты. Элита - это интеллигентные, грамотные люди, способные к прогнозированию личного, производственного и государственного успеха на основе консолидации самых разнообразных ресурсов. Именно элита может обеспечить конкурентоспособность конкретной отрасли производства или научного направления, отдельного предприятия или учреждения. Считаю, что данное суждение из президентского послания является для нас - всех представителей педагогического сообщества - руководством к действию: на всех ступенях российского образования необходимо всех учащихся, студентов учить хорошо и качественно, обеспечивая тем самым каждому выпускнику и конкурентоспособность во взрослой жизни, и определенную элитарность.
- Как же учитель может реально обеспечивать все те сложные и весьма ответственные функции, которые на него возложены президентом в послании 2005 года? Почему учитель опять "один в поле воин"?
- Я полностью разделяю лейтмотив вашего вопроса по защите учителя и всего педагогического сообщества, но сегодняшний учитель получает серьезную научно-методическую поддержку по разным каналам, в том числе и от областного института усовершенствования учителей (ИУУ).
Ежегодно в институте через разнообразные формы повышения квалификации (курсы, семинары, консультации, практикумы по социально-педагогическому проектированию и моделированию образовательных программ и технологий, моделированию стратегического развития образовательного учреждения или образовательной системы школьного, муниципального и регионального уровней) проходит около 3 000 работников образования. Кроме того, в ИУУ действуют "Школа молодых педагогов", "Мастерская школьных психологов", "Лаборатория развивающего обучения в начальной школе", "Школа педагогов-исследователей", "Областная школа методистов", деятельность которой направлена на повышение квалификации методистов всех уровней, руководителей районных и школьных методических объединений. Созданы и активно функционируют сайт областного ИУУ и электронный банк данных "Педагогические кадры ЕАО". Издается ежеквартальный журнал "Педагогический вестник ЕАО", который, кстати, поступает в библиотеки Государственной думы и Совета Федерации, а также в библиотеку администрации президента РФ.
- Учитывая такое пристальное внимание президента к проблемам образования, намерены ли вы вместе со своими коллегами как-то скорректировать работу института?
- Каждодневная деятельность областного ИУУ направлена на повышение квалификации педагогических работников области, на совершенствование их профессионально-педагогической компетентности. Очевидна позиция Путина по усилению ценностной составляющей профессионализма учителей. Ведь учитель должен быть убежденным в необходимости изменений, о которых говорит президент. Только тогда каждый педагог станет ретранслятором Президентской позиции. Именно" это - ценности свободы, демократии, ответственность за будущее России и другие положения президентского послания дополнят содержание наших программ повышения квалификации.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- В России объяснили попытки Франции начать переговоры с Москвой по Украине
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Центробанк: раздача денег населению только разгонит инфляцию