23 декабря президент России Владимир Путин на своей ежегодной большой пресс-конференции провел параллель между непризнанной республикой Абхазия и Косово, которое, по словам российского президента, "отделяется по факту". Корреспондент ИА REGNUM попросил прокомментировать высказывания Владимира Путина видных представителей грузинского политического спектра.

Премьер-министр Грузии Зураб Жваниа:

Это - абсолютно неприемлемые параллели. Я хочу сказать, что Абхазия остается последней территорией в Европе, где пока не ликвидированы результаты этнической чистки, осуществленной в данном случае против грузин. В Косово, наоборот, имела место этническая чистка албанцев. То есть, если проводить параллели, то параллель заключается в том, что в Абхазию - также, как и в Косово - должно вернуться то население, которое стало жертвой этнической чистки.

Член парламента Грузии Гига Бокериа:

Абхазия - составная часть Грузии, и никто не может поставить это под сомнение. Мы очень оптимистично настроены в отношении того, что сможем урегулировать эту проблему политическими методами - если нам не помешают внешние силы. Что касается аналогии с Косово... Во-первых, под серьезным вопросом стоит само то, идет ли сегодня Косово к независимости? По-моему, об этом и речи нет. Там дело обстоит наоборот. К сожалению, тогдашнее правительство Сербии сделало все для того, чтобы не урегулировать эту проблему политически. Не смотря на то, что к этому было подключено все международное сообщество, они практически не дали своим согражданам возможности почувствовать себя полноценными гражданами своей страны. У нас политика прямо противоположная.

К сожалению, со стороны нашего северного соседа мы видим только вмешательство - в том числе и подавление политической воли проживающих в Абхазии наших абхазских сограждан. Это мы все вместе наблюдали там на последних выборах. Если нам не будут мешать и дадут возможность правительству Грузии, гражданам Грузии, нашему обществу, нашим согражданам в Абхазии и международному сообществу политическим путем найти общий язык, то эти проблемы будут урегулированы без всякого конфликта. Главная причина, по которой сегодня явления не идут в правильном направлении, является грубое вмешательство нашего северного соседа в наши внутренние дела. Проблема - в этом. Я не говорю, что у нас самих по себе нет проблем с нашими абхазскими согражданами - проблемы есть, но эти проблемы решатся, если не будет места насильственному и грубому вмешательству извне, что мы, к сожалению, наблюдаем до сих пор. И заявление Путина - пример этому.

Глава комитета парламента Грузии по правам человека Эленэ Тевдорадзе:

Я просто хочу отметить, что Путину надо лучше знать историю Грузии, и тогда он, наверно, будет меньше делать таких политических и тактических ошибок. Если мы говорим о Югославии - мы прекрасно знаем, что это был симбиоз нескольких разных уголков, которые были объединены с помощью Советского союза. Что же касается Абхазии, то Грузия начиналась с Абхазии. Это - исконная земля Грузии. Со стороны Путина я вообще выслушала столько ляпсусов, и не только в адрес Косово и Абхазии... Я считаю, что когда президент проводит такую широкую пресс-конференцию и приглашает энное количество журналистов, то, конечно, он должен быть подготовлен лучше.

Член парламента Грузии Ника Гварамиа:

Я думаю, что Россия, в лице ее президента, объявила свою окончательную изоляцию от цивилизованного мира, и это не кончится для России хорошо. Что касается дипломатических заявлений господина Путина, то я не рассматриваю эти заявления как заявления человека, авторитетного в дипломатической сфере. Проведение параллелей между вопросами Косово и Абхазии является полным абсурдом. Вместе с тем, вопрос Косово не был решен против Югославии. Просто там была проблема абсолютно другого типа - проблема геноцида косовцев. Если же оставить все в сторону, то там в разрешении конфликта приняло участие международное сообщество, и мы согласны, чтобы и в разрешении нашего конфликта приняло участие международное сообщество, а не Россия.

Член парламента Грузии, один из лидеров Республиканской партии (оппозиция) Ивлиан Хаиндрава:

Я думаю, что это - классическое выражение двойных или тройных стандартов России. По-моему, параллели здесь не могут проводиться. Если взять чисто арифметические данные, то в Косово количество албанцев к тому моменту, когда там началось кровопролитие, составляло около 90 процентов. В Абхазии грузинское население составляло практически половину. Нельзя проводить параллели также, если взять численности беженцев в обоих случаях. И я вовсе не стал бы говорить так категорично, как говорит господин Путин, что вопрос Косово будто бы решен. Если бы международное сообщество было готово придать Косово независимость, то это уже было бы сделано. Но дело в том, что там находятся в процессе поиска такого статуса, который не создаст совершенно новый в принципе прецедент - к тому же, в самом сердце Европы - который может вызвать совершенно нежелательные последствия. Нужно учитывать и протекающие в Европе интеграционные процессы, именно в формате которых может быть найдено решение проблемы Косово. И я не буду противником того, если процесс евроинтеграции затронет и Грузию вместе с Абхазией, и проблема Абхазии будет решена как раз в контексте евроинтеграции.

Обратим внимание - как и развал Советского союза, развал Югославской федеративной республики произошел по границам союзных республик. До границ автономий не дошло. Наверно, российский политический истеблишмент должен осознавать то, что создание такого прецедента и дезинтеграция до уровня автономий содержит гораздо больше опасностей для России, чем для Грузии. Это будет началом полной дезинтеграции России. Поэтому возможно, что в таких вопросах между Грузией и Россией скорее будет совпадение, а не столкновение интересов.

Когда мы говорим о каких-то процессах и нормах, то нельзя пренебрегать той нормой, которая дает беженцам право на возвращение в места своего проживания. Определенный пересмотр этой нормы произошел во время процессов, развившихся в Боснии и Герцеговине, но никто не пытался опровергнуть эту норму. И я уверен, что никто и не попытается, потому что она, в конце концов, входит в соприкосновение с фундаментальными правами человека.

Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гиорги Хаиндрава:

Я думаю, что Косово никакого отношения не имеет к тому, что происходит в Абхазии. У каждого региона своя судьба, своя история и своя специфика - поэтому никакие сравнения абсолютно не имеют под собой почву. Косово - это один вопрос, Абхазия - это совсем другое, Южная Осетия - третье... В каждом конкретном случае есть оригинальность, которую надо обязательно учитывать. То, что отношение к нам со стороны российской политики не совсем корректное - это мы все прекрасно видим, и абхазские события это четко и ясно показали. Я думаю, что та часть выступления Путина, где он говорит о территориальной целостности и суверенитете Грузии, о том, что у него дружеские, теплые отношения с президентом Саакашвили - более конструктивная часть, которая дает нам возможность заглядывать в будущее с надеждой на то, что взаимоотношения между Грузией и Россией будут такими, какими они должны быть и каких ждут наши народы. Что касается конфликтов в Грузии, то я думаю, что если этим процессам не будут мешать извне, то мы найдем общий язык с нашими братьями и в Южной Осетии, и в Абхазии. И этот процесс идет. Абсолютно ясно видно, что этот процесс идет, и идет не сверху вниз, а снизу вверх, как и должно быть, потому что сами люди требуют от нас того, чтобы мы нашли общий язык. Это - требование народов, и мы все обязаны исполнить его. Все, кто будут мешать этому, останутся вне игры - это однозначно. В игре останутся только те люди и те силы, которые работают на нашу общность и наше единство. Те, кто работают против этого - остались в XX веке.

Глава парламентской фракции правящей в Грузии президентской партии "Единое национальное движение" Маиа Надирадзе:

Если я буду комментировать любое действие Путина, как и любые выходки российских властей за последнее время, то я буду вынуждена вернуться к своей старой профессии - психологии, и на основе анализа их высказываний сделать вывод, что они в очень плохих отношениях со временем и не понимают, что происходит на свете. Это - политическая оценка, но, в этом случае, вместе с тем и итог научного анализа. То, что сказал Путин - это, по-моему, политическая близорукость, когда ты не можешь разобрать явления между собой и приводишь в пример только то, что ты слышал. Это характерно для человека очень низких способностей, и когда это делает политик такого ранга, то это означает движение к какой-то неизведанной бездне.

Глава комитета парламента Грузии по внешним отношениям Котэ Габашвили:

Это - очень серьезная ошибка. Политически было сказано то, что не надо было говорить. Страна, которая заявляет о своем участии в "Группе друзей" Генерального секретаря ООН и взяла на себя роль миротворца, вдруг говорит, что она думает, что с территориальной целостностью, о которой ею все время говорилось перед этим, видимо, не совсем так и Абхазия, наверно, пойдет по пути Косово. Такие взаимоисключающие вещи обычно не должны говориться. Но я не считаю это трагедией, потому что тут было сказано абсолютно то, что на уме. То, о чем мы в Тбилиси долгое время говорили, еще раз было подтверждено Путиным - Россия больше думает о том, чтобы отторгнуть Абхазию от Грузии, а не о том, чтобы помочь территориальной интеграции Абхазии в состав Грузии. Не думаю, что нам стоит делать какие-то новые выводы - выводы уже давно сделаны и нам и так все ясно. Если же считать, что это была какая-то оговорка - потому что в его речи было еще несколько огрехов, как, например, насчет сионизма и антисемитизма, которые потом два дня поправлял весь аппарат российского президента и три дня обыгрывали все российские СМИ, чтобы выправить ту ошибку, которая была там допущена... Если это ошибка и российский президент и российский истеблишмент считает своим долгом помочь территориальной интеграции Грузии, то мы это приветствуем. А если это не так, то этот статус-кво нам и без того известен.

Член парламента Грузии, глава партии "Новые правые" (оппозиция) Давид Гамкрелидзе:

От начал и до конца пресс-конференция Путина была наполнена очень многими, мягко говоря, ляпами. С его стороны было множество провокаций в адрес Грузии. В то же время его высказывания в адрес Америки, в адрес Японии... Я думаю, что Путин настолько выпадает из своего русла, настолько потерял контроль над целым рядом процессов - окончательным детонатором чего для него стали события в Украине - что президент России делает взаимоисключающие заявления и, по-моему, допускает элементарные ошибки. Я хочу считать, что он просто не контролирует свои слова, итогом чего и стало проведение параллелей с Косово. Если же он так понимает и видит Абхазию, то я хочу заверить, что Путин очень скоро окажется перед очень серьезной проблемой внутри самой России. С такими подходами и такой политикой он столкнется с этими процессами на территории самой России, где, как известно, в очень многих регионах есть сепаратистские устремления. Пока они себя более-менее сдерживают, потому что не имеют перспективы международной поддержки, но если сам Путин станет сторонником такого сепаратистского движения, уверяю, неконтролируемые процессы разовьются в самой России и это завершится полным распадом России.