Все начальники РФ пошли в Арктику. Зачем?
25 августа 2020 года опубликован Указ Президента Российской Федерации «О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике». Это говорит о повышении значения этого макрорегиона для России, и нарастании международных противоречий вокруг него.
В Положении о комиссии значится не только аналитическая работа по вопросам безопасности, но и подготовка предложений по вопросам социально-экономического развития арктической зоны, включая расширение её ресурсной базы, развитие транспортной, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности с учетом глобальных изменений климата, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, развитие системы особо охраняемых природных территорий.
Комиссия получила полномочия по формированию проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, социально-экономического развития арктической зоны, оценки эффективности расходования бюджетных ассигнований на эти цели.
Направления работы межведомственной комиссии Совета Безопасности во многом перекрывают полномочия правительственной Государственной комиссии по вопросам развития Арктики возглавляемой вице-премьером Ю. Трутневым. По сравнению с ней статус комиссии СБ РФ резко повышен. Если в госкомиссию входит помимо прочих вице-премьер, 2 министра, 11 замминистров, то в комиссию СБ РФ — вице-премьер, 11 министров и 4 представителя президента РФ в федеральных округах.
Состав комиссии Совета Безопасности по Арктике включает таких «тяжеловесов», как министры обороны, финансов, иностранных дел, и министров экономического блока, что позволит обсуждать на заседаниях комиссии практически все вопросы.
Комиссия Совета Безопасности практически поглотила госкомиссию, которая будет, очевидно, заниматься детализацией уже принятых решений комиссии СБ РФ.
Можно предположить два варианта развития событий. Оптимистический, если Д. Медведев сделает комиссию главным направлением своей работы в СБ РФ и подберет из числа «своих кадров» генератора идей, что позволит скорректировать существующие перекосы, в частности накачку ресурсами уязвимого во всех отношениях Мурманска. Состав комиссии СБ РФ стимулирует сбалансированность. Вряд ли такой «тяжеловес», как министр обороны С. Шойгу, вопреки военной науке будет согласен с идеей «столицы Арктики» в Мурманске. Да и другие федеральные министры, в обязанности которых входит развитие всех регионов, готовы концентрировать арктические ресурсы в одном.
Второй, пессимистический, вариант — комиссия станет одним из вялотекущих коллегиальных начинаний, Д. Медведев не станет «генератором идей» и окажется проводником идей Ю. Трутнева. Диспропорции, заложенные в концепцию «Мурманск — столица Арктики», в сочетании с возможностями «звездного состава» новой комиссии, только усилятся.
Многое зависит от Дмитрия Медведева лично — как он возьмется за Арктику, и насколько его подкрепит в самостоятельных решениях Владимир Путин.
А проблем в Арктике накопилось множество.
Во-первых, упомянутая уже концентрация ресурсов в уязвимом Мурманске. Сосредоточение судоремонта, портовых и транспортных узлов, управления в одной точке на фоне все более враждебных действий Норвегии, усиления ее военной мощи и привлечения войск США и Великобритании на север страны рождает вопросы без ответов. Влияние «норвежских денег» на элиту Мурманска также вызывает вопросы.
Закон о налоговых льготах резидентам Арктической зоны удачен. Но осуществление идеи с «арктическим гектаром», без программы социально-экономического развития макрорегиона, только дискредитирует разворот государства в Арктике.
Нужна полноценная госпрограмма развития макрорегиона, к составлению которой подступалось министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, но так и не смогло ее разработать. Подмена такой программы «Фондом развития Арктики», сформированным из налоговых поступлений по новому закону о льготах, не решает проблемы. Процедуры составления и принятия госпрограммы балансирует интересы регионов, центра, отраслей и крупнейших предприятий. Правление фонда не ограничено такими процедурами, и вхождение в него представителей «отовсюду» не гарантирует от волюнтаризма и «темных» решений.
Проблемой является проникновение по линии Баренц-секретариата на Север России норвежской «мягкой силы», финансирующей лояльных Норвегии российских журналистов, представителей культурной и политической элиты. Адекватного ответа на это влияние регионы и Москва дать не могут.
Проблемой для освоения Арктики является угроза разливов нефти, что дискредитирует разработку Россией здешних природных богатств.
Проблемой Якутии, занимающей 17% территории РФ, является диспропорции в представительстве в органах власти русских и якутов.
Проблемой становятся климатические изменения, ущерб по которым становится непосильным для регионов. Технических или научных решений по профилактике их ущерба незаметно.
Создание межведомственной комиссии СБ РФ по Арктике прокомментировал Константин Добрынин, экс-сенатор от Архангельской области, статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов РФ:
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- Как в России отметят День матери
- Медведев заявил, что без поддержки НАТО конфликт на Украине завершится
- Путин: средств противодействия «Орешнику» не существует — 1003-й день СВО