Россия, Индия и Иран создают свой «шелковый путь»
Иранский телеканал Press TV выступил с сенсационной новостью. В ноябре Россия, Индия и Иран обсудят запуск международного транспортного коридора «Север — Юг», протяженность которого составит 7,2 тысячи километров. Товары будут идти из Индии (порт Мумбаи) в иранский город Бендер-Аббас на побережье Персидского залива, затем в Бендер-Энзели на побережье Каспийского моря, откуда пойдут по морю в Астрахань и далее по железной дороге в Европу. Сенсация в том, замечает японская газета «Нихон кэйдзай», что в 2002 году, когда появилась эта идея и было достигнуто соглашение о создании коридора Россия — Индия, ее поддержал в первую очередь Азербайджан. И в 2005 году Баку присоединился к этому проекту.
Но до недавнего времени больше говорилось о подготовке к эксплуатации новой железнодорожной линии Решт — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан), которая является последним недостающим звеном прямого железнодорожного маршрута по западной ветви коридора «Север — Юг». Проводилось его тестирование, однако Press TV об Азербайджане не упоминает вообще. Похоже, что задействован первый вариант транскаспийского маршрута с использованием российских морских портов (Астрахань, Оля, Махачкала) и портов Ирана (Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад). И отодвинут в сторону второй, предполагающий прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы Самур (Россия) — Ялама (Азербайджан) с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) — Астара (Иран). Существует и третий вариант: прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркмения) — Серахс (Иран) и Акяйла (Туркмения) — Инче Бурун (Иран), но в данном случае мы его не рассматриваем.
Есть следующие важные нюансы. Во-первых, коридор Индия — Иран — Россия обходит закавказские республики. Во-вторых, предполагаемый маршрут доставки грузов в Европу минует Турцию. В-третьих, появляется реальная альтернатива не только китайскому проекту «Один пояс, один путь», но и традиционным маршрутам по этому направлению (Суэцкий канал — Черноморские проливы Турции; Суэцкий канал — порты бывшей Югославии; Суэцкий канал — Гибралтарский пролив — порты Бельгии/Голландии). Наконец, речь идет не только об экономических (прежде всего, транзитных доходах), но и демонстрации геополитических преимуществ данного коридора для Индии, России и Ирана, переводе «босфоро-дарданелльского» грузового транзита на новый коридор с участием прежде всего Тегерана, который по совокупности параметров (Персидский залив — Каспий) превращается чуть ли не в главный морской и сухопутный коридор из Азии в Европу. А Россия — надежный транзит для Центральной и Северо-Западной Европы (Германии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, региона Скандинавии и Балтийского моря).
Реализация подобного гигантского проекта откроет новые горизонты в мировой геополитике, внесет серьезные изменения в глобальную экономику, в первую очередь ее транспортную инфраструктуру. По оценке экспертов, может быть создан замкнутый геополитический треугольник: ЕС — Россия — Иран с выходом на Индийский океан (минуя Средиземное море и путь вокруг Африки, а также многосторонний транспортный сегмент ЕС — РФ — ответвление на Иран и Южную Азию — Дальний Восток и до Китая и Кореи. То есть Москва и Тегеран стали бы самым коротким и дешевым транзитным путем из Европы в Южную и Юго-Восточную Азию. Но прежде всего такой маршрут может стать транспортной осью российско-иранского союза и структурообразующим фундаментом для экономики целого ряда других регионов.
Многообещающий потенциал транспортного коридора Индия — Россия — Иран указывает на то, что значение транспортных сетей возрастает, а от географии, истории и политики никуда не деться. С его запуском в мире сложится совершенно иная глобальная транспортная, экономическая и геополитическая конфигурация, которая серьезно укрепит роль России, Ирана и Индии в мировых делах.
- Премьер Венгрии назвал предстоящий год фантастическим, но при одном условии
- ВСУ атаковали Васильевку и Каменку-Днепровскую в Запорожской области
- Как в российских городах обновляют общественный транспорт
- Нацпроект улучшил жилищные условия почти 22 млн россиян
- В Норильске из школьного меню исключили свинину