Учитель физики из города Караганды Юрий Пак готов войти в историю Казахстана. Напомним, 3 октября 2016 года педагога осудили на два года лишения свободы в колонии общего режима по делу о «заведомо ложном сообщении о готовящемся акте терроризма». Общественность Казахстана уверена в его невиновности. Доказательства по делу обсуждают в местных соцсетях. Пресс-конференции с пояснениями деталей дела дают прокуроры и судьи.

А накануне с официальным обращением к Генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову выступила старшая дочь президента Казахстана, бывший вице-премьер, а ныне сенатор (депутат верхней палаты парламента — ИА REGNUM ) Дарига Назарбаева. Сегодня, 13 октября, сенатор пояснила журналистам, в чем суть ее обращения.

«Депутаты Парламента не имеют права вмешиваться в дела судебной системы. Это отдельная законодательная ветвь власти. Но постольку поскольку очень много противоречивой информации: и в интернете, и в социальных сетях, и в прессе, я решила направить письмо в Генеральную прокуратуру с просьбой еще раз внимательно рассмотреть все материалы дела (Юрия Пака — ИА REGNUM ). Теперь мы будем ждать ответа от Генеральной прокуратуры. Мы не можем судить, кто здесь прав, кто не прав, потому что никто из нас не знает детально всех материалов дела. Поэтому такое письмо и такая просьба была направлена. Это все, что на сегодня может депутат», — сообщила Дарига Назарбаева.

И сегодня же в Караганде состоялась пресс-конференция с участием жены и адвоката Юрия Пака.

«После оглашения приговора по делу моего подзащитного Юрия Пака в планы защиты не входило проведение каких-либо публичных акций, в том числе и пресс-конференций. Но поскольку абсолютно все органы высказались по данному делу и высказали, я подчеркиваю, свою официальную точку зрения — каждая сторона имеет право выражать свое мнение, мы с уважением относимся к мнению наших оппонентов, но дьявол кроется в деталях, — цель нашей пресс-конференции предоставить журналистам те доказательства, которые были предоставлены следствию и были предметом рассмотрения на судебных заседаниях. И после оглашения приговора мы имеем право предъявлять их в целях обоснования позиции защиты», — пояснил причины проведения пресс-конференции адвокат осужденного учителя Сергей Ким.

Прежде всего, адвокат прокомментировал один из основных доводов обвинения о том, что Юрий Пак отказался предоставить образцы своего голоса для проведения экспертизы.

«Это очень серьезное обвинение. 4 августа 2016 года, после того, как нам предложили сдать образцы голоса, мы подали заявление в суд, в котором указали, что подсудимый Пак не отказывается от дачи образцов. Но мы считали, что данное отобрание целесообразно лишь при проведении повторной экспертизы по делу. Обращаю ваше внимание, что после того, как в Алма-Ате был дважды изменен цифровой аудиофайл (речь идет об исходной записи голоса злоумышленника, сообщившего о намерении заложить бомбу в карагандинском ЦУМе — ИА REGNUM ), мы подали ходатайство о признании данного вещественного доказательства недопустимым доказательством по делу. Мы предполагали, и наши предположения оказались верны, что при изменении хешсуммы кода (при сжатии файла — ИА REGNUM ) в корне изменяется аудиозапись», — отметил Ким.

Адвокат также сообщил, что в его распоряжении есть письменное подтверждение того факта, что сотовый оператор списал с баланса Юрия Пака сумму, эквивалентную оплате за 6-секундный звонок, в то время как запись с голосом злоумышленника превышает две минуты.

Напомним, 14 апреля 2015 года в Центр оперативного управления (ЦОУ) Караганды позвонил неизвестный, который сообщил о своем намерении заложить бомбу в здании карагандинского ЦУМа. Прошла эвакуация сотрудников и посетителей магазина. Однако саперы бомбу не обнаружили. По факту телефонного терроризма было возбуждено уголовное дело. В результате проведенных оперативно-следственных мероприятий карагандинская полиция вышла на учителя физики в средней школе №86 Юрия Пака. По версии следствия, звонок на пульт полиции был сделан с его телефона.

Сам же учитель вины своей так и не признал. По его словам, в тот момент, когда был совершен звонок, он помогал коллегам-женщинам носить парты. А мобильный телефон в это время лежал в сумке в соседнем кабинете. Версию Пака подтвердили коллеги. Однако полицейские учителям не поверили и провели несколько голосовых экспертиз. Последняя из четырех экспертиз, проведенная в Алма-Ате, подтвердила, что «голосовые образцы, начинающиеся со слов «полиция, здравствуйте» до слова «алло» принадлежат Юрию Паку».

«Никаких следов монтажа на записи нет. В каких условиях (на улице, в здании) была произведена запись, установить невозможно», — говорится в заключении экспертов.

Однако защита настаивает на том, что голосовые образцы отправлялись на экспертизу в Алма-Ату по электронной почте, для чего были сжаты до необходимых для пересылки размеров. По мнению некоторых экспертов, изменение объемов файлов могло повлиять и на качество записи, что привело к неправильному заключению.

Также, по данным оператора мобильной связи, звонок с аппарата Юрия Пака на номер оперативной службы длился 6 секунд. Остальная часть записанного звонка была сделана с другого номера. Сторона обвинения настаивает, что звонок длился более двух минут, так как произошла техническая переадресация. Обе стороны оперируют заключениями из одного и того же источника: национального оператора связи «Казахтелеком».

Суд уже осудил Пака на 2 года лишения свободы в колонии общего режима.

После того, как в социальных сетях и СМИ поднялась шумиха по этому поводу (люди считают приговор учителю необоснованным и незаконным), а на одном из интернет-сервисов по созданию общественных петиций появилось обращение к президенту Казахстана в защиту Юрия Пака, прокуратура Карагандинской области выступила с заявлением, в котором потребовала от СМИ не формировать общественное мнение о невиновности учителя физики. Примечательно, что на следующий день началась серия пресс-конференций как со стороны прокуратуры, так и со стороны суда.

Дело оказалось настолько резонансным, что, возможно, повлечет за собой ряд дополнительных исков. К примеру, ряд критических замечаний по работе суда опубликовал в социальной сети Facebook не имеющий отношения к делу, но один из самых известных в стране адвокатов Джохар Утебеков: «Мой призыв перестать зажиматься и дать официальные комментарии по делу карагандинского учителя Юрия Пака услышали и в суде, и в прокуратуре. Они начали отстаивать обвинительный приговор и 2-летний срок за телефонный терроризм. Получилось стремно. Больше всех зажгла пресс-служба Казыбекбийского райсуда. У маленького суда туалет сломан, течет и смрадит, зато целая пресс-служба есть, бгг. «Диспозиция статьи 273 Уголовного кодекса не предусматривает условную меру наказания». Авторы этих слов «приобрели» диплом на заочном либо на юрфаке списывали у будущих адвокатов. Ни в одной статье Особенной части УК условного осуждения и так нет! Оно предусмотрено Общей частью УК. Никаких помех для его применения к Паку в законе нет. Наказание предусматривает санкция, не диспозиция. Условного наказания нет, есть условное осуждение. Наказание в виде лишения свободы при условном осуждении как раз есть. «Звонок на номер 112 поступил с мобильного телефона марки Samsung GalaxyS4mini». Фигасе, я такого в уголовных делах не видел! В полиции научились модель телефона по звонку определять? На кой нам тогда ЭКСПО? Мы и так на передовой научно-технической революции! Охотно допускаю, что это возможно. Ну так суд должен был разжевать, как сей факт установили», — написал Утебеков в своем посте 7 октября.

Сегодня, 13 октября, стало известно, что Карагандинский филиал «Союза судей» возмущен комментариями адвоката Джохара Утебекова о некомпетентности рассмотревшей дело судьи Алии Жошевой.

«Адвокат Утебеков Д. в своем посте, цитируя опубликованную журналистами формулировку «диспозиция статьи 273 Уголовного кодекса Республики Казахстан не предусматривает условную меру наказания», указал о некомпетентности судьи. Утебеков Д. позволил себе некорректно высказаться о судье. Не имея достаточного материала, а лишь выбрав цитаты из высказываний журналистов, дал негативную оценку профессионализму, правовой грамотности, образованию судьи и судей, при этом затрагивая ее честь и достоинство, а в целом всего судейского корпуса. Ни в пресс-релизе, ни в приговоре судом не были указаны такие основания, на что ссылается Утебеков Д., а потому он должен принести извинения, в противном случае за нами остается право обращения в суд за защитой чести и достоинства судьи. Судья является носителем судебной власти. Утебеков Д. являясь профессиональным защитником, выполняя миссию служения праву и закону, должен был содействовать утверждению и реализации принципов верховенства права, а не допускать подобного рода высказывания в адрес судьи. Поведение адвоката должно отвечать требованиям закона и принципам нравственности как при оказании им юридической помощи, так и в быту и личной жизни», — говорится в заявлении Карагандинского филиала «Союза судей» за подписью его председателя Надежды Кузнецовой.

Следует отметить, что это уже не первый факт давления на тех, кто выступает в поддержку Юрия Пака. К примеру, ученики Пака намеревались провести 9 октября забег в поддержку учителя. Однако представители власти школьникам бегать категорически запретили.

«В субботу к нашим детям пришли какие-то представители, как они сказали, с милиции или с КНБ. Сказали, что всё это незаконно. Сказали, что за ними следят, чтобы они никому не давали интервью. Нашим детям дали понять, что если они устроят забег, то у них будут неприятности». — сообщили информационному порталу 101tv. kz родители учеников Надежда Наседкина и Лариса Халова.