Украину, Турцию и Азербайджан выводят из «газовой игры»
В рамках Восточного экономического форума «Газпром» подписал с пятью европейскими компаниями соглашение по строительству трубопровода «Северный поток 2» — New European Pipeline AG. Соглашение закрепило состав участников: 51% принадлежит «Газпрому», по 10% у немецкой компании E. On, британско-нидерландской Shell, австрийской OMV и немецкой BASF/Wintershall. Оставшиеся 9% — у французской Engie (бывшая GdF Suez). Начальной точкой двух новых веток станет порт Усть-Луга около Санкт-Петербурга, конечной — Германия. Это не просто техническое решение. Оно содержит в себе серьезную политическую и геополитическую нагрузку. Очевидно, что Германия по-настоящему осознает не только риски, связанные с Украиной, но и их долгосрочный характер. «Северный поток — 2» удвоит пропускную способность нашего бестранзитного и современного маршрута поставок газа через Балтику, — заявил глава «Газпрома Алексей Миллер. — Важно, что это в основном новые объемы газа, которые будут востребованы Европой в условиях падающей собственной добычи». По словам Миллера, участие в проекте грандов мировой энергетики «подчеркивает его значение для обеспечения надежности газоснабжения европейских потребителей».
Ранее Россия объявляла о начале строительства «Турецкого потока». Как известно, это было вызвано желанием отказаться от транзита газа через Украину, после того как Еврокомиссия через Болгарию заблокировала реализацию проекта «Южный поток». Намерения Москвы были озвучены до того, как заговорили о «Северном потоке — 2». В той конфигурации вместо Украины транзитной страной для России становилась Турция, что демонстрировало высокий уровень политического доверия Москвы к Анкаре. Последняя получала новые рабочие места, возможность стать главным энергетическим хабом на Ближнем Востоке, что позволяло ей выступать с сильных позиций как в международной политике, так и в отношении к Европе. Однако Анкара оказалась в плену своих «романтических» геополитических представлений, вместо того, чтобы оценивать ситуацию более реалистически. В итоге Турция попала в эпицентр всевозможных региональных рисков. Она стала тянуть время, хотя публично, как писала турецкая Milliyet, не признавала, что встряла меж двух огней: блоком США — ЕС, обеспокоенным тем, что Россия с помощью данного проекта начнет играть ещё более активную роль в Европе, и Москвой, желающей как можно скорее начать строительство.
Турецкие власти притормозили процесс на фоне продвижения Евросоюзом и Азербайджаном проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP), который был обозначен «главным в обеспечении энергобезопасности Европы». По мнению (турецкой) газеты Yeni Safak, «в такой энергетической конъюнктуре, которая выпадает раз в сто лет, Турция должна была осуществлять уникальную тонкую дипломатию в отношении подготовки и подписания соглашений со всеми странами-поставщиками». Но Анкара «завалилась» в сторону Баку, полагая, что Россия в силу объявленных Западом санкций будет загнана в угол и чуть ли не Турция теперь становится главным гарантом получения Москвой доходов от поставок газа в Европу. Анкара сначала играла на теме получения скидки на российский газ, явно намекая на потенциальные возможности азербайджанского «Южного газового коридора» и потенциальный же транзит через свою территорию иранского, туркменского и даже курдского газа из Северного Ирака. В этой схеме, полагает издание, усилия главного переговорщика с Россией, министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза в отношении «Турецкого потока» преподносились Москве «как великое одолжение Анкары».
В ответ министр энергетики России Александр Новак сделал следующее заявление: «Пока в Турции не создано правительство, предлагать что-либо по «Турецкому потоку» сложно». Это означает, что проект стал упираться в проблему турецкой властной конфигурации, хотя Анкара выдвигала версию о желании Москвы «использовать вопрос скидки цены на газ как инструмент торга». В принципе, Турция могла реализовать свое подкрепленное контрактом право на скидку и её вступление в силу без каких-либо условий. Но когда Россия сама снизила цену на газ, то Анкара ввела в оборот новый инструмент, ссылаясь на необходимость получения отчета об оценке воздействия газопровода на окружающую среду и отсутствие юридической поддержки внутри страны. Как полагают источники ИА REGNUM в Стамбуле, негласно Турция работала в связке с Украиной и Азербайджаном. Ведь для Киева жизненно важно сохранить транзит российского газа в Европу, а Баку — построить TANAP. Однако здесь возникли сложности, связанные с дестабилизацией Ближнего Востока, что если не срывает планы Азербайджана, то создает серьезные проблемы на пути их реализации.
Как заявил в интервью Sputnik экономический аналитик Фуад Ализаде, «руководство Турции вместо ускорения работ по строительству «Турецкого потока» требованиями льгот на поставки российского газа фактически поставило крест на своей возможности стать крупнейшим газовым хабом в регионе», тогда как «руководство Германии демонстрирует практицизм и дальновидность, ставя коммерческие интересы страны превыше политических спекуляций, направленных против России». Кстати, Ализаде не исключает того, что Москва может пересмотреть планы превращения Турции в транзитную страну. В то же время аналитики американского исследовательского центра Stratfor выступили с утверждением, что российский отказ от транзита газа через Украину «не дает Москве большую власть над Киевом, чего ни Европа, ни США не могут допустить». И при этом США, особенно после того, как добились вовлечения Турции в международную коалицию по борьбе с «Исламским государством» (ИГ — структура, запрещенная в России), введя ее в зону войны сразу на три фронта, «подвесили» Анкару и создали ей проблемы для вывода азербайджанских энергоресурсов на европейский рынок.
Теперь заместитель министра иностранных дел Турции по экономическим вопросам Айше Синирлиоглу, ссылаясь на данные Международного энергетического агентства, согласно которым потребности глобальной экономики в сфере энергии будут увеличиваться, заявляет, что «мы не будем отказываться от проектов в энергетической сфере, мы открыты для них, а также будем продолжать проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии». В свою очередь, министерство энергетики России «не ожидает, что Турция подпишет межправительственное соглашение по проекту строительства газопровода «Турецкий поток» до парламентских выборов и создания нового правительства». Однако некоторые российские эксперты считают, что паузой в переговорах по «Турецкому потоку» необходимо воспользоваться для того чтобы перед выходом на межправительственное соглашение более тщательно изучить вариант диверсификации поставок российского газа на южном направлении с учетом существующих на Ближнем Востоке сложных проблем.
Стоит ли действительно прокладывать «Турецкий поток» так, как это было запланировано, или с учетом «Северного потока — 2», ограничиться одной веткой и поставками газа из России лишь в Турцию. По всем прогнозам, внутриполитический кризис в этой стране может затянуться, никто не знает, чем все это закончится для неё вообще, особенно если битва за мандат управления будет иметь такой ожесточенный характер, как сейчас.