Порты Северо-Запада за неделю

ИА REGNUM публикует сегодня, 29 марта, подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за неделю 


Архангельск демонстрирует «арктические» амбиции

Власти Архангельской области продолжают лоббировать интересы региона в государственном мегапроекте освоения Арктики. На этой неделе стало известно о том, что губернатор области Игорь Орлов выступил с инициативой перенести Центральный офис Севморпути из Москвы в Архангельск. «Это была бы первая ласточка: важно начать процесс, а логика его очевидна», — цитирует Орлова пресс-служба. Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, который недавно возглавил Государственную комиссию по вопросам развития Арктики, ранее на встрече с губернатором Архангельской области заявил о том, что «сегодня нужно ближе сдвигать в Арктике все центры принятия решений». «Северный морской путь — супер важная тема. Это огромное преимущество России — самый быстрый путь с запада на восток, с востока на запад. Это фактически наш „ледяной Шелковый путь“. Так где нужно принимать решения по Севморпути? В тёплых московских кабинетах или всё-таки в Архангельске и других городах? Надо уметь делегировать полномочия, привлекать тех людей, которые на месте будут принимать решения, а не бумажки перекладывать через Москву», — подчеркнул Рогозин.

Граждане России намерены инвестировать в Эстонию по-крупному

Зарегистрированная в Эстонии фирма Jukоnoil представила на публичное обсуждение в Силламяэ проект, посвященный экологическим последствиям возведения нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на территории местного порта. Как сообщает РБК, в случае реализации проекта НПЗ будет производить бензин, дизель, а также авиационное топливо. Предполагаемая мощность завода — переработка 2,5 млн тонн нефти в год. Сырье планируется поставлять из России и стран Ближнего Востока. В качестве рынков сбыта продукции в пресс-релизе компании указаны «предприятия Эстонии, Европы и России». Для будущего НПЗ отводится территория площадью 60 га в принадлежащей порту Силламяэ зоне свободной торговли. Владельцами компании Jukоnoil являются гражданин РФ Алексей Скиданов (известно, что он занимается в России телекоммуникационным бизнесом) и гражданин Эстонии Юрий Чалей. При этом, как отмечает издание, председатель совета Jukonoil Геннадий Николаевич Скиданов является полным тезкой бывшего заместителя председателя правления «Нефтегазовой компании „ИТЕРА“, которая с 2013 года входит в „Роснефть“. По данным ИА REGNUM, член совета Jukоnoil Игорь Семенович Клейнер — полный тезка бывшего председателя правления компании Scantrans (в настоящий момент признана банкротом), в состав активов которой входил нефтетерминал в эстонском порту Пальяссааре и бывший председатель совета „Lukoil Eesti“. Jukоnoil планирует инвестировать в НПЗ порядка 880 млн евро. Как подчеркивают местные СМИ, речь идет о крупнейшей прямой инвестиции в промышленность страны „со времен восстановления независимости Эстонии“. Стоимость проекта могут превысить лишь затраты на строительство Rail Baltica, которые составят 1,3 млрд евро.

Как сообщает пресс-релиз компании, предполагается использовать нефть марки „Арабская легкая“, которую будут доставлять в Силламяэ танкерами. Готовую продукцию предполагается вывозить как морским, так и сухопутным транспортом — железнодорожным и автомобильным. Как следует из сообщений эстонской прессы, Jukonoil нацелился и на рынок США. „Мы будем производить около сотни различных продуктов, львиную долю которых составят бензин и дизельное топливо, из остаточных элементов производства будем выпускать, например, смазочные материалы, — цитирует эстонское издание Postimees Игоря Клейнера. — Экспортировать мы намереваемся, например, в Соединенные Штаты Америки, а именно — во Флориду, где действуют особенно высокие требования к качеству автомобильного топлива“.

Стоит отметить, что это второй проект НПЗ, который в данный момент рассматривает мэрия Силламяэ. Осенью прошлого года отчет о воздействии на окружающую среду НПЗ представила другая компания с российским капиталом — STK Group, пишет РБК. Компания принадлежит гражданам РФ Анзору Пруидзе, Галею Набиулину и Павлу Старченко. Они планируют инвестировать в постройку 75 млн евро, мощность завода рассчитана на переработку 1 млн тонн нефти в год. Как пояснил изданию мэр Силламяэ Тынис Калберг, сегодня рано говорить о том, какому проекту отдадут предпочтение, и будет ли вообще построен хотя бы один НПЗ: „Мы и прежде планировали построить в городе разные терминалы и заводы, но не все проекты оказались реализованными. Не исключено, что Jukonoil и STK Group не дойдут до стадии подготовки технических проектов, если решат, что постройка оказывается трудновыполнимой или слишком дорогой. Кроме того, построить второй НПЗ будет сложнее, поскольку вредное влияние на среду увеличивается, и стоимость защитных мер становится дороже“.

У эксперта по проблемам регионального развития на постсоветском пространстве Сергей Артеменко оба проекта строительства НПЗ в эстонском порту вызывают вопросы. „Во-первых, пока я не вижу в проектах убедительной ресурсной базы. Так что вопрос, откуда будут брать сырье, остается открытым. Как показал опыт Мажейкяйского НПЗ в Литве, работать с привозной нефтью в танкерах крайне неудобно и невыгодно. Значит ли это, что НПЗ в Силламяэ изначально будет проигрывать своим конкурентам в регионе?“, — комментирует Артеменко. По его словам, возможен и другой вариант, а именно поставка нефти из России по железной дороге. „Здесь возникает другой вопрос: кто из российских компаний настолько отважный, что при нынешней политической обстановке готов поставлять нефть для переработки в не самую дружественную страну Евросоюза?“, — заявил в комментарии ИА REGNUM эксперт. Он также обращает внимание на то, что в данный момент регион „не испытывает особого дефицита“ в нефтепродуктах. В Литве есть тот же Мажейкяйский НПЗ, принадлежащий польской компании „Орлен“ (объем переработки 12 млн тонн в год), на Северо-Западе России работает Киришский НПЗ (объем переработки 17, 3 млн тонн ежегодно), в Финляндии на двух НПЗ в Порвоо и Наантали осуществляется переработка нефти суммарной мощностью 12,5 млн тонн в год, рассказывает Артеменко. „Пока не очень понятно, кто будет потреблять продукцию Силламяэского НПЗ“, — отмечает эксперт. Кроме того, по словам Артеменко, проект Jukonoil интересен списком лиц, его представляющими: „тут не только бывшие крупные фигуры российского и эстонского нефтяного бизнеса, но и скандально известный эстонский адвокат Айвар Пихлак, фамилия которого всплывает в эстонской прессе каждый раз, когда речь заходит о скандалах, связанных с отмыванием денег в Эстонии“. Отдельно, по словам Артеменко, необходимо отметить, что согласно проектам оба НПЗ планируется разместить рядом с Eurochem Terminal Sillamae, где идет перевалка жидких химических продуктов, „что не добавляет им безопасности“. „Пока эти проекты очень напоминают авантюру, с непонятным результатом“, — отметил эксперт.

Мэр Венстпилса: Минимизировать ущерб от санкций нельзя

„Как и ожидалось, санкции Евросоюза в отношении России обернулись против Латвии“, — такое заявление сделал на минувшей неделе в эфире ток-шоу „Латвийского Радио-4“ „Александр-студия“, градоначальник Вентспилса Айвар Лембергс. „Минимизировать ущерб от санкций нельзя, Вентспилс серьезно теряет грузооборот, происходит переориентация грузов не в нашу пользу“, — признал Лембергс, который является председателем правления Вентспилсского свободного порта.

Грузооборот Вентспилсского порта, который имеет наибольший удельный вес транзитных грузов среди латвийских портов, в январе-феврале 2015 года составил 4,826 млн тонн, что на 18,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На показатели повлиял рухнувший из-за санкций транзит российского каменного угля через порт. Стоит также отметить, что на этой неделе Министерство сообщения Латвии опубликовало доклад о влиянии санкций на транзитную отрасль страны. В результате ухудшения политических отношений с Россией Латвия в первую очередь потеряет транзитные российские грузы угля и нефтепродуктов, считают в ведомстве. Объемы транзита названных продуктов через латвийские порты в 2014 году составили 46,3 млн тонн, по железной дороге — 32,6 млн тонн.

Портовики ожидают от Минтранса решений по „калининградской проблеме“

Тарифная политика Литвы бьет по показателям грузооборота портов Калининграда, пишет газета „АиФ-Калининград“. Объемы грузоперевозок через калининградский транспортный комплекс из года в год снижаются. Для сравнения, в 2008 году было перевезено 18,1 млн тонн грузов, в 2014 — уже 12,6 млн тонн.

»Калининградская область — эксклав, с особым геополитическим положением. И проблемы у нас особые. АО «Литовские железные дороги» ставит морские терминалы Калининградской области в заведомо не конкурентоспособное положение. Для нас транзитные платежи по литовским железным дорогам выше в четыре раза", — рассказал изданию депутат Госдумы, член комитета Госдумы по транспорту Андрей Колесник.

Грузооборот Калининградского морского торгового порта, который принимает на себя основную часть морских грузов в регионе, за январь-февраль 2015 года сократился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Падение наблюдается практически по всем показателям: перевалке черных металлов, углю, коксу. Перед работниками 26 компаний, занимающихся погрузкой-разгрузкой в портах, замаячила угроза массового увольнения. «Мы получили тёмных нефтепродуктов не более 20% от требуемого объёма. Компания на грани банкротства. Без работы могут остаться почти 70 человек. И не мы одни такие», — говорит директор «Трансбалтсервис» (оператор терминала тёмных нефтепродуктов в Калининградском морском торговом порту- прим. ИА REGNUM) Айрат Гайсин. Заместитель генерального директора транспортно-экспедиторской компании «Транс-Эксим» Александр Школа отмечает, что пока массовых увольнений «не наблюдается», но если ситуация станет критической, численность работников может сократиться в 2-2,5 раза. «Мы прогнозируем дальнейшее снижение грузооборота, поскольку не видим никаких решений от Минтранса. Торговый порт стоит полупустой, все выжидают, что будет дальше», — рассказал Школа.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по словам президента Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрия Пятанова, объемы перевалки грузов через отдельные калининградские терминалы сократились на 25-50%. Причин несколько: во-первых, сильно подорожал из-за девальвации рубля транзит грузов по территории Белоруссии и Литвы. Во-вторых, в начале года произошли изменения в ценовой политике ОАО «РЖД» — была отменена тарифная льгота на экспорт нефти и нефтепродуктов через Калининград. «Российские грузы должны идти через российские порты, и мы над этим активно работаем, отстаивая интересы калининградцев в Госдуме», — рассказал «АиФ» депутат Колесник. Он надеется, что первые результаты этой работы появятся уже через два-три месяца.

Российский ледокол «Мурманск» спущен на воду в Финляндии

Дизельный ледокол мощностью 16 МВт «Мурманск» 25 марта был спущен на воду на верфи «Arctech Helsinki Shipyard» в городе Хельсинки (Финляндия). Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе правительства Мурманской области, этот корабль — один из трех линейных ледоколов, который планируется сдать в эксплуатацию в 2015-2016 годах в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». Техническая готовность ледокола «Мурманска» составляет 78%, строительство завершится в августе 2015 года. Ледокол полностью спроектирован в России, его строительство выполняется совместно с Выборгским судостроительным заводом. «Мурманск» способен работать в условиях очень низких температур — до минус 40 и разбивать лед толщиной до 1,5 метров. Новые дизельные ледоколы предполагается использовать в Северо-западном бассейновом филиале Росморпорта. Пунктом приписки нового корабля станет Большой порт Санкт-Петербург. Пополнение ледокольного флота за счет строительства новых судов является одной из приоритетных задач для обеспечения круглогодичной доступности замерзающих морских портов России. Ледокол типа ЛК-16 может проводить суда как в Балтийском море, так и в Северном ледовитом океане.